Специализированный найм приватизация
Подборка наиболее важных документов по запросу Специализированный найм приватизация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации""Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу ст. ст. 2, 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", ст. ст. 19, 92, 96 ЖК РФ, Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42, спорное жилое помещение не подлежит передаче в собственность истца в порядке приватизации, поскольку дом, в котором находится спорное жилое помещение и само спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, предназначенному для социальной защиты отдельных категорий граждан, что подтверждается Постановлением и.о. главы администрации города Куйбышева Новосибирской области от 24 мая 2006 г. N, а действующее законодательство не предусматривает передачу в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений, имеющих статус специализированного жилья."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы развития законодательства о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот (анализ ситуации в Республике Карелия)
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)В целом можно отметить, что единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения лицам из категории детей-сирот может стать дополнительным механизмом при реализации государством своих социальных обязанностей. Особенно для тех лиц, которые достигли возраста 23 лет, имеют свои семьи, готовы к улучшению своих жилищных условий. Здесь между денежной компенсацией и правом на заключение договора специализированного найма (с правом на приватизацию только через 5 лет), возможно, выбор будет сделан в пользу компенсации. Поэтому задача государства видится в том, чтобы дополнительный механизм не снижал имеющиеся социальные гарантии, а лишь стал им достойной альтернативой.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)В целом можно отметить, что единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения лицам из категории детей-сирот может стать дополнительным механизмом при реализации государством своих социальных обязанностей. Особенно для тех лиц, которые достигли возраста 23 лет, имеют свои семьи, готовы к улучшению своих жилищных условий. Здесь между денежной компенсацией и правом на заключение договора специализированного найма (с правом на приватизацию только через 5 лет), возможно, выбор будет сделан в пользу компенсации. Поэтому задача государства видится в том, чтобы дополнительный механизм не снижал имеющиеся социальные гарантии, а лишь стал им достойной альтернативой.
Статья: Перспективы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Базовым законом в сфере регулирования жилищных прав данной категории лиц является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), в ст. 8 которого до вышеупомянутой даты содержались положения о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений по месту жительства нуждающихся. После предоставления жилого помещения в пользование его можно было приватизировать. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <7> ранее существующий порядок был принципиально изменен. Согласно новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ жилье предоставляется по месту жительства нуждающегося по договору найма специализированных жилых помещений, соответственно, без возможности его приватизации в течение 5-летнего срока действия договора, вплоть до исключения из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма. Такие жилые помещения отличаются особым - специальным правовым режимом, который обусловлен наличием действующих в их отношении правоограничений <8>.
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Базовым законом в сфере регулирования жилищных прав данной категории лиц является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), в ст. 8 которого до вышеупомянутой даты содержались положения о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений по месту жительства нуждающихся. После предоставления жилого помещения в пользование его можно было приватизировать. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <7> ранее существующий порядок был принципиально изменен. Согласно новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ жилье предоставляется по месту жительства нуждающегося по договору найма специализированных жилых помещений, соответственно, без возможности его приватизации в течение 5-летнего срока действия договора, вплоть до исключения из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма. Такие жилые помещения отличаются особым - специальным правовым режимом, который обусловлен наличием действующих в их отношении правоограничений <8>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл"1.1. Со ссылкой на названное законоположение Звениговский районный суд Республики Марий Эл решением от 21 мая 2010 года, оставленным без изменения определениями судов кассационной и надзорной инстанций, признал противоречащим действующему законодательству и потому недействующим пункт 1.6.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района (утверждено решением Собрания депутатов муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл от 16 марта 2007 года N 339, с последующими дополнениями и изменениями, внесенными решениями от 25 ноября 2009 года N 20 и от 24 марта 2010 года N 69), согласно которому жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда передаются в порядке приватизации в собственность гражданам, занимающим данные жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, при условии их непрерывной трудовой деятельности в качестве врачей-специалистов муниципального учреждения здравоохранения "Звениговская центральная районная больница", участковых уполномоченных милиции государственного учреждения "Отдел внутренних дел по Звениговскому району", педагогов, других работников муниципальных и государственных учреждений Звениговского муниципального района в течение не менее чем десяти лет.
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл"1.1. Со ссылкой на названное законоположение Звениговский районный суд Республики Марий Эл решением от 21 мая 2010 года, оставленным без изменения определениями судов кассационной и надзорной инстанций, признал противоречащим действующему законодательству и потому недействующим пункт 1.6.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района (утверждено решением Собрания депутатов муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл от 16 марта 2007 года N 339, с последующими дополнениями и изменениями, внесенными решениями от 25 ноября 2009 года N 20 и от 24 марта 2010 года N 69), согласно которому жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда передаются в порядке приватизации в собственность гражданам, занимающим данные жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, при условии их непрерывной трудовой деятельности в качестве врачей-специалистов муниципального учреждения здравоохранения "Звениговская центральная районная больница", участковых уполномоченных милиции государственного учреждения "Отдел внутренних дел по Звениговскому району", педагогов, других работников муниципальных и государственных учреждений Звениговского муниципального района в течение не менее чем десяти лет.
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2025 N 22-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.В. Панкратовой"Соглашаясь с первоначальными исковыми требованиями, суды исходили в том числе из того, что после утраты квартирой статуса служебного жилья действие договора найма специализированного жилого помещения прекратилось, а Т.Л. была обязана освободить квартиру, которая подлежала предоставлению гражданам на основании договора социального найма. Поскольку же Т.Л. ранее искусственно ухудшила свои жилищные условия, не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то и предоставление ей спорной квартиры на условиях договора социального найма не предполагалось, и, следовательно, права на приобретение квартиры в порядке приватизации она не имела.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.В. Панкратовой"Соглашаясь с первоначальными исковыми требованиями, суды исходили в том числе из того, что после утраты квартирой статуса служебного жилья действие договора найма специализированного жилого помещения прекратилось, а Т.Л. была обязана освободить квартиру, которая подлежала предоставлению гражданам на основании договора социального найма. Поскольку же Т.Л. ранее искусственно ухудшила свои жилищные условия, не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то и предоставление ей спорной квартиры на условиях договора социального найма не предполагалось, и, следовательно, права на приобретение квартиры в порядке приватизации она не имела.
Статья: Спор о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 102 "Прекращение договора найма специализированного жилого помещения"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 102 "Прекращение договора найма специализированного жилого помещения"
Статья: О неотделимых улучшениях жилых помещений, произведенных нанимателями
(Бандо М.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Приведенные выше рассуждения касались только договоров эквивалентного найма жилого помещения, отношений, в которых с позиции наймодателя жилое помещение - это актив, который может использоваться различным образом прежде всего для удовлетворения собственных потребностей наймодателя (как жилищной потребности, так и потребности в получении прибыли от использования своего имущества). Именно поэтому мы достаточно свободно, хоть и с определенными оговорками, можем применять по аналогии нормы гражданского права об аренде и использовать анализ с помощью категорий рыночной стоимости и потребительской ценности для наймодателя. Как представляется, все это совершенно не годится для отношений социального найма жилого помещения и найма специализированного жилья. Жилые помещения, отнесенные к фонду социального использования или к специализированному жилищному фонду, предназначены прежде всего не для удовлетворения собственных потребностей собственника (государства или муниципального образования, далее также - публичный собственник), а для решения возложенных на соответствующее лицо публичных функций - удовлетворение жилищных потребностей определенных категорий граждан. Причем характер удовлетворения потребностей разный. Социальный наем предполагает наделение нанимателя и членов его семьи бессрочным правом пользования, которое достаточно легко с учетом бессрочной приватизации может "превратиться" в право собственности. Специализированный наем, напротив, предполагает по общему правилу срочные (хотя иногда и достаточно долговременные) отношения с последующим предоставлением жилого помещения другим гражданам, относящимся к соответствующей категории. Таким образом, если обобщить ключевые различия, имеющие значение для исследуемой проблемы, мы увидим, что социальный наем по общему правилу не предполагает возврата помещения наймодателю, а специализированный наем, напротив, предполагает. Но общее состоит в том, что после возврата нормальное использование такого помещения - предоставление иным гражданам, относящимся к соответствующей категории, а не удовлетворение каких-то собственных потребностей наймодателя.
(Бандо М.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Приведенные выше рассуждения касались только договоров эквивалентного найма жилого помещения, отношений, в которых с позиции наймодателя жилое помещение - это актив, который может использоваться различным образом прежде всего для удовлетворения собственных потребностей наймодателя (как жилищной потребности, так и потребности в получении прибыли от использования своего имущества). Именно поэтому мы достаточно свободно, хоть и с определенными оговорками, можем применять по аналогии нормы гражданского права об аренде и использовать анализ с помощью категорий рыночной стоимости и потребительской ценности для наймодателя. Как представляется, все это совершенно не годится для отношений социального найма жилого помещения и найма специализированного жилья. Жилые помещения, отнесенные к фонду социального использования или к специализированному жилищному фонду, предназначены прежде всего не для удовлетворения собственных потребностей собственника (государства или муниципального образования, далее также - публичный собственник), а для решения возложенных на соответствующее лицо публичных функций - удовлетворение жилищных потребностей определенных категорий граждан. Причем характер удовлетворения потребностей разный. Социальный наем предполагает наделение нанимателя и членов его семьи бессрочным правом пользования, которое достаточно легко с учетом бессрочной приватизации может "превратиться" в право собственности. Специализированный наем, напротив, предполагает по общему правилу срочные (хотя иногда и достаточно долговременные) отношения с последующим предоставлением жилого помещения другим гражданам, относящимся к соответствующей категории. Таким образом, если обобщить ключевые различия, имеющие значение для исследуемой проблемы, мы увидим, что социальный наем по общему правилу не предполагает возврата помещения наймодателю, а специализированный наем, напротив, предполагает. Но общее состоит в том, что после возврата нормальное использование такого помещения - предоставление иным гражданам, относящимся к соответствующей категории, а не удовлетворение каких-то собственных потребностей наймодателя.
Статья: О правовом статусе нанимателей жилых помещений в бывших ведомственных общежитиях
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Согласно ст. 7 Вводного закона в ранее действующей редакции к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих помещений и даты их предоставления гражданам применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о договоре социального найма <2>. Данной нормой напрямую был установлен режим только переданных общежитий: лица, проживающие в них, приобретали статус нанимателей по договору социального найма и, соответственно, право на их бесплатную приватизацию. Подобная трансформация правового режима жилых помещений из фонда специализированного найма в фонд социального использования не ставилась в зависимость от решений и действий органов местного самоуправления и происходила в силу прямого указания закона.
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Согласно ст. 7 Вводного закона в ранее действующей редакции к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих помещений и даты их предоставления гражданам применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о договоре социального найма <2>. Данной нормой напрямую был установлен режим только переданных общежитий: лица, проживающие в них, приобретали статус нанимателей по договору социального найма и, соответственно, право на их бесплатную приватизацию. Подобная трансформация правового режима жилых помещений из фонда специализированного найма в фонд социального использования не ставилась в зависимость от решений и действий органов местного самоуправления и происходила в силу прямого указания закона.
Вопрос: Я выпускница детского дома. Когда мне исполнилось 18 лет, отправили обратно к родителям. В этой квартире на тот момент был долг 1 000 000 руб. Сейчас мне уже 26 лет. У меня такой вопрос: я могу получить квартиру?
("Жилищное право", 2021, N 9)Дети из льготной категории имеют право на жилье, в котором они могут поселиться после того, как выпустятся из, например, интерната. Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений (далее - СЖ) на пять лет. После договор можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору соцнайма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать.
("Жилищное право", 2021, N 9)Дети из льготной категории имеют право на жилье, в котором они могут поселиться после того, как выпустятся из, например, интерната. Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений (далее - СЖ) на пять лет. После договор можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору соцнайма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать.
Статья: Спор о признании недействительным договора приватизации жилого помещения (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения. Таким образом, наличие у спорного жилого помещения статуса служебного само по себе не влечет ничтожность договора приватизации (Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2015 по делу N 10-КГ14-7).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения. Таким образом, наличие у спорного жилого помещения статуса служебного само по себе не влечет ничтожность договора приватизации (Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2015 по делу N 10-КГ14-7).
Статья: Служебное жилье - новые споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Предоставление служебных жилых помещений из специализированного жилого фонда по договорам найма является одним из гарантированных способов реализации конституционного права граждан на жилье, содержание которого раскрыто в ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Предоставление служебных жилых помещений из специализированного жилого фонда по договорам найма является одним из гарантированных способов реализации конституционного права граждан на жилье, содержание которого раскрыто в ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Кроме того, законодатель активно использует положения о социальном найме жилых помещений для построения некоторых иных институтов. Например, путем отсылок к положениям о договоре социального найма урегулированы многие аспекты отношений найма специализированных жилых помещений. В силу ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса РФ <2> (далее также - ЖК РФ, ЖК) к пользованию специализированными жилыми помещениями, за исключением правил о членах семьи нанимателя служебных жилых помещений, применяется целый ряд положений о социальном найме жилых помещений. С одной стороны, такое решение позволяет избегать дублирования правил и сосредоточиться на особенностях режима того или иного вида специализированных жилых помещений. С другой стороны, данный подход неоднозначен, поскольку цели институтов социального найма и найма специализированных жилых помещений существенно различаются. Если первый, как уже отмечалось, представляет собой правовую форму долгосрочных отношений обладания жилыми помещениями, то второй, хоть и может иногда оформлять весьма длительные отношения, все-таки предназначен для отношений срочных, временных. Первый предполагает возможность бесплатной приватизации, второй не допускает такой возможности.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Кроме того, законодатель активно использует положения о социальном найме жилых помещений для построения некоторых иных институтов. Например, путем отсылок к положениям о договоре социального найма урегулированы многие аспекты отношений найма специализированных жилых помещений. В силу ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса РФ <2> (далее также - ЖК РФ, ЖК) к пользованию специализированными жилыми помещениями, за исключением правил о членах семьи нанимателя служебных жилых помещений, применяется целый ряд положений о социальном найме жилых помещений. С одной стороны, такое решение позволяет избегать дублирования правил и сосредоточиться на особенностях режима того или иного вида специализированных жилых помещений. С другой стороны, данный подход неоднозначен, поскольку цели институтов социального найма и найма специализированных жилых помещений существенно различаются. Если первый, как уже отмечалось, представляет собой правовую форму долгосрочных отношений обладания жилыми помещениями, то второй, хоть и может иногда оформлять весьма длительные отношения, все-таки предназначен для отношений срочных, временных. Первый предполагает возможность бесплатной приватизации, второй не допускает такой возможности.
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Остро стоит вопрос приватизации квартир, в которых по договору социального найма проживают мамы-сироты. Приватизация жилья сиротами возможна не сразу, а только через 5 лет. Первое заселение сироты в новую квартиру осуществляется на основании договора специализированного найма жилплощади, срок которого обычно составляет 5 лет. Договор найма специализированного жилого помещения можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что сирота находится в сложной жизненной ситуации. Для приватизации квартиры сироте нужно заключить уже новый договор - социального найма на бессрочной основе. После этого можно смело приступать к приватизации недвижимости хоть на следующий день. К счастью, стоит заметить, что судебная практика с участием сирот складывается таким образом, что суд всегда пытается максимальным образом защитить права сирот на получение квартиры.
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Остро стоит вопрос приватизации квартир, в которых по договору социального найма проживают мамы-сироты. Приватизация жилья сиротами возможна не сразу, а только через 5 лет. Первое заселение сироты в новую квартиру осуществляется на основании договора специализированного найма жилплощади, срок которого обычно составляет 5 лет. Договор найма специализированного жилого помещения можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что сирота находится в сложной жизненной ситуации. Для приватизации квартиры сироте нужно заключить уже новый договор - социального найма на бессрочной основе. После этого можно смело приступать к приватизации недвижимости хоть на следующий день. К счастью, стоит заметить, что судебная практика с участием сирот складывается таким образом, что суд всегда пытается максимальным образом защитить права сирот на получение квартиры.