Создание товарного знака
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание товарного знака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВС РФ: В защите исключительного права на товарный знак может быть отказано, если будет установлено, что оно приобретено (зарегистрировано) лицом не с намерением использовать товарный знак для индивидуализации товаров, а с целью запретить третьим лицам использовать соответствующее обозначение, взыскивать компенсацию за нарушение исключительного права на него
Обзор судебной практики по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков, и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 2 ст. 10, ст. 1515 ГК РФДействия обладателя права на товарный знак, которые направлены на создание препятствий к использованию даже тождественных или сходных с ним до степени смешения обозначений, при отсутствии фактического использования данного товарного знака самим правообладателем являются недобросовестными и не подлежат судебной защите. У истца, который в установленный законом срок не приложил усилий для использования товарного знака, отсутствует нарушенное право. Попытка получить защиту права при отсутствии достойного защиты интереса (например, при имитации нарушения права) является злоупотреблением правом со стороны истца.
Обзор судебной практики по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков, и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 2 ст. 10, ст. 1515 ГК РФДействия обладателя права на товарный знак, которые направлены на создание препятствий к использованию даже тождественных или сходных с ним до степени смешения обозначений, при отсутствии фактического использования данного товарного знака самим правообладателем являются недобросовестными и не подлежат судебной защите. У истца, который в установленный законом срок не приложил усилий для использования товарного знака, отсутствует нарушенное право. Попытка получить защиту права при отсутствии достойного защиты интереса (например, при имитации нарушения права) является злоупотреблением правом со стороны истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Товарный знак: налоги и проводки
(Издательство "Главная книга", 2025)Д 44 - К 70 (69, 10, 60, 76) - создание товарного знака своими силами
(Издательство "Главная книга", 2025)Д 44 - К 70 (69, 10, 60, 76) - создание товарного знака своими силами
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)К нематериальным активам, в частности, относятся:
(ред. от 17.11.2025)К нематериальным активам, в частности, относятся:
Готовое решение: Как отразить нематериальные активы (НМА) в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного, бюджетного и автономного учреждения (счет 0 102 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: Федеральный стандарт N 181н не применяется к созданным силами учреждения товарным знакам и знакам обслуживания, связанным с ними торговым наименованиям, рецептам, формулам и иным объектам аналогичного характера. Расходы, связанные с их созданием, признавайте по мере возникновения как расходы текущего периода (пп. "к" п. 4 Федерального стандарта N 181н, п. 5 Письма Минфина России от 02.04.2021 N 02-07-07/25218).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: Федеральный стандарт N 181н не применяется к созданным силами учреждения товарным знакам и знакам обслуживания, связанным с ними торговым наименованиям, рецептам, формулам и иным объектам аналогичного характера. Расходы, связанные с их созданием, признавайте по мере возникновения как расходы текущего периода (пп. "к" п. 4 Федерального стандарта N 181н, п. 5 Письма Минфина России от 02.04.2021 N 02-07-07/25218).
Статья: О договорном механизме приобретения права на использование элементов образа физического лица
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Этот вывод позволяет понять, какое благо лежит в основе договора, предоставляющего возможность использовать элементы образа гражданина. Право на использование элементов образа можно определить как имущественное право, оно существует в рамках абсолютного правоотношения между лицом, которое приобрело это право на основании договора с праводателем, и третьими лицами. Если правопреемник, который приобрел это право в силу конститутивного правопреемства, регистрирует товарный знак, в который входит имя, псевдоним или изображение праводателя, то право на использование элемента образа как бы растворяется в исключительном праве на товарный знак или коммерческое обозначение; вместе с тем эластичность права на использование элемента образа проявляется в том, что в случае досрочного прекращения исключительного права на товарный знак, например по причине неиспользования товарного знака (ст. 1486 ГК), обладатель права на использование имени или иного элемента образа гражданина сохраняет право на создание иного товарного знака в рамках ранее полученного от праводателя разрешения.
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Этот вывод позволяет понять, какое благо лежит в основе договора, предоставляющего возможность использовать элементы образа гражданина. Право на использование элементов образа можно определить как имущественное право, оно существует в рамках абсолютного правоотношения между лицом, которое приобрело это право на основании договора с праводателем, и третьими лицами. Если правопреемник, который приобрел это право в силу конститутивного правопреемства, регистрирует товарный знак, в который входит имя, псевдоним или изображение праводателя, то право на использование элемента образа как бы растворяется в исключительном праве на товарный знак или коммерческое обозначение; вместе с тем эластичность права на использование элемента образа проявляется в том, что в случае досрочного прекращения исключительного права на товарный знак, например по причине неиспользования товарного знака (ст. 1486 ГК), обладатель права на использование имени или иного элемента образа гражданина сохраняет право на создание иного товарного знака в рамках ранее полученного от праводателя разрешения.
Готовое решение: Как учреждению отразить расходы на услуги по разработке логотипа в бухгалтерском (бюджетном) и налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Бухгалтерский (бюджетный) учет разработки собственного логотипа, который является нематериальным активом (у учреждения есть исключительные права на логотип), ведите в таком же порядке, как при создании товарного знака.
(КонсультантПлюс, 2025)Бухгалтерский (бюджетный) учет разработки собственного логотипа, который является нематериальным активом (у учреждения есть исключительные права на логотип), ведите в таком же порядке, как при создании товарного знака.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Затраты организации, связанные с созданием товарного знака, признаются расходами периода, в котором они понесены, в порядке, установленном ПБУ 10/99 "Расходы организации" (письмо Минфина России от 22 декабря 2023 года N 07-01-09/124460).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Затраты организации, связанные с созданием товарного знака, признаются расходами периода, в котором они понесены, в порядке, установленном ПБУ 10/99 "Расходы организации" (письмо Минфина России от 22 декабря 2023 года N 07-01-09/124460).
Статья: Учетно-аналитические аспекты управления интеллектуальной собственностью
(Нестеров В.Н., Сунгатуллина Л.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)6. Козменкова С.В., Селезнева И.П., Шляпникова Е.А., Селезнева И.А. Особенности учета операций приобретения и создания товарных знаков // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 12. С. 1372 - 1391. DOI: 10.24891/ia.27.12.1372.
(Нестеров В.Н., Сунгатуллина Л.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)6. Козменкова С.В., Селезнева И.П., Шляпникова Е.А., Селезнева И.А. Особенности учета операций приобретения и создания товарных знаков // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 12. С. 1372 - 1391. DOI: 10.24891/ia.27.12.1372.
Вопрос: Правильно ли банк понимает, что товарный знак, разработанный банком с привлечением сторонней организации, соотносится с понятием "товарный знак, созданный организацией самостоятельно", не учитывается в бухучете в составе НМА и затраты на его разработку признаются расходами того периода, когда понесены?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк осуществил затраты, связанные с созданием товарного знака с привлечением сторонней организации для разработки корпоративного бренда (товарного знака), визуальной идентичности бренда (товарного знака) и совершения юридических действий для получения правовой охраны товарного знака.
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк осуществил затраты, связанные с созданием товарного знака с привлечением сторонней организации для разработки корпоративного бренда (товарного знака), визуальной идентичности бренда (товарного знака) и совершения юридических действий для получения правовой охраны товарного знака.