Специальная норма коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальная норма коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Заключение коллективного договора
(КонсультантПлюс, 2025)...в действиях (бездействии) главного врача ГБУЗ... усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая является специальной нормой по отношению к ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
(КонсультантПлюс, 2025)...в действиях (бездействии) главного врача ГБУЗ... усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая является специальной нормой по отношению к ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль" КоАП РФ"Административная ответственность за не предоставление налоговой декларации в налоговый орган в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок, установлена специальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - статьей 15.5 и частью 1 статьи 15.6 указанного Кодекса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконная предпринимательская деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Именно такой позиции придерживается и ВС РФ. В частности, в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ВС РФ поясняет, что в том случае, если административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий установлена, помимо общих норм в ч. 2 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП, и другими статьями КоАП РФ, то действия лица квалифицируются по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. В качестве примера ВС РФ приводит ситуацию, при которой занятие лицом частной медицинской практикой без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, квалифицируется по ч. 1 ст. 6.2 КоАП (занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом), а не по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Именно такой позиции придерживается и ВС РФ. В частности, в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ВС РФ поясняет, что в том случае, если административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий установлена, помимо общих норм в ч. 2 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП, и другими статьями КоАП РФ, то действия лица квалифицируются по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. В качестве примера ВС РФ приводит ситуацию, при которой занятие лицом частной медицинской практикой без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, квалифицируется по ч. 1 ст. 6.2 КоАП (занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом), а не по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Несмотря на то что снос ОКС является самостоятельным видом градостроительной деятельности, предусматривающим соблюдение уведомительного порядка (при условии отсутствия цели строительства или реконструкции), и обязательно членство производителя работ в СРО, специальные нормы КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение установленных градостроительным законодательством требований, неприменимы к осуществлению работ по сносу ОКС.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Несмотря на то что снос ОКС является самостоятельным видом градостроительной деятельности, предусматривающим соблюдение уведомительного порядка (при условии отсутствия цели строительства или реконструкции), и обязательно членство производителя работ в СРО, специальные нормы КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение установленных градостроительным законодательством требований, неприменимы к осуществлению работ по сносу ОКС.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"18. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"18. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)При этом федеральный законодатель не раскрывает содержания данного понятия для целей Закона N 150-ФЗ (статья 1). Следовательно, применению подлежат специальные нормы, то есть положения КоАП РФ, регулирующего вопросы привлечения к административной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)При этом федеральный законодатель не раскрывает содержания данного понятия для целей Закона N 150-ФЗ (статья 1). Следовательно, применению подлежат специальные нормы, то есть положения КоАП РФ, регулирующего вопросы привлечения к административной ответственности.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Очевидно, что наличие в КоАП РФ специальных норм, направленных на защиту прав граждан и организаций в сфере административно-деликтных отношений, обусловливает возможность применения к ним установленного в гл. 22 КАС РФ общего процессуального механизма обжалования действий и решений государственных органов и их должностных лиц только в дополнение к институту специальной жалобы, а не вместо него <1>. Например, нельзя оспорить в порядке гл. 22 КАС РФ постановление по делу об административном правонарушении путем обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий принявшего его должностного лица либо о возврате уплаченного административного штрафа <2>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Очевидно, что наличие в КоАП РФ специальных норм, направленных на защиту прав граждан и организаций в сфере административно-деликтных отношений, обусловливает возможность применения к ним установленного в гл. 22 КАС РФ общего процессуального механизма обжалования действий и решений государственных органов и их должностных лиц только в дополнение к институту специальной жалобы, а не вместо него <1>. Например, нельзя оспорить в порядке гл. 22 КАС РФ постановление по делу об административном правонарушении путем обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий принявшего его должностного лица либо о возврате уплаченного административного штрафа <2>.
Статья: Проблемы реагирования на нарушения обязательных требований, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров автобусами
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение лицензионных требований помимо общей нормы (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ) установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ <20>.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение лицензионных требований помимо общей нормы (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ) установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ <20>.
Статья: Обеспечение эффективности правового регулирования административной ответственности путем систематизации законодательства об административных правонарушениях
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Так, например, административная ответственность за правонарушения против порядка управления в области налогов и сборов предусмотрена в НК РФ для непосредственных участников налоговых правоотношений - налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций и иных лиц, а для их должностных лиц административная ответственность за те же самые административно-противоправные деяния в деятельности организаций, образующие составы административных правонарушений, установлена и применяется в специальных нормах КоАП РФ об административных правонарушениях в области налогов и сборов, хотя соответствующие составы вполне могли бы охватываться общими нормами КоАП РФ об административных правонарушениях против порядка управления. Это создает правовую основу для совершенно необоснованной разницы в подходах к установлению и применению административной ответственности за одни и те же противоправные деяния к разным субъектам, которые виновны в их совершении <18>.
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Так, например, административная ответственность за правонарушения против порядка управления в области налогов и сборов предусмотрена в НК РФ для непосредственных участников налоговых правоотношений - налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций и иных лиц, а для их должностных лиц административная ответственность за те же самые административно-противоправные деяния в деятельности организаций, образующие составы административных правонарушений, установлена и применяется в специальных нормах КоАП РФ об административных правонарушениях в области налогов и сборов, хотя соответствующие составы вполне могли бы охватываться общими нормами КоАП РФ об административных правонарушениях против порядка управления. Это создает правовую основу для совершенно необоснованной разницы в подходах к установлению и применению административной ответственности за одни и те же противоправные деяния к разным субъектам, которые виновны в их совершении <18>.
Готовое решение: Какая ответственность установлена за продажу товара с истекшим сроком годности
(КонсультантПлюс, 2025)Специальной нормы об ответственности за продажу товара с истекшим сроком годности в Кодексе РФ об административных правонарушениях нет. Но такие действия все же могут образовать состав административного правонарушения в некоторых случаях.
(КонсультантПлюс, 2025)Специальной нормы об ответственности за продажу товара с истекшим сроком годности в Кодексе РФ об административных правонарушениях нет. Но такие действия все же могут образовать состав административного правонарушения в некоторых случаях.
Последние изменения: Сведения о трудовой (иной) деятельности (ранее - СЗВ-ТД)
(КонсультантПлюс, 2025)Введена специальная норма КоАП РФ: если сведения о трудовой деятельности работников не представлены в срок, а также поданы неполные и (или) недостоверные сведения, то должностному лицу грозят предупреждение или штраф. Размер штрафа составляет от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Введена специальная норма КоАП РФ: если сведения о трудовой деятельности работников не представлены в срок, а также поданы неполные и (или) недостоверные сведения, то должностному лицу грозят предупреждение или штраф. Размер штрафа составляет от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ).
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<568> В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица квалифицируются по специальной норме (см.: Субанова Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: Монография. М., 2011).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<568> В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица квалифицируются по специальной норме (см.: Субанова Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: Монография. М., 2011).
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)А.А. Маркелова, обращая внимание на то, что гражданско-правовое обоснование возмещения государством вреда, причиненного ошибочным административным принуждением, допустимо, но является слишком сложным для применения в судебной практике, полагает необходимым включение в КоАП РФ специальных норм об административно-правовой реабилитации, аналогичных положениям гл. 18 УПК РФ, которые позволяли бы судьям разрешать дела менее противоречиво и более справедливо. Тот факт, что п. 1 ст. 1070 ГК РФ в толковании Конституционного Суда РФ объединяет и уголовно-правовую реабилитацию, и распространенные административные меры, может свидетельствовать о том, что вопрос о возмещении вреда, причиненного и в сфере уголовного, и в сфере административного принуждения, должен решаться одинаково - путем реабилитации. По мнению исследователя, это позволило бы избежать сложной дифференциации последствий вынесения тех или иных административных решений, когда едва различимые отличия в существе административных споров приводят к совершенно разным и противоречивым гражданско-правовым решениям о возмещении вреда. Являлось бы желательным и правильным установить в КоАП РФ процедуру реабилитации, которая охватывала бы комплекс мер по восстановлению нарушенных необоснованным административным принуждением прав, включающий необходимость возмещения расходов на оплату труда адвоката, возврата штрафов и иных платежей (например, стоимость хранения транспортного средства на специализированной стоянке), возмещения иных убытков на основании самого по себе факта прекращения дела в связи с отсутствием состава правонарушения. Это позволило бы сгладить несовершенство ст. 1070 ГК РФ, которая не отражает полный перечень мер, применение которых влечет право на возмещение вреда без вины, не содержит единого критерия таких мер и неправильно воспринимается судебной практикой с точки зрения оснований возмещения вреда <21>.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)А.А. Маркелова, обращая внимание на то, что гражданско-правовое обоснование возмещения государством вреда, причиненного ошибочным административным принуждением, допустимо, но является слишком сложным для применения в судебной практике, полагает необходимым включение в КоАП РФ специальных норм об административно-правовой реабилитации, аналогичных положениям гл. 18 УПК РФ, которые позволяли бы судьям разрешать дела менее противоречиво и более справедливо. Тот факт, что п. 1 ст. 1070 ГК РФ в толковании Конституционного Суда РФ объединяет и уголовно-правовую реабилитацию, и распространенные административные меры, может свидетельствовать о том, что вопрос о возмещении вреда, причиненного и в сфере уголовного, и в сфере административного принуждения, должен решаться одинаково - путем реабилитации. По мнению исследователя, это позволило бы избежать сложной дифференциации последствий вынесения тех или иных административных решений, когда едва различимые отличия в существе административных споров приводят к совершенно разным и противоречивым гражданско-правовым решениям о возмещении вреда. Являлось бы желательным и правильным установить в КоАП РФ процедуру реабилитации, которая охватывала бы комплекс мер по восстановлению нарушенных необоснованным административным принуждением прав, включающий необходимость возмещения расходов на оплату труда адвоката, возврата штрафов и иных платежей (например, стоимость хранения транспортного средства на специализированной стоянке), возмещения иных убытков на основании самого по себе факта прекращения дела в связи с отсутствием состава правонарушения. Это позволило бы сгладить несовершенство ст. 1070 ГК РФ, которая не отражает полный перечень мер, применение которых влечет право на возмещение вреда без вины, не содержит единого критерия таких мер и неправильно воспринимается судебной практикой с точки зрения оснований возмещения вреда <21>.