Список уходящих на пенсию
Подборка наиболее важных документов по запросу Список уходящих на пенсию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.1 "Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам, занятым на работах с вредными и опасными производственными факторами, а также работникам в период не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии. По мнению фонда, спорные выплаты не упомянуты в перечне выплат, не облагаемых страховыми взносами, поэтому подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. Суд пришел к выводу, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, так как выплаты носят социальный характер, не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой ими работы и не являются вознаграждением или оплатой труда.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам, занятым на работах с вредными и опасными производственными факторами, а также работникам в период не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии. По мнению фонда, спорные выплаты не упомянуты в перечне выплат, не облагаемых страховыми взносами, поэтому подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. Суд пришел к выводу, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, так как выплаты носят социальный характер, не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой ими работы и не являются вознаграждением или оплатой труда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные полномочия Высшего совета судебной власти Королевства Марокко
(Соловьев А.А., Шеяфетдинова Н.А.)
("Мировой судья", 2022, N 11)Уполномоченный председатель Совета составляет до конца марта каждого года список магистратов, которые достигнут пенсионного возраста или срок продления полномочий которых завершится в течение следующего года, и уведомляет об этом заинтересованных магистратов. В случае необходимости заинтересованные магистраты вправе направить уполномоченному председателю Совета заявления о внесении исправлений в их данные.
(Соловьев А.А., Шеяфетдинова Н.А.)
("Мировой судья", 2022, N 11)Уполномоченный председатель Совета составляет до конца марта каждого года список магистратов, которые достигнут пенсионного возраста или срок продления полномочий которых завершится в течение следующего года, и уведомляет об этом заинтересованных магистратов. В случае необходимости заинтересованные магистраты вправе направить уполномоченному председателю Совета заявления о внесении исправлений в их данные.
Вопрос: Обязан ли пенсионер отработать 14 дней перед увольнением по собственному желанию, если он уже был уволен в связи с выходом на пенсию у предыдущего работодателя?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, работник-пенсионер, уже уволившийся в связи с выходом на пенсию у предыдущего работодателя, обязан отработать 14 дней перед увольнением, поскольку ранее он воспользовался своим правом на увольнение по его инициативе (по собственному желанию) в связи с выходом на пенсию.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, работник-пенсионер, уже уволившийся в связи с выходом на пенсию у предыдущего работодателя, обязан отработать 14 дней перед увольнением, поскольку ранее он воспользовался своим правом на увольнение по его инициативе (по собственному желанию) в связи с выходом на пенсию.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях". В их числе внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет или достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение, а также внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях". В их числе внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет или достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение, а также внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Статья: Уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности пожилых лиц
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Помимо научного сообщества, на данную проблему регулярно обращают внимание представители законодательной власти, инициируя процесс внесения изменений в УК РФ в части усиления уголовной ответственности за преступления, совершенные против указанной категории лиц. За прошедшее десятилетие депутаты Государственной Думы РФ неоднократно выдвигали соответствующие предложения. В 2014 г. был внесен пакет законопроектов, в соответствии с которыми предложено дополнить статьи 105 ("Убийство"), 158 ("Кража"), 159 ("Мошенничество"), 161 ("Грабеж"), 162 ("Разбой"), 213 ("Хулиганство") УК РФ квалифицирующим признаком в виде совершения деяния в отношении лица, достигшего 70-летнего возраста <25>. Еще два проекта связаны с дополнением перечня отягчающих наказание обстоятельств указанием на совершение преступлений в отношении лиц: 1) достигших возраста 70 лет (2017 г.) <26>; 2) достигших пенсионного возраста (2020 г.) <27>.
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Помимо научного сообщества, на данную проблему регулярно обращают внимание представители законодательной власти, инициируя процесс внесения изменений в УК РФ в части усиления уголовной ответственности за преступления, совершенные против указанной категории лиц. За прошедшее десятилетие депутаты Государственной Думы РФ неоднократно выдвигали соответствующие предложения. В 2014 г. был внесен пакет законопроектов, в соответствии с которыми предложено дополнить статьи 105 ("Убийство"), 158 ("Кража"), 159 ("Мошенничество"), 161 ("Грабеж"), 162 ("Разбой"), 213 ("Хулиганство") УК РФ квалифицирующим признаком в виде совершения деяния в отношении лица, достигшего 70-летнего возраста <25>. Еще два проекта связаны с дополнением перечня отягчающих наказание обстоятельств указанием на совершение преступлений в отношении лиц: 1) достигших возраста 70 лет (2017 г.) <26>; 2) достигших пенсионного возраста (2020 г.) <27>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление "вредного" стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1-го или 2-го классов вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос. Например, граждан обратился в суд с требованием о признании незаконным решения территориального пенсионного органа о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости. Основанием к вынесению данного решения послужил пересмотр выплатного дела истца в ходе внеплановой проверки, которой было установлено, что работа истца в должности машиниста конвейера (стакера) на горнодобывающем и обогатительном предприятии относится к списку 2 должностей с особыми условиями труда, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Работа истца была связана с цианистыми растворами, поэтому работодателем определена по коду льготы, соответствовавшему списку 1. Досрочная пенсия ему была назначена и выплачивалась по списку 1. Согласно списку 1 по данной категории работник, работающий в должности, связанной с цианистыми растворами имеет право на досрочную страховую пенсию по достижении возраста 50 лет и общего трудового стажа в особых условиях труда не менее 10 лет. Для назначения пенсии по списку 2 гражданину требовался специальный стаж большей продолжительности.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление "вредного" стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1-го или 2-го классов вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос. Например, граждан обратился в суд с требованием о признании незаконным решения территориального пенсионного органа о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости. Основанием к вынесению данного решения послужил пересмотр выплатного дела истца в ходе внеплановой проверки, которой было установлено, что работа истца в должности машиниста конвейера (стакера) на горнодобывающем и обогатительном предприятии относится к списку 2 должностей с особыми условиями труда, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Работа истца была связана с цианистыми растворами, поэтому работодателем определена по коду льготы, соответствовавшему списку 1. Досрочная пенсия ему была назначена и выплачивалась по списку 1. Согласно списку 1 по данной категории работник, работающий в должности, связанной с цианистыми растворами имеет право на досрочную страховую пенсию по достижении возраста 50 лет и общего трудового стажа в особых условиях труда не менее 10 лет. Для назначения пенсии по списку 2 гражданину требовался специальный стаж большей продолжительности.
Ситуация: Кто может обратиться и какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)один из неработающих родителей, супруг (за исключением супругов, указанных в п. 3 данного списка), дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, занятые уходом за малолетними детьми, братьями или сестрами кормильца, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)один из неработающих родителей, супруг (за исключением супругов, указанных в п. 3 данного списка), дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, занятые уходом за малолетними детьми, братьями или сестрами кормильца, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца;
Вопрос: По какому основанию может быть уволен работник в связи с поступлением на военную службу по контракту, признается ли это призывом работника на военную службу и должен ли он отрабатывать две недели?
(Консультация эксперта, 2025)При этом, если заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)При этом, если заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ).
Статья: Предлагается расширить перечень лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)В статье 179 ТК РФ определен перечень лиц, которым при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников. К ним отнесены наиболее социально уязвимые категории граждан. В этот перечень предлагается добавить работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в течение пяти лет до наступления такого возраста.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)В статье 179 ТК РФ определен перечень лиц, которым при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников. К ним отнесены наиболее социально уязвимые категории граждан. В этот перечень предлагается добавить работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в течение пяти лет до наступления такого возраста.
Вопрос: Для ремонта офисного здания организация решила принять на работу рабочего-отделочника, который сможет осуществить ремонт и внутреннюю отделку нового офисного помещения. Как можно прописать в трудовом договоре условия труда нового рабочего места, если специальная оценка не проведена?
(Консультация эксперта, 2023)Должность отделочника отсутствует в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Если выполнение работ связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Рабочих строительных специальностей наиболее правильно называть в соответствии с вышеприведенными документами в связи с тем, что после проведения специальной оценки может выясниться, что условия труда работника окажутся вредными и работнику могут полагаться дополнительные льготы, например досрочный выход на пенсию: в разд. XXVII позиции 2290100а-19727 Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, содержится должность штукатура.
(Консультация эксперта, 2023)Должность отделочника отсутствует в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Если выполнение работ связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Рабочих строительных специальностей наиболее правильно называть в соответствии с вышеприведенными документами в связи с тем, что после проведения специальной оценки может выясниться, что условия труда работника окажутся вредными и работнику могут полагаться дополнительные льготы, например досрочный выход на пенсию: в разд. XXVII позиции 2290100а-19727 Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, содержится должность штукатура.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)В перечень лиц, оплата работодателем лечения и медобслуживания которых не облагается НДФЛ, включены также бывшие работники, которые уволились в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности, а также работники, усыновившие или опекающие детей в возрасте до 18 лет (п. 10 и 28 ст. 217 НК РФ).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)В перечень лиц, оплата работодателем лечения и медобслуживания которых не облагается НДФЛ, включены также бывшие работники, которые уволились в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности, а также работники, усыновившие или опекающие детей в возрасте до 18 лет (п. 10 и 28 ст. 217 НК РФ).
Готовое решение: Как облагается НДФЛ материальная помощь
(КонсультантПлюс, 2025)Сумма выплаты в этом случае значения не имеет. Такая материальная помощь освобождается от НДФЛ в полном объеме. При этом рекомендуем запросить у МЧС, МВД или иного компетентного ведомства справку, подтверждающую факт чрезвычайной ситуации или террористического акта, а также списки пострадавших (погибших);
(КонсультантПлюс, 2025)Сумма выплаты в этом случае значения не имеет. Такая материальная помощь освобождается от НДФЛ в полном объеме. При этом рекомендуем запросить у МЧС, МВД или иного компетентного ведомства справку, подтверждающую факт чрезвычайной ситуации или террористического акта, а также списки пострадавших (погибших);
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Однако до принятия Закона N 350-ФЗ моменты приобретения права на страховую пенсию по старости и права на накопительную пенсию были синхронизированы <3>. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) до 2015 г. накопительная пенсия представляла собой элемент структуры трудовой пенсии по старости - ее накопительную часть. Придание ей в последующем значения самостоятельной пенсии носило во многом искусственный характер, поскольку правила предоставления накопительной пенсии в сравнении с накопительной частью трудовой пенсии по старости изменений не претерпели. Таким образом, после 1 января 2015 г. накопительная пенсия и страховая пенсия по старости (наряду с фиксированной выплатой к ней) являлись по сути элементами "совокупного страхового обеспечения" по старости, что проявлялось в том числе в совпадении условий для их назначения <4>. Это нашло отражение также в закрепленном в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о накопительной пенсии легальном определении накопительной пенсии, согласно которому данная выплата предоставляется застрахованному лицу в целях компенсации трудового дохода, утраченного в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. То есть основанием пенсионного обеспечения для накопительной пенсии признавалась старость, и данная пенсия в системе обязательного пенсионного страхования фактически являлась не чем иным, как пенсией по старости. При этом легальное определение накопительной пенсии соотносилось с легальным определением страховой пенсии, закрепленным в п. 1 ст. 3 Закона о страховых пенсиях, в котором в числе оснований пенсионного обеспечения также упоминается наступление нетрудоспособности вследствие старости. Кроме того, нормы, закрепляющие условия назначения накопительной пенсии и страховой пенсии по старости, легальные определения данных выплат корреспондировали ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании), устанавливающей перечень страховых случаев по обязательному пенсионному страхованию и включающей в их число старость, понимаемую как достижение пенсионного возраста. Тем самым в системе правовых норм накопительная пенсия и страховая пенсия по старости являлись страховым обеспечением, предоставляемым в связи с одним и тем же страховым случаем.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Однако до принятия Закона N 350-ФЗ моменты приобретения права на страховую пенсию по старости и права на накопительную пенсию были синхронизированы <3>. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) до 2015 г. накопительная пенсия представляла собой элемент структуры трудовой пенсии по старости - ее накопительную часть. Придание ей в последующем значения самостоятельной пенсии носило во многом искусственный характер, поскольку правила предоставления накопительной пенсии в сравнении с накопительной частью трудовой пенсии по старости изменений не претерпели. Таким образом, после 1 января 2015 г. накопительная пенсия и страховая пенсия по старости (наряду с фиксированной выплатой к ней) являлись по сути элементами "совокупного страхового обеспечения" по старости, что проявлялось в том числе в совпадении условий для их назначения <4>. Это нашло отражение также в закрепленном в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о накопительной пенсии легальном определении накопительной пенсии, согласно которому данная выплата предоставляется застрахованному лицу в целях компенсации трудового дохода, утраченного в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. То есть основанием пенсионного обеспечения для накопительной пенсии признавалась старость, и данная пенсия в системе обязательного пенсионного страхования фактически являлась не чем иным, как пенсией по старости. При этом легальное определение накопительной пенсии соотносилось с легальным определением страховой пенсии, закрепленным в п. 1 ст. 3 Закона о страховых пенсиях, в котором в числе оснований пенсионного обеспечения также упоминается наступление нетрудоспособности вследствие старости. Кроме того, нормы, закрепляющие условия назначения накопительной пенсии и страховой пенсии по старости, легальные определения данных выплат корреспондировали ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании), устанавливающей перечень страховых случаев по обязательному пенсионному страхованию и включающей в их число старость, понимаемую как достижение пенсионного возраста. Тем самым в системе правовых норм накопительная пенсия и страховая пенсия по старости являлись страховым обеспечением, предоставляемым в связи с одним и тем же страховым случаем.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
("Кадровик-практик", 2022, N 10)В список "льготников" предложено включить ветеранов боевых действий (законопроект N 241774-8) и работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста (законопроект N 241792-8).
("Кадровик-практик", 2022, N 10)В список "льготников" предложено включить ветеранов боевых действий (законопроект N 241774-8) и работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста (законопроект N 241792-8).