Специальные рабочие места для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальные рабочие места для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность в сфере трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения проверки выявлено, что в АО... не созданы (выделены) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"...
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения проверки выявлено, что в АО... не созданы (выделены) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть при оборудовании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Готовое решение: Как составить трудовой договор с инвалидом 2 группы
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как прописать в трудовом договоре условие о специальном рабочем месте инвалида 2 группы
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как прописать в трудовом договоре условие о специальном рабочем месте инвалида 2 группы
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 39. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 39. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья: Особенности и проблемы регионального нормотворчества по вопросам квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<10> Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 г. N 331 "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2014. N 7.
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<10> Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 г. N 331 "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2014. N 7.
Статья: Квотирование рабочих мест для инвалидов по-новому
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)- затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)- затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
Готовое решение: Какие особенности труда установлены для работника - инвалида 2 группы
(КонсультантПлюс, 2025)В них подробно рассказано, как организовать такое рабочее место. Например, специальное рабочее место инвалида по зрению - слабовидящего обеспечьте общим и местным освещением, чтобы работник мог беспрепятственно находить свое рабочее место. А для выполнения работы установите видеоувеличители, лупы (пп. "а" п. 4 Основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов).
(КонсультантПлюс, 2025)В них подробно рассказано, как организовать такое рабочее место. Например, специальное рабочее место инвалида по зрению - слабовидящего обеспечьте общим и местным освещением, чтобы работник мог беспрепятственно находить свое рабочее место. А для выполнения работы установите видеоувеличители, лупы (пп. "а" п. 4 Основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов).
Статья: Сокрытие инвалидности - повод к увольнению?
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Таким образом, инвалидность работника накладывает на работодателя определенные обязанности по организации его труда, за невыполнение которых работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, наличие ограничений в трудовой деятельности, связанных с инвалидностью, может не соответствовать имеющимся у работодателя вакансиям и требованиям. Законодательством предусмотрена обязанность по созданию специальных рабочих мест для инвалидов только для компаний с численностью работников более 100 чел. Если же численность работников компании менее этой величины, у нее отсутствует обязанность по созданию для работника особых условий труда. В связи с этим возникает вопрос: вправе ли работодатель уволить работника, если при устройстве на работу он скрыл свою инвалидность?
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Таким образом, инвалидность работника накладывает на работодателя определенные обязанности по организации его труда, за невыполнение которых работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, наличие ограничений в трудовой деятельности, связанных с инвалидностью, может не соответствовать имеющимся у работодателя вакансиям и требованиям. Законодательством предусмотрена обязанность по созданию специальных рабочих мест для инвалидов только для компаний с численностью работников более 100 чел. Если же численность работников компании менее этой величины, у нее отсутствует обязанность по созданию для работника особых условий труда. В связи с этим возникает вопрос: вправе ли работодатель уволить работника, если при устройстве на работу он скрыл свою инвалидность?
Последние изменения: Квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Размещать на платформе "Работа в России" информацию о вакансиях и наличии специальных рабочих мест для инвалидов можно с помощью портала госуслуг.
(КонсультантПлюс, 2025)Размещать на платформе "Работа в России" информацию о вакансиях и наличии специальных рабочих мест для инвалидов можно с помощью портала госуслуг.
Готовое решение: В каких случаях отказ в приеме на работу запрещен законом
(КонсультантПлюс, 2025)Инвалиду, которому требуется специальное рабочее место, нельзя отказать в приеме на работу по квоте из-за того, что вы не можете оборудовать такое место (п. 17 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Инвалиду, которому требуется специальное рабочее место, нельзя отказать в приеме на работу по квоте из-за того, что вы не можете оборудовать такое место (п. 17 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Решить эту проблему возможно разными способами. В зависимости от того, изготавливается ли такое высокотехнологичное приспособление для конкретного гражданина или его могут использовать разные люди, имеющие одинаковое заболевание, полагаем возможным предусмотреть выдачу сертификатов на изготовление и приобретение такого приспособления либо, если оно может быть использовано разными людьми, стимулировать работодателей к приобретению такого приспособления, приравняв его приобретение к деятельности работодателя по созданию (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов. В любом случае решение данного вопроса должно найти отражение в законодательстве.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Решить эту проблему возможно разными способами. В зависимости от того, изготавливается ли такое высокотехнологичное приспособление для конкретного гражданина или его могут использовать разные люди, имеющие одинаковое заболевание, полагаем возможным предусмотреть выдачу сертификатов на изготовление и приобретение такого приспособления либо, если оно может быть использовано разными людьми, стимулировать работодателей к приобретению такого приспособления, приравняв его приобретение к деятельности работодателя по созданию (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов. В любом случае решение данного вопроса должно найти отражение в законодательстве.
Вопрос: Об осуществлении закупок и применении бюджетной классификации в целях оснащения рабочих мест и (или) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
(Письмо Минтруда России от 30.09.2024 N 16-6/В-1076)Вопрос: Об осуществлении закупок и применении бюджетной классификации в целях оснащения рабочих мест и (или) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
(Письмо Минтруда России от 30.09.2024 N 16-6/В-1076)Вопрос: Об осуществлении закупок и применении бюджетной классификации в целях оснащения рабочих мест и (или) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Необходимость размещения на единой цифровой платформе "Работа в России", в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", региональных порталах государственных и муниципальных услуг уполномоченными органами в сфере содействия занятости населения субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, в уставном капитале которых имеется доля участия субъекта Российской Федерации, информации о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов, а также о предоставляемых социальных выплатах, находит отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации <1>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Необходимость размещения на единой цифровой платформе "Работа в России", в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", региональных порталах государственных и муниципальных услуг уполномоченными органами в сфере содействия занятости населения субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, в уставном капитале которых имеется доля участия субъекта Российской Федерации, информации о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов, а также о предоставляемых социальных выплатах, находит отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации <1>.
Статья: Признание необоснованным отказа в приеме на работу: актуальные вопросы теории и практики
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Также необходимо учитывать, что усмотренческая свобода работодателя при принятии решений о приеме (отказе в приеме) на работу, помимо необходимости для работодателя следовать принципу запрета дискриминации в сфере труда, ограничена его обязанностью обеспечивать реализацию тех специальных гарантий, которые предоставлены законом лицам, наиболее уязвимым на рынке труда и нуждающимся в повышенной правовой защите, в частности инвалидам. Так, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что отказ работодателя заключить трудовой договор с инвалидом, направленным для трудоустройства органом занятости на квотируемое специальное рабочее место, мотивированный невозможностью работодателя создать такое рабочее место, не является законным. Именно на работодателя закон возлагает обязанность по выделению и созданию специального рабочего места для инвалида, которое должно оснащаться с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности соответствующего лица. Интересно, что суд первой инстанции, рассмотревший иск инвалида, которому в такой ситуации было отказано в приеме на работу, счел, что поскольку у работодателя не было специального рабочего места по должности, на замещение которой к нему был направлен по квоте инвалид, и не имелось возможности создать такое рабочее место, по заверению ответчика, то отказ в приеме на работу в данной ситуации является законным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что с учетом специфики заболевания инвалид мог трудиться только в специально созданных условиях труда, а заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, в том числе при обращении лица, ищущего работу по направлению органа занятости. Однако ВС РФ с таким подходом не согласился, указав, что инвалидам предоставлены особые гарантии занятости, которые обеспечиваются путем возложения на работодателей обязанности по выделению или созданию для них рабочих мест, в том числе и специальных. А обязанность по квотированию считается выполненной работодателем с того момента, как им будет создано соответствующее рабочее место и на него будет трудоустроен инвалид. Таким образом, вывод о том, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм права, устанавливающих обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест и по обеспечению выполнения квоты <6>.
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Также необходимо учитывать, что усмотренческая свобода работодателя при принятии решений о приеме (отказе в приеме) на работу, помимо необходимости для работодателя следовать принципу запрета дискриминации в сфере труда, ограничена его обязанностью обеспечивать реализацию тех специальных гарантий, которые предоставлены законом лицам, наиболее уязвимым на рынке труда и нуждающимся в повышенной правовой защите, в частности инвалидам. Так, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что отказ работодателя заключить трудовой договор с инвалидом, направленным для трудоустройства органом занятости на квотируемое специальное рабочее место, мотивированный невозможностью работодателя создать такое рабочее место, не является законным. Именно на работодателя закон возлагает обязанность по выделению и созданию специального рабочего места для инвалида, которое должно оснащаться с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности соответствующего лица. Интересно, что суд первой инстанции, рассмотревший иск инвалида, которому в такой ситуации было отказано в приеме на работу, счел, что поскольку у работодателя не было специального рабочего места по должности, на замещение которой к нему был направлен по квоте инвалид, и не имелось возможности создать такое рабочее место, по заверению ответчика, то отказ в приеме на работу в данной ситуации является законным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что с учетом специфики заболевания инвалид мог трудиться только в специально созданных условиях труда, а заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, в том числе при обращении лица, ищущего работу по направлению органа занятости. Однако ВС РФ с таким подходом не согласился, указав, что инвалидам предоставлены особые гарантии занятости, которые обеспечиваются путем возложения на работодателей обязанности по выделению или созданию для них рабочих мест, в том числе и специальных. А обязанность по квотированию считается выполненной работодателем с того момента, как им будет создано соответствующее рабочее место и на него будет трудоустроен инвалид. Таким образом, вывод о том, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм права, устанавливающих обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест и по обеспечению выполнения квоты <6>.