Списки присяжных
Подборка наиболее важных документов по запросу Списки присяжных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 328 "Формирование коллегии присяжных заседателей" УПК РФПри этом судом первой инстанции, о чем верно указано в кассационных представлении и жалобе, не принято во внимание, что именно порядок составления списка кандидатов в присяжные заседатели определяет в соответствии с ч. 18, 21 ст. 328 УПК РФ состав коллегии присяжных заседателей, выносящей вердикт, соответственно соблюдение указанного в законе порядка и последовательности, в которой кандидаты в присяжные заседатели вносятся в список, имеет существенное значение для формирования законного состава суда для данного уголовного дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Присяжные заседатели
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
Статья: Государственная гражданская служба и муниципальная служба как основание для исключения из списков кандидатов в присяжные заседатели
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Отбор присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Отбор присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
Статья: Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей: проблемы и пути их решения
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)6. Необходимо целенаправленно формировать списки присяжных и делать выборку из них с использованием искусственного интеллекта для обработки массива данных, содержащихся в государственных информационных системах, при отборе кандидатов.
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)6. Необходимо целенаправленно формировать списки присяжных и делать выборку из них с использованием искусственного интеллекта для обработки массива данных, содержащихся в государственных информационных системах, при отборе кандидатов.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Присяжные заседатели. Правовая основа участия сотрудников ОПИ России в качестве присяжных заседателей регулируется подп. "е" п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" <1>, согласно которому гражданин, включенный в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключается из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если он является должностным лицом органов принудительного исполнения Российской Федерации, - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения. Получив такое уведомление о привлечении в качестве присяжного заседателя, сотруднику необходимо самостоятельно или через кадровое подразделение ОПИ ТО подать письменное заявление о наличии обстоятельств, указанных выше, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя. Подавая заявление самостоятельно, целесообразно приложить копию приказа о назначении (увольнении).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Присяжные заседатели. Правовая основа участия сотрудников ОПИ России в качестве присяжных заседателей регулируется подп. "е" п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" <1>, согласно которому гражданин, включенный в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключается из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если он является должностным лицом органов принудительного исполнения Российской Федерации, - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения. Получив такое уведомление о привлечении в качестве присяжного заседателя, сотруднику необходимо самостоятельно или через кадровое подразделение ОПИ ТО подать письменное заявление о наличии обстоятельств, указанных выше, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя. Подавая заявление самостоятельно, целесообразно приложить копию приказа о назначении (увольнении).
Статья: Суд присяжных в Российской империи: осмысление первого опыта в период контрреформ 1880 - 1890-х гг. (к 160-летию судебной реформы)
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Закон 12 июня 1884 г. <11> касался права отвода и порядка составления списка присяжных заседателей. Понимая невозможность контролировать каждый шаг своих агентов, власть пыталась влиять на формирование составов "суда совести", интегрируя в комиссии, формирующие институт присяжных заседателей, администрацию. В состав уездных комиссий, формирующих общие списки присяжных заседателей, вводились уездный исправник и полицмейстер. Причем эти списки должны были подлежать последующей проверке губернскими комиссиями, формируемыми под председательством губернатора из губернского предводителя дворянства, председателей окружного суда и съезда мировых судей, а также прокурора окружного суда. При составлении списков очередных и запасных присяжных заседателей в западных губерниях к работе уездных комиссий привлекался местный товарищ прокурора окружного суда.
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Закон 12 июня 1884 г. <11> касался права отвода и порядка составления списка присяжных заседателей. Понимая невозможность контролировать каждый шаг своих агентов, власть пыталась влиять на формирование составов "суда совести", интегрируя в комиссии, формирующие институт присяжных заседателей, администрацию. В состав уездных комиссий, формирующих общие списки присяжных заседателей, вводились уездный исправник и полицмейстер. Причем эти списки должны были подлежать последующей проверке губернскими комиссиями, формируемыми под председательством губернатора из губернского предводителя дворянства, председателей окружного суда и съезда мировых судей, а также прокурора окружного суда. При составлении списков очередных и запасных присяжных заседателей в западных губерниях к работе уездных комиссий привлекался местный товарищ прокурора окружного суда.
Статья: Этапы развития и сближения налогового и бухгалтерского учета в Турции
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Законодатель Турции устанавливает перечень услуг налоговой сертификации, проводимых присяжными налоговыми консультантами:
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Законодатель Турции устанавливает перечень услуг налоговой сертификации, проводимых присяжными налоговыми консультантами:
Статья: Суд присяжных в царской России и Российской Федерации в оценках современников
(Смирнов В.Н.)
("Российский судья", 2025, N 1)Не могли быть присяжными заседателями женщины, лица, находившиеся под судом и следствием, слепые, глухие, умалишенные, несостоятельные должники, домашняя прислуга. Также не включались в списки присяжных священнослужители и монашествующие, чиновники - генералы (первые четыре класса по Табели о рангах), чиновники суда, прокуратуры, полиции, военнослужащие, учителя народных школ и некоторые другие <2>. Общие списки присяжных заседателей формировали земства, утверждал губернатор.
(Смирнов В.Н.)
("Российский судья", 2025, N 1)Не могли быть присяжными заседателями женщины, лица, находившиеся под судом и следствием, слепые, глухие, умалишенные, несостоятельные должники, домашняя прислуга. Также не включались в списки присяжных священнослужители и монашествующие, чиновники - генералы (первые четыре класса по Табели о рангах), чиновники суда, прокуратуры, полиции, военнослужащие, учителя народных школ и некоторые другие <2>. Общие списки присяжных заседателей формировали земства, утверждал губернатор.