Специальная оценка условий труда и налоговая
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальная оценка условий труда и налоговая (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"При этом в соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" положения части 6 статьи 30 данного Закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 данного Закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 данного Закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда"."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 210 "Налоговая база" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о том, что предусмотренная коллективным договором дополнительная компенсация за вредные условия труда облагается НДФЛ. В соответствии с положениями коллективного договора компенсация работникам устанавливалась по результатам специальной оценки условий труда и независимой экспертизы условий труда. Налоговый орган установил, что экспертизы подготовлены формально, в расчетах максимальных дополнительных компенсационных выплат указаны максимальные суммы компенсаций на одного человека в зависимости от должности, а не от необходимых затрат работника на восстановление здоровья. Также налоговым органом выявлено снижение удельного веса премий в общем объеме фонда оплаты труда и установление за счет нее компенсации за вредные условия труда. Суд пришел к выводу, что расчеты компенсационных выплат не отражают фактическое влияние на состояние здоровье конкретного работника вредного характера трудовой деятельности, а спорные компенсационные выплаты не обладают признаками возмещения понесенных расходов, подтвержденных документально, и входят в действующую у налогоплательщика систему оплаты труда, в связи с чем подлежат обложению НДФЛ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о том, что предусмотренная коллективным договором дополнительная компенсация за вредные условия труда облагается НДФЛ. В соответствии с положениями коллективного договора компенсация работникам устанавливалась по результатам специальной оценки условий труда и независимой экспертизы условий труда. Налоговый орган установил, что экспертизы подготовлены формально, в расчетах максимальных дополнительных компенсационных выплат указаны максимальные суммы компенсаций на одного человека в зависимости от должности, а не от необходимых затрат работника на восстановление здоровья. Также налоговым органом выявлено снижение удельного веса премий в общем объеме фонда оплаты труда и установление за счет нее компенсации за вредные условия труда. Суд пришел к выводу, что расчеты компенсационных выплат не отражают фактическое влияние на состояние здоровье конкретного работника вредного характера трудовой деятельности, а спорные компенсационные выплаты не обладают признаками возмещения понесенных расходов, подтвержденных документально, и входят в действующую у налогоплательщика систему оплаты труда, в связи с чем подлежат обложению НДФЛ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, занятых на вышеупомянутых видах работ, до проведения специальной оценки условий труда облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 или 2 статьи 428 Налогового кодекса (9% или 6% соответственно), а после проведения специальной оценки условий труда - по дополнительным тарифам, установленным пунктом 3 статьи 428 Налогового кодекса в зависимости от класса (подкласса) условий труда (от 8% до 0%)".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, занятых на вышеупомянутых видах работ, до проведения специальной оценки условий труда облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 или 2 статьи 428 Налогового кодекса (9% или 6% соответственно), а после проведения специальной оценки условий труда - по дополнительным тарифам, установленным пунктом 3 статьи 428 Налогового кодекса в зависимости от класса (подкласса) условий труда (от 8% до 0%)".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о наличии у общества обязанности начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат, произведенных в 2014 - 2016 гг. работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), а с 1 января 2015 г. - в пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), аттестации рабочих мест.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о наличии у общества обязанности начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат, произведенных в 2014 - 2016 гг. работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), а с 1 января 2015 г. - в пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), аттестации рабочих мест.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 N 40-П
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"В декабре 2014 года была проведена специальная оценка условий труда И.В. Глущенко, по результатам которой условия труда признаны допустимыми (2 класс), что повлекло освобождение работодателя от обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Последующая специальная оценка проведена в октябре 2019 года; по ее результатам условия труда заявительницы признаны вредными (подкласс 3.1) в связи с действием на рабочем месте вредных биологических факторов.
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"В декабре 2014 года была проведена специальная оценка условий труда И.В. Глущенко, по результатам которой условия труда признаны допустимыми (2 класс), что повлекло освобождение работодателя от обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Последующая специальная оценка проведена в октябре 2019 года; по ее результатам условия труда заявительницы признаны вредными (подкласс 3.1) в связи с действием на рабочем месте вредных биологических факторов.
Статья: Когда компенсация за вредные условия труда подлежит обложению НДФЛ
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 13)В рамках мероприятий налогового контроля инспекцией были проведены исследования фонда оплаты труда и средней месячной заработной платы. Было установлено, что после проведения СОУТ и внесения в коллективный договор гарантий (повышенных компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда) доход работников компании за выполнение трудовых обязанностей снизился. Если в 2017 г. сумма вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей составляла более 88% в общей сумме выплат в пользу физических лиц, то в 2018 - 2020 гг. ее доля сократилась до 35,2%. При этом общий фонд выплат компании физическим лицам увеличился за счет введения выплаты компенсации за вредные условия труда. С 2018 г. основной стимулирующей выплатой в компании является компенсация за работу во вредных условиях труда.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 13)В рамках мероприятий налогового контроля инспекцией были проведены исследования фонда оплаты труда и средней месячной заработной платы. Было установлено, что после проведения СОУТ и внесения в коллективный договор гарантий (повышенных компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда) доход работников компании за выполнение трудовых обязанностей снизился. Если в 2017 г. сумма вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей составляла более 88% в общей сумме выплат в пользу физических лиц, то в 2018 - 2020 гг. ее доля сократилась до 35,2%. При этом общий фонд выплат компании физическим лицам увеличился за счет введения выплаты компенсации за вредные условия труда. С 2018 г. основной стимулирующей выплатой в компании является компенсация за работу во вредных условиях труда.
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете расходы, понесенные организацией в связи с проведением специальной оценки условий труда?..
(Консультация эксперта, 2025)Организация не обращалась с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в СФР относительно проведения СОУТ.
(Консультация эксперта, 2025)Организация не обращалась с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в СФР относительно проведения СОУТ.
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников и специальная оценка условий труда
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Во исполнение таких заключений медицинские организации, в свою очередь, оформляют индивидуальные сведения на сотрудников, которым установлено право на досрочную пенсию как стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (то есть по коду 27-ГД), и уплачивают за указанных работников страховые взносы по дополнительным тарифам, которые предусмотрены ст. 428 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Во исполнение таких заключений медицинские организации, в свою очередь, оформляют индивидуальные сведения на сотрудников, которым установлено право на досрочную пенсию как стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (то есть по коду 27-ГД), и уплачивают за указанных работников страховые взносы по дополнительным тарифам, которые предусмотрены ст. 428 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как показал анализ судебной практики, требование об обязательном исчислении и уплате работодателями страховых взносов с сумм заработной платы работников не означает, что если такие взносы не были уплачены работодателями, то это негативно отразится на пенсионных правах граждан. При условии, что граждане отработали требуемый страховой стаж, а самостоятельно повлиять на исполнение обязанности работодателем своевременно и полностью перечислить страховые взносы они не могут, данные периоды должны быть им засчитаны в целях пенсионного обеспечения. Подобный подход, как было установлено в ходе исследования, можно было бы распространить и на иные категории застрахованных лиц, например индивидуальных предпринимателей или работающих граждан, в отношении отдельных периодов работы которых отсутствуют сведения в индивидуальном персонифицированном учете. До внесения изменений в пенсионное законодательство о расширении перечня документов (средств доказывания) обстоятельств, связанных с осуществлением деятельности и уплатой страховых взносов, они также не должны нести риск негативных последствий отсутствия у пенсионных и налоговых органов необходимых сведений, если у граждан имеются подтверждения соответствующих обстоятельств.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как показал анализ судебной практики, требование об обязательном исчислении и уплате работодателями страховых взносов с сумм заработной платы работников не означает, что если такие взносы не были уплачены работодателями, то это негативно отразится на пенсионных правах граждан. При условии, что граждане отработали требуемый страховой стаж, а самостоятельно повлиять на исполнение обязанности работодателем своевременно и полностью перечислить страховые взносы они не могут, данные периоды должны быть им засчитаны в целях пенсионного обеспечения. Подобный подход, как было установлено в ходе исследования, можно было бы распространить и на иные категории застрахованных лиц, например индивидуальных предпринимателей или работающих граждан, в отношении отдельных периодов работы которых отсутствуют сведения в индивидуальном персонифицированном учете. До внесения изменений в пенсионное законодательство о расширении перечня документов (средств доказывания) обстоятельств, связанных с осуществлением деятельности и уплатой страховых взносов, они также не должны нести риск негативных последствий отсутствия у пенсионных и налоговых органов необходимых сведений, если у граждан имеются подтверждения соответствующих обстоятельств.
Статья: Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)В настоящее время одной из основных проблем в сфере трудового законодательства является массовое осуществление трудовой деятельности работниками без официального заключения трудового договора и других форм официального оформления, т.е. неформальная занятость. Среди основных причин неформальной занятости следует назвать желание работодателя сократить свои расходы за счет невыплаты налогов (НДФЛ), обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР России. Нарушая требования трудового законодательства, работодатель сокращает свои расходы, так как не проводит специальную оценку условий труда, медицинские осмотры, обучение работников требованиям охраны труда, не выдает специальные средства индивидуальной защиты, не выплачивает отпускные суммы работникам, не оплачивает листки нетрудоспособности и др.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)В настоящее время одной из основных проблем в сфере трудового законодательства является массовое осуществление трудовой деятельности работниками без официального заключения трудового договора и других форм официального оформления, т.е. неформальная занятость. Среди основных причин неформальной занятости следует назвать желание работодателя сократить свои расходы за счет невыплаты налогов (НДФЛ), обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР России. Нарушая требования трудового законодательства, работодатель сокращает свои расходы, так как не проводит специальную оценку условий труда, медицинские осмотры, обучение работников требованиям охраны труда, не выдает специальные средства индивидуальной защиты, не выплачивает отпускные суммы работникам, не оплачивает листки нетрудоспособности и др.
Вопрос: Об НДФЛ с компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, если СОУТ (аттестация рабочих мест) не проводилась.
(Письмо Минфина России от 25.10.2023 N 03-04-05/101571)Вопрос: Облагаются ли НДФЛ компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась?
(Письмо Минфина России от 25.10.2023 N 03-04-05/101571)Вопрос: Облагаются ли НДФЛ компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась?
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете приобретение спецодежды и выдачу ее работникам сверх Единых типовых норм?..
(Консультация эксперта, 2025)Спецодежда приобретена за 60 000 руб. (в том числе НДС 10 000 руб.). В соответствии с Едиными типовыми нормами бесплатной выдачи срок службы спецодежды составляет 12 месяцев (норма выдачи - одна единица на год). В результате проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) локальным нормативным актом организации установлены повышенные нормы бесплатной выдачи указанной спецодежды (две единицы на год).
(Консультация эксперта, 2025)Спецодежда приобретена за 60 000 руб. (в том числе НДС 10 000 руб.). В соответствии с Едиными типовыми нормами бесплатной выдачи срок службы спецодежды составляет 12 месяцев (норма выдачи - одна единица на год). В результате проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) локальным нормативным актом организации установлены повышенные нормы бесплатной выдачи указанной спецодежды (две единицы на год).
Статья: Штатное расписание в вопросах и ответах
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)При проведении спецоценки условий труда (СОУТ) по штатному расписанию определяют количество рабочих мест, подлежащих СОУТ.
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)При проведении спецоценки условий труда (СОУТ) по штатному расписанию определяют количество рабочих мест, подлежащих СОУТ.
Вопрос: О дополнительных тарифах страховых взносов на ОПС с выплат членам летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, если по СОУТ установлена вредность только на борту в авиарейсе.
(Письмо Минфина России от 15.10.2024 N 03-15-06/99685)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 25.09.2024 о необходимости начисления дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на все выплаты в пользу членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, если по результатам специальной оценки условий труда опасный или вредный класс условий труда установлен только за работу на борту воздушного судна во время выполнения авиарейса, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 15.10.2024 N 03-15-06/99685)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 25.09.2024 о необходимости начисления дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на все выплаты в пользу членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, если по результатам специальной оценки условий труда опасный или вредный класс условий труда установлен только за работу на борту воздушного судна во время выполнения авиарейса, и сообщает следующее.