Специальная мера ответственности предпринимателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальная мера ответственности предпринимателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского областного суда от 25.03.2024 N 33-5366/2024 (УИД 50RS0021-01-2022-006921-58)
Категория спора: Участие в долевом строительстве.
Требования участника долевого строительства: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании расходов; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцами направлена претензия о возмещении расходов по устранению недостатков объекта, ответа на нее со стороны ответчика не последовало, денежные средства не выплачены.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм права, доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания штрафа нельзя признать состоятельными, поскольку предложенный ответчиком подход к применению Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> в качестве основания для отказа во взыскании потребительского штрафа в зависимости от времени обращения с претензией, поставил бы в неравное положение граждан-участников долевого строительства, заключивших договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, права которых были нарушены застройщиками еще до введения моратория, освобождающего их от специальных мер ответственности за нарушение условий договора долевого участия в строительстве в виде штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.
Категория спора: Участие в долевом строительстве.
Требования участника долевого строительства: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании расходов; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцами направлена претензия о возмещении расходов по устранению недостатков объекта, ответа на нее со стороны ответчика не последовало, денежные средства не выплачены.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм права, доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания штрафа нельзя признать состоятельными, поскольку предложенный ответчиком подход к применению Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> в качестве основания для отказа во взыскании потребительского штрафа в зависимости от времени обращения с претензией, поставил бы в неравное положение граждан-участников долевого строительства, заключивших договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, права которых были нарушены застройщиками еще до введения моратория, освобождающего их от специальных мер ответственности за нарушение условий договора долевого участия в строительстве в виде штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2023 N 88-34705/2023 (УИД 50RS0021-01-2022-006921-58)
Категория спора: Участие в долевом строительстве.
Требования участника долевого строительства: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцы указали, что квартира передана им по передаточному акту с недостатками в отделочных работах. В адрес ответчика истцами направлена претензия о возмещении расходов по устранению недостатков объекта, ответа на нее со стороны ответчика не последовало, денежные средства не выплачены.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм права, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания штрафа нельзя признать состоятельными, поскольку предложенный судом апелляционной инстанции ответчиком подход к применению Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 г. N 479 в качестве основания для отказа во взыскании потребительского штрафа в зависимости от времени обращения с претензией, поставил бы в неравное положение граждан-участников долевого строительства, заключивших договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, права которых были нарушены застройщиками еще до введения моратория, освобождающего их от специальных мер ответственности за нарушение условий договора долевого участия в строительстве в виде штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.
Категория спора: Участие в долевом строительстве.
Требования участника долевого строительства: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцы указали, что квартира передана им по передаточному акту с недостатками в отделочных работах. В адрес ответчика истцами направлена претензия о возмещении расходов по устранению недостатков объекта, ответа на нее со стороны ответчика не последовало, денежные средства не выплачены.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм права, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания штрафа нельзя признать состоятельными, поскольку предложенный судом апелляционной инстанции ответчиком подход к применению Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 г. N 479 в качестве основания для отказа во взыскании потребительского штрафа в зависимости от времени обращения с претензией, поставил бы в неравное положение граждан-участников долевого строительства, заключивших договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, права которых были нарушены застройщиками еще до введения моратория, освобождающего их от специальных мер ответственности за нарушение условий договора долевого участия в строительстве в виде штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя за контрафактные операции - мера ответственности, имеющая публично-правовую природу, развитая в специальных нормах об интеллектуальных правах из основных положений гражданского закона (см. подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК) и применяемая с соблюдением общих условий (оснований) этого средства принудительного воздействия: ответственность возникает за неоднократные (включая так называемую простую повторность) или грубые, притом всегда виновные, нарушения. Установленное судом отсутствие любого из этих обязательных условий, в том числе, например, отсутствие вины ответчика, исключает применение к нему рассматриваемой санкции (абз. 1 п. 3 ст. 1250 ГК).
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя за контрафактные операции - мера ответственности, имеющая публично-правовую природу, развитая в специальных нормах об интеллектуальных правах из основных положений гражданского закона (см. подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК) и применяемая с соблюдением общих условий (оснований) этого средства принудительного воздействия: ответственность возникает за неоднократные (включая так называемую простую повторность) или грубые, притом всегда виновные, нарушения. Установленное судом отсутствие любого из этих обязательных условий, в том числе, например, отсутствие вины ответчика, исключает применение к нему рассматриваемой санкции (абз. 1 п. 3 ст. 1250 ГК).
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Законодательство устанавливает абсолютный запрет несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Этот принцип, имеющий конституционное значение, распространяется и на случаи привлечения лица одновременно к административной ответственности и к иной публично-правовой ответственности, носящей карательный, а не восстановительный характер. Однако специальные нормы, определяющие соотношение мер ответственности, предусмотренных пенсионным регулированием и законодательством об административных правонарушениях, отсутствовали. Это приводило к тому, что нарушение требований законодательства о персонифицированном пенсионном учете, допущенное индивидуальным предпринимателем, могло стать основанием для привлечения и к ответственности, предусмотренной пенсионным законодательством, как страхователей, и к административной ответственности как должностных лиц.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Законодательство устанавливает абсолютный запрет несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Этот принцип, имеющий конституционное значение, распространяется и на случаи привлечения лица одновременно к административной ответственности и к иной публично-правовой ответственности, носящей карательный, а не восстановительный характер. Однако специальные нормы, определяющие соотношение мер ответственности, предусмотренных пенсионным регулированием и законодательством об административных правонарушениях, отсутствовали. Это приводило к тому, что нарушение требований законодательства о персонифицированном пенсионном учете, допущенное индивидуальным предпринимателем, могло стать основанием для привлечения и к ответственности, предусмотренной пенсионным законодательством, как страхователей, и к административной ответственности как должностных лиц.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Что касается применения к спорным отношениям положений пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" о взыскании с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то суд не принял во внимание, что отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, в том числе в части мер ответственности страховщика, урегулированы специальным законодательством, поэтому нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них не распространяются.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Что касается применения к спорным отношениям положений пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" о взыскании с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то суд не принял во внимание, что отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, в том числе в части мер ответственности страховщика, урегулированы специальным законодательством, поэтому нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них не распространяются.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2008 N 10-П
"По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова"Федеральный законодатель, осуществляя - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - правовое регулирование в данной сфере общественных отношений, может либо установить для всех индивидуальных предпринимателей специальный неналоговый сбор, либо ввести конкретные меры административной ответственности (например, более высокие, нежели в настоящее время, штрафные санкции), либо предусмотреть иные меры компенсации расходов органов государственного контроля (надзора) на проведение по их инициативе исследований (испытаний) и экспертиз, в том числе в случаях неисполнения индивидуальным предпринимателем установленной законом обязанности по самостоятельному контролю за соответствием реализуемой продукции обязательным требованиям.
"По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова"Федеральный законодатель, осуществляя - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - правовое регулирование в данной сфере общественных отношений, может либо установить для всех индивидуальных предпринимателей специальный неналоговый сбор, либо ввести конкретные меры административной ответственности (например, более высокие, нежели в настоящее время, штрафные санкции), либо предусмотреть иные меры компенсации расходов органов государственного контроля (надзора) на проведение по их инициативе исследований (испытаний) и экспертиз, в том числе в случаях неисполнения индивидуальным предпринимателем установленной законом обязанности по самостоятельному контролю за соответствием реализуемой продукции обязательным требованиям.
Информация: Применение Указов Президента Российской Федерации, устанавливающих меры воздействия (противодействия), направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
("Официальный сайт Банка России", 2023)Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2022 N 618 "Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)" в особом порядке (на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации) осуществляются (исполняются) между лицами, поименованными в пункте 1 данного Указа, сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
("Официальный сайт Банка России", 2023)Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2022 N 618 "Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)" в особом порядке (на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации) осуществляются (исполняются) между лицами, поименованными в пункте 1 данного Указа, сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Предупредительная роль административно-правовых гарантий состоит в недопущении нарушений прав контролируемых лиц, в сдерживании отклоняющегося поведения контрольных (надзорных) органов, в воздержании от всевозможных отступлений от установленных принципов, правил и процедур контрольной (надзорной) деятельности. И следует заметить, что многие гарантии обеспечивают достижение этого результата уже в силу самого факта существования. Вряд ли инспектор контрольного (надзорного) органа станет намеренно игнорировать процедуру контрольного (надзорного) мероприятия, если будет уверен, что за этим неотвратимо последует жалоба контролируемого лица и признание незаконными его действий, а он сам будет привлечен к юридической ответственности.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Предупредительная роль административно-правовых гарантий состоит в недопущении нарушений прав контролируемых лиц, в сдерживании отклоняющегося поведения контрольных (надзорных) органов, в воздержании от всевозможных отступлений от установленных принципов, правил и процедур контрольной (надзорной) деятельности. И следует заметить, что многие гарантии обеспечивают достижение этого результата уже в силу самого факта существования. Вряд ли инспектор контрольного (надзорного) органа станет намеренно игнорировать процедуру контрольного (надзорного) мероприятия, если будет уверен, что за этим неотвратимо последует жалоба контролируемого лица и признание незаконными его действий, а он сам будет привлечен к юридической ответственности.
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Вместе с тем в отсутствие административной ответственности служб заказа и перевозчиков за передачу заказов и легковых такси в управление лицам, не имеющим разрешения, представляется, что мер, предусмотренных Законом N 580-ФЗ, может быть недостаточно для устранения проблемы перевозок легковым такси лицами без разрешений. На практике важную роль, скорее всего, будут играть иски о запрете осуществления деятельности служб заказа такси и перевозчиков, а также привлечение граждан - потенциальных самозанятых перевозчиков к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Вместе с тем в отсутствие административной ответственности служб заказа и перевозчиков за передачу заказов и легковых такси в управление лицам, не имеющим разрешения, представляется, что мер, предусмотренных Законом N 580-ФЗ, может быть недостаточно для устранения проблемы перевозок легковым такси лицами без разрешений. На практике важную роль, скорее всего, будут играть иски о запрете осуществления деятельности служб заказа такси и перевозчиков, а также привлечение граждан - потенциальных самозанятых перевозчиков к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации выразил позицию, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, и применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Данный вид административного наказания является действенной мерой, направленной на прекращение осуществления предпринимательской деятельности, несущей реальную угрозу причинения существенного вреда охраняемым законом отношениям. Постановление же о назначении такого вида административного наказания исполняется немедленно после его вынесения, при этом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры, необходимые для исполнения данного административного наказания (ч. 1, 2 ст. 32.12) <31>, то есть оно применяется именно при наличии угрозы причинения существенного вреда охраняемым законом отношениям, в том числе угрозы причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Эта позиция подтверждается примерами правоприменительной практики привлечения к административной ответственности, в частности, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) <32>.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации выразил позицию, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, и применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Данный вид административного наказания является действенной мерой, направленной на прекращение осуществления предпринимательской деятельности, несущей реальную угрозу причинения существенного вреда охраняемым законом отношениям. Постановление же о назначении такого вида административного наказания исполняется немедленно после его вынесения, при этом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры, необходимые для исполнения данного административного наказания (ч. 1, 2 ст. 32.12) <31>, то есть оно применяется именно при наличии угрозы причинения существенного вреда охраняемым законом отношениям, в том числе угрозы причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Эта позиция подтверждается примерами правоприменительной практики привлечения к административной ответственности, в частности, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) <32>.
"Обзор судебной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) предусмотрена ст. 14.1 КоАП. Существует судебная практика применения мер административной ответственности за телевизионное вещание, радиовещание без соответствующей лицензии.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) предусмотрена ст. 14.1 КоАП. Существует судебная практика применения мер административной ответственности за телевизионное вещание, радиовещание без соответствующей лицензии.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Судом апелляционной инстанции установлено, что С. создал одноименное ООО "П.", в котором также являлся единоличным исполнительным органом и единственным участником, направлял контрагентам общества уведомления о заключении договоров с новым обществом, информируя их лишь об изменении реквизитов, обеспечил заключение договоров с клиентами на новые сроки уже с ООО "П.", контрагенты воспринимали новое общество как прежнее общество, договоры были идентичны, включая название организации, контактные телефоны и адреса, генерального директора. Также, будучи генеральным директором и участником общества, С. не принимал должных мер к продлению специальных лицензий, на основании которых общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Судом апелляционной инстанции установлено, что С. создал одноименное ООО "П.", в котором также являлся единоличным исполнительным органом и единственным участником, направлял контрагентам общества уведомления о заключении договоров с новым обществом, информируя их лишь об изменении реквизитов, обеспечил заключение договоров с клиентами на новые сроки уже с ООО "П.", контрагенты воспринимали новое общество как прежнее общество, договоры были идентичны, включая название организации, контактные телефоны и адреса, генерального директора. Также, будучи генеральным директором и участником общества, С. не принимал должных мер к продлению специальных лицензий, на основании которых общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Определение меры ответственности составляет юрисдикцию специальных нормативных актов, а именно УК, КоАП и пр.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Определение меры ответственности составляет юрисдикцию специальных нормативных актов, а именно УК, КоАП и пр.
Статья: Самозанятые лица как субъекты предпринимательского мошенничества
(Оганесян Т.Г.)
("Российский судья", 2022, N 9)Такое ограничительное понимание предпринимательской сферы, происходящее за счет сужения круга субъектов преступления, является недопустимым, так как оно способствует не столько разграничению предпринимательской и иных экономических сфер, сколько выделению среди предпринимателей узкой группы лиц, наделяя их привилегиями по сравнению с остальными (например, предусматривая возможность освобождения от уголовной ответственности по ст. 76.1 УК РФ, декриминализацию предпринимательского мошенничества при размере ущерба менее 10 тыс. руб., запрет применения меры пресечения в виде заключения под стражу, специальный порядок проведения следственных действий в отношении данной категории лиц).
(Оганесян Т.Г.)
("Российский судья", 2022, N 9)Такое ограничительное понимание предпринимательской сферы, происходящее за счет сужения круга субъектов преступления, является недопустимым, так как оно способствует не столько разграничению предпринимательской и иных экономических сфер, сколько выделению среди предпринимателей узкой группы лиц, наделяя их привилегиями по сравнению с остальными (например, предусматривая возможность освобождения от уголовной ответственности по ст. 76.1 УК РФ, декриминализацию предпринимательского мошенничества при размере ущерба менее 10 тыс. руб., запрет применения меры пресечения в виде заключения под стражу, специальный порядок проведения следственных действий в отношении данной категории лиц).
Статья: Административно-правовые санкции, применяемые в сфере предпринимательской деятельности
(Ившина Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Действующим в настоящее время федеральным законодательством за совершение субъектами предпринимательской деятельности (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) нарушений нормативно установленных требований, обязанностей, ограничений и запретов, помимо мер административной ответственности, предусмотрено также применение и других административно-принудительных мер, обладающих признаками правовых санкций. К числу таких мер представляется возможным отнести, в частности, такие меры, как аннулирование (признание недействительными) лицензий и иных специальных разрешений, включение лица в специальный государственный реестр (например, реестр недобросовестных поставщиков), исключение лица или объекта из специального государственного реестра (например, исключение организации из реестра финансовых организаций, исключение дома, управляемого управляющей организацией, из реестра многоквартирных домов), взыскание исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в установленный законом срок. Применение названных мер на практике весьма существенно ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности, влечет для них серьезные негативные последствия имущественного и репутационного характера. Между тем административно-правовая природа подобных принудительных мер, по сути, представляющих собой меры специальной, не регулируемой Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ), административной ответственности, в современной российской науке административного права полноценно не исследовалась. В целях хотя бы частичного восполнения данного пробела попытаемся дать краткую характеристику обозначенных мер административного принуждения как административно-правовых санкций.
(Ившина Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Действующим в настоящее время федеральным законодательством за совершение субъектами предпринимательской деятельности (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) нарушений нормативно установленных требований, обязанностей, ограничений и запретов, помимо мер административной ответственности, предусмотрено также применение и других административно-принудительных мер, обладающих признаками правовых санкций. К числу таких мер представляется возможным отнести, в частности, такие меры, как аннулирование (признание недействительными) лицензий и иных специальных разрешений, включение лица в специальный государственный реестр (например, реестр недобросовестных поставщиков), исключение лица или объекта из специального государственного реестра (например, исключение организации из реестра финансовых организаций, исключение дома, управляемого управляющей организацией, из реестра многоквартирных домов), взыскание исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в установленный законом срок. Применение названных мер на практике весьма существенно ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности, влечет для них серьезные негативные последствия имущественного и репутационного характера. Между тем административно-правовая природа подобных принудительных мер, по сути, представляющих собой меры специальной, не регулируемой Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ), административной ответственности, в современной российской науке административного права полноценно не исследовалась. В целях хотя бы частичного восполнения данного пробела попытаемся дать краткую характеристику обозначенных мер административного принуждения как административно-правовых санкций.