Списки кандидатов в присяжные заседатели
Подборка наиболее важных документов по запросу Списки кандидатов в присяжные заседатели (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 328 "Формирование коллегии присяжных заседателей" УПК РФПри этом судом первой инстанции, о чем верно указано в кассационных представлении и жалобе, не принято во внимание, что именно порядок составления списка кандидатов в присяжные заседатели определяет в соответствии с ч. 18, 21 ст. 328 УПК РФ состав коллегии присяжных заседателей, выносящей вердикт, соответственно соблюдение указанного в законе порядка и последовательности, в которой кандидаты в присяжные заседатели вносятся в список, имеет существенное значение для формирования законного состава суда для данного уголовного дела."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 328 "Формирование коллегии присяжных заседателей" УПК РФ"В нарушение положений частей 8, 9 и 10 ст. 328 УПК РФ указанные кандидаты в присяжные заседатели были исключены из предварительного списка без обсуждения каждого из них в последовательности, определенной списком кандидатов, а равно без мотивированных письменных заявлений об отводах. Таким образом, указанные кандидаты в присяжные заседатели при формировании коллегии присяжных председательствующим были исключены из предварительного списка с нарушением требований закона, что повлияло на законность состава коллегии присяжных, вынесшей вердикт.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Присяжные заседатели
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
Статья: Государственная гражданская служба и муниципальная служба как основание для исключения из списков кандидатов в присяжные заседатели
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
Статья: Участие граждан в отправлении правосудия по уголовным делам
(Мингалимова М.Ф., Гаврилов М.А.)
("Российский судья", 2023, N 5)Вопрос формирования корпуса народных заседателей заслуживает отдельного обсуждения. Возможно, как и раньше, избирать народных заседателей в коллективах учреждений, предприятий. Можно использовать списки кандидатов в присяжные заседатели, представляемые местными органами власти в суды. М.В. Беляев предлагает дифференцированный подход к подбору заседателей в зависимости от характера уголовного дела <21>.
(Мингалимова М.Ф., Гаврилов М.А.)
("Российский судья", 2023, N 5)Вопрос формирования корпуса народных заседателей заслуживает отдельного обсуждения. Возможно, как и раньше, избирать народных заседателей в коллективах учреждений, предприятий. Можно использовать списки кандидатов в присяжные заседатели, представляемые местными органами власти в суды. М.В. Беляев предлагает дифференцированный подход к подбору заседателей в зависимости от характера уголовного дела <21>.
Статья: История одного несостоявшегося суда присяжных (на примере судебной практики районного суда)
(Бедняков И.Л., Развейкина Н.А.)
("Российский судья", 2023, N 11)Во-вторых, в УПК РФ не решен вопрос о процессуальной траектории уголовного дела в случае, когда обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных, однако коллегию по совокупности причин сформировать не удалось, при этом основной и запасной списки районного суда исчерпаны. Наиболее очевидным решением данной проблемы является внесение в закон нормы об изменении территориальной подсудности (институт альтернативной подсудности) при невозможности сформировать коллегию присяжных заседателей в районном (городском, гарнизонном) суде. Например, предусмотреть возможность передачи уголовного дела на рассмотрение суду субъекта, где численность основного и запасного списков в разы превышает районный <8>. Это предложение уже высказывалось в литературе <9>, однако оставлено законодателем без внимания. Более новаторским выглядит предложение узаконить волонтерский принцип формирования запасного списка кандидатов в присяжные заседатели, когда в него включаются сознательные добровольцы, готовые к участию в рассмотрении дела в качестве присяжного <10>. Данное предложение не лишено смысла, поскольку нет оснований полагать, что носители активной гражданской позиции, желающие участвовать в отправлении правосудия, будут менее беспристрастными или менее справедливыми по сравнению с "судьями поневоле". Кроме того, авторский опыт экспериментальных опросов в студенческих группах показывает, что среди студентов-юристов лишь один из десяти готов выступить в роли присяжного заседателя, в то время как среди студентов-психологов эту готовность выражают девять человек из десяти.
(Бедняков И.Л., Развейкина Н.А.)
("Российский судья", 2023, N 11)Во-вторых, в УПК РФ не решен вопрос о процессуальной траектории уголовного дела в случае, когда обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных, однако коллегию по совокупности причин сформировать не удалось, при этом основной и запасной списки районного суда исчерпаны. Наиболее очевидным решением данной проблемы является внесение в закон нормы об изменении территориальной подсудности (институт альтернативной подсудности) при невозможности сформировать коллегию присяжных заседателей в районном (городском, гарнизонном) суде. Например, предусмотреть возможность передачи уголовного дела на рассмотрение суду субъекта, где численность основного и запасного списков в разы превышает районный <8>. Это предложение уже высказывалось в литературе <9>, однако оставлено законодателем без внимания. Более новаторским выглядит предложение узаконить волонтерский принцип формирования запасного списка кандидатов в присяжные заседатели, когда в него включаются сознательные добровольцы, готовые к участию в рассмотрении дела в качестве присяжного <10>. Данное предложение не лишено смысла, поскольку нет оснований полагать, что носители активной гражданской позиции, желающие участвовать в отправлении правосудия, будут менее беспристрастными или менее справедливыми по сравнению с "судьями поневоле". Кроме того, авторский опыт экспериментальных опросов в студенческих группах показывает, что среди студентов-юристов лишь один из десяти готов выступить в роли присяжного заседателя, в то время как среди студентов-психологов эту готовность выражают девять человек из десяти.
Статья: Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей: проблемы и пути их решения
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)5. Требуется модернизировать процедуру информирования кандидатов в присяжные заседатели путем перехода к цифровым технологиям как способу повышения явки. Информирование граждан о включении в списки кандидатов в присяжные заседатели через Единый портал государственных услуг ("Госуслуги") позволит: гарантировать получение уведомления каждым гражданином, так как для использования портала необходимо зарегистрироваться и подтвердить свою личность; сократить сроки информирования, поскольку электронные уведомления доставляются мгновенно; снизить затраты на почтовую рассылку, что позволит сэкономить бюджетные средства; повысить явку кандидатов в присяжные заседатели.
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)5. Требуется модернизировать процедуру информирования кандидатов в присяжные заседатели путем перехода к цифровым технологиям как способу повышения явки. Информирование граждан о включении в списки кандидатов в присяжные заседатели через Единый портал государственных услуг ("Госуслуги") позволит: гарантировать получение уведомления каждым гражданином, так как для использования портала необходимо зарегистрироваться и подтвердить свою личность; сократить сроки информирования, поскольку электронные уведомления доставляются мгновенно; снизить затраты на почтовую рассылку, что позволит сэкономить бюджетные средства; повысить явку кандидатов в присяжные заседатели.
Статья: Осторожный разворот: Конституционный Суд РФ о месте местного самоуправления в рамках единой системы публичной власти
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)В области местного самоуправления институт делегирования нашел широкое применение в практике. Так, согласно данным Минюста, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, например, в области воинского учета, составления списков кандидатов в присяжные заседатели, регистрации актов гражданского состояния, предоставления некоторых социальных гарантий и компенсаций отдельным группам граждан, переписи населения <5>. Однако, несмотря на подобную распространенность, институт делегирования не всегда применяется в предусмотренных для этого случаях.
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)В области местного самоуправления институт делегирования нашел широкое применение в практике. Так, согласно данным Минюста, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, например, в области воинского учета, составления списков кандидатов в присяжные заседатели, регистрации актов гражданского состояния, предоставления некоторых социальных гарантий и компенсаций отдельным группам граждан, переписи населения <5>. Однако, несмотря на подобную распространенность, институт делегирования не всегда применяется в предусмотренных для этого случаях.
Статья: Злоупотребление правом профессиональными участниками судебного разбирательства в суде присяжных
(Насонов С.А.)
("Закон", 2024, N 4)Один из них воспринят, например, Судебной коллегией по уголовным делам Пермского краевого суда, которая указывает, что "в течение длительного времени: с момента представления списка кандидатов в присяжные заседатели, формирования коллегии присяжных заседателей, судебного рассмотрения дела, до вынесения присяжными заседателями оправдательного вердикта государственный обвинитель имел возможность удостовериться в законности состава коллегии присяжных заседателей, однако указанной возможностью своевременно не воспользовался, представил данные о близком родственнике присяжного заседателя Б. лишь после вынесения оправдательного приговора, не указав при этом, когда, кем и каким образом эти данные получены, соответствующих запросов в компетентные органы уполномоченных на то лиц, к ним не приложил. Представленные государственным обвинителем сведения в судебном заседании не исследовались, достоверность их не проверялась, поэтому они не могут являться основанием для отмены судебного решения" <14>.
(Насонов С.А.)
("Закон", 2024, N 4)Один из них воспринят, например, Судебной коллегией по уголовным делам Пермского краевого суда, которая указывает, что "в течение длительного времени: с момента представления списка кандидатов в присяжные заседатели, формирования коллегии присяжных заседателей, судебного рассмотрения дела, до вынесения присяжными заседателями оправдательного вердикта государственный обвинитель имел возможность удостовериться в законности состава коллегии присяжных заседателей, однако указанной возможностью своевременно не воспользовался, представил данные о близком родственнике присяжного заседателя Б. лишь после вынесения оправдательного приговора, не указав при этом, когда, кем и каким образом эти данные получены, соответствующих запросов в компетентные органы уполномоченных на то лиц, к ним не приложил. Представленные государственным обвинителем сведения в судебном заседании не исследовались, достоверность их не проверялась, поэтому они не могут являться основанием для отмены судебного решения" <14>.
Статья: Беспристрастность присяжных заседателей в отечественных и зарубежных научных исследованиях
(Овчинникова Е.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В Кыргызской Республике принят Закон от 15 июля 2009 г. N 215 "О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики" <11>. Данный институт не применялся из-за отсутствия финансирования, неготовности инфраструктуры и сложности формирования списка кандидатов в присяжные <12>. При этом сами законодатели по-разному отнеслись к этому Закону: "На вопрос "Считаете ли Вы оправданным принятие Закона "О присяжных заседателях в судах КР?" среди депутатов Жогорку Кенеша КР были получены 55,8% положительных, 42,3% отрицательных ответов и затруднились ответить 1,9%" [Рыспаева Г.С., Сманалиев К.М., 2018, с. 38].
(Овчинникова Е.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В Кыргызской Республике принят Закон от 15 июля 2009 г. N 215 "О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики" <11>. Данный институт не применялся из-за отсутствия финансирования, неготовности инфраструктуры и сложности формирования списка кандидатов в присяжные <12>. При этом сами законодатели по-разному отнеслись к этому Закону: "На вопрос "Считаете ли Вы оправданным принятие Закона "О присяжных заседателях в судах КР?" среди депутатов Жогорку Кенеша КР были получены 55,8% положительных, 42,3% отрицательных ответов и затруднились ответить 1,9%" [Рыспаева Г.С., Сманалиев К.М., 2018, с. 38].
Статья: Формирование коллегии присяжных заседателей: практические трудности и пути их преодоления
(Агафонов А.С., Берестенников А.Г.)
("Законность", 2024, N 11)Так, суды последовательно признают несостоятельными следующие аргументы в пользу изменения территориальной подсудности уголовного дела: общественное мнение <5>; размещение сведений о деле в социальных сетях <6>, мессенджерах (в том числе защитником подсудимого) <7>, средствах массовой информации <8>; вероятность попадания в повторно формируемую коллегию тех лиц, с которыми взаимодействовал подсудимый, либо ранее участвовавших в этом деле присяжных заседателей <9>; занятие подсудимым высокой должности в органах государственной власти, наличие родственников в органах МВД <10>; невозможность длительное время сформировать коллегию <11>; короткий список кандидатов в присяжные заседатели (10 848 человек) <12>; исчерпание основного и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели и малочисленность жителей <13>; отдаленная местность и отсутствие прямого транспортного сообщения с населенным пунктом, где рассматривается дело <14>; большой круг лиц, знакомых потерпевшему и проживающих по месту нахождения суда <15>.
(Агафонов А.С., Берестенников А.Г.)
("Законность", 2024, N 11)Так, суды последовательно признают несостоятельными следующие аргументы в пользу изменения территориальной подсудности уголовного дела: общественное мнение <5>; размещение сведений о деле в социальных сетях <6>, мессенджерах (в том числе защитником подсудимого) <7>, средствах массовой информации <8>; вероятность попадания в повторно формируемую коллегию тех лиц, с которыми взаимодействовал подсудимый, либо ранее участвовавших в этом деле присяжных заседателей <9>; занятие подсудимым высокой должности в органах государственной власти, наличие родственников в органах МВД <10>; невозможность длительное время сформировать коллегию <11>; короткий список кандидатов в присяжные заседатели (10 848 человек) <12>; исчерпание основного и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели и малочисленность жителей <13>; отдаленная местность и отсутствие прямого транспортного сообщения с населенным пунктом, где рассматривается дело <14>; большой круг лиц, знакомых потерпевшему и проживающих по месту нахождения суда <15>.