Создание страховой компании
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание страховой компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"В 10:55 (после получения Страхователем от Страховщика уведомления о регистрации Ответа на Запрос N 219992650) по ЭЛН N 910210977837 Страховщиком было выполнено открытие нового проактивного процесса N 221140463, в котором уже были отражены Сведения, ранее переданные Страхователем в информационную систему страховщика на Запрос N 219992650, в том числе содержащие и информацию о замене лет в соответствии с заявлением работника, что подтверждается снимком экрана компьютера с входящим запросом и журнала регистрации данного документа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов организацией - субъектом МСП, созданной в 2025 г. и осуществляющей деятельность в сфере обрабатывающих производств.
(Письмо Минфина России от 04.03.2025 N 03-15-06/20960)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов организацией - субъектом МСП, созданной в 2025 г. и осуществляющей деятельность в сфере обрабатывающих производств.
(Письмо Минфина России от 04.03.2025 N 03-15-06/20960)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов организацией - субъектом МСП, созданной в 2025 г. и осуществляющей деятельность в сфере обрабатывающих производств.
Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов IT-организацией в случае ее создания после 01.07.2022 не в результате реорганизации.
(Письмо Минфина России от 04.06.2024 N 03-15-06/51325)Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов IT-организацией в случае ее создания после 01.07.2022 не в результате реорганизации.
(Письмо Минфина России от 04.06.2024 N 03-15-06/51325)Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов IT-организацией в случае ее создания после 01.07.2022 не в результате реорганизации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 184.5. Право требования страхователей и иных лиц в случае признания страховой организации банкротом и открытия конкурсного производства
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 184.5. Право требования страхователей и иных лиц в случае признания страховой организации банкротом и открытия конкурсного производства
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Глава IV.1. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Глава IV.1. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены организации, которые запрашивают и получают в публично-правовой компании "Роскадастр" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, только в электронной форме. К ним относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые организации, иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 33.1 указанного Закона иностранная страховая организация для создания на территории Российской Федерации филиала должна соответствовать следующим требованиям:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены организации, которые запрашивают и получают в публично-правовой компании "Роскадастр" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, только в электронной форме. К ним относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые организации, иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 33.1 указанного Закона иностранная страховая организация для создания на территории Российской Федерации филиала должна соответствовать следующим требованиям:
Статья: Особенности "наследования" страховых выплат по договору личного страхования
(Андропова Т.В.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Правовая позиция о неприменении норм наследственного права к страховым выплатам по договору личного страхования в связи со смертью застрахованного лица приводит к толкованию ст. 934 ГК РФ как содержащей лишь указание на особый способ определения выгодоприобретателей по договору личного страхования в случае, если они не указаны в договоре, а страховой случай в виде гибели застрахованного лица уже наступил. Здесь важным является создание для страховщика определенности касательно круга лиц, в отношении которых он будет исполнять свое обязательство по договору страхования, поэтому указание в ст. 934 ГК РФ на наследников застрахованного лица создает ясность в части определения потенциальных выгодоприобретателей по договору. Данная позиция также нашла свое отражение в концепции реформирования гл. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой предлагается закрепить на законодательном уровне договорную природу прав, вытекающих из договора страхования, и во избежание дискуссии по поводу возможности применения норм о наследовании к договору личного страхования также закрепить положение о том, что право на получение страховой выплаты не передается выгодоприобретателю по наследству <2>.
(Андропова Т.В.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Правовая позиция о неприменении норм наследственного права к страховым выплатам по договору личного страхования в связи со смертью застрахованного лица приводит к толкованию ст. 934 ГК РФ как содержащей лишь указание на особый способ определения выгодоприобретателей по договору личного страхования в случае, если они не указаны в договоре, а страховой случай в виде гибели застрахованного лица уже наступил. Здесь важным является создание для страховщика определенности касательно круга лиц, в отношении которых он будет исполнять свое обязательство по договору страхования, поэтому указание в ст. 934 ГК РФ на наследников застрахованного лица создает ясность в части определения потенциальных выгодоприобретателей по договору. Данная позиция также нашла свое отражение в концепции реформирования гл. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой предлагается закрепить на законодательном уровне договорную природу прав, вытекающих из договора страхования, и во избежание дискуссии по поводу возможности применения норм о наследовании к договору личного страхования также закрепить положение о том, что право на получение страховой выплаты не передается выгодоприобретателю по наследству <2>.
Интервью: Конкуренция на страховом рынке: факторы и тенденции
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Предложенный законопроект основывается на проделанной работе по переходу к риск-ориентированному подходу к оценке финансовой устойчивости, исключая избыточные требования и предусматривая создание страховщиками системы управления рисками.
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Предложенный законопроект основывается на проделанной работе по переходу к риск-ориентированному подходу к оценке финансовой устойчивости, исключая избыточные требования и предусматривая создание страховщиками системы управления рисками.
Статья: На главных направлениях совершенствования финансового законодательства
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)В отношении управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций создание совета директоров (наблюдательного совета) будет обязательным в случаях, которые будут установлены в нормативном акте Банка России - в зависимости от уровня и масштаба осуществляемой деятельности, а также принимаемых в этой связи рисков.
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)В отношении управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций создание совета директоров (наблюдательного совета) будет обязательным в случаях, которые будут установлены в нормативном акте Банка России - в зависимости от уровня и масштаба осуществляемой деятельности, а также принимаемых в этой связи рисков.
Интервью: Не революция, а эволюция
("Современные страховые технологии", 2022, N 6)В рамках общей стратегии мы обсуждали международное взаимодействие, в том числе перестрахование, на стратегических сессиях с Банком России. Инициатива по созданию какого-то крупного перестраховщика пока не поддержана. Возможно, вопросы перестрахования удобнее будет решить через создание пулов страховщиков.
("Современные страховые технологии", 2022, N 6)В рамках общей стратегии мы обсуждали международное взаимодействие, в том числе перестрахование, на стратегических сессиях с Банком России. Инициатива по созданию какого-то крупного перестраховщика пока не поддержана. Возможно, вопросы перестрахования удобнее будет решить через создание пулов страховщиков.
Статья: К вопросу о распределении расходов на страхование гражданско-правовой ответственности арбитражных управляющих
(Яковенко А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Полагаю, что, переводя вопрос страхования ответственности управляющих в рамки рыночных отношений, в которых страховщик вправе отказать управляющему в заключении договора, законодатель предполагает прибыльность такой деятельности для частных страховщиков. Следовательно, создание единого фонда не должно будет приносить убытки, но позволит выходить "в ноль", при этом достигая упомянутых положительных эффектов. Если же такая деятельность в действительности является убыточной, то нет каких-либо политико-правовых оснований передавать ее частным лицам.
(Яковенко А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Полагаю, что, переводя вопрос страхования ответственности управляющих в рамки рыночных отношений, в которых страховщик вправе отказать управляющему в заключении договора, законодатель предполагает прибыльность такой деятельности для частных страховщиков. Следовательно, создание единого фонда не должно будет приносить убытки, но позволит выходить "в ноль", при этом достигая упомянутых положительных эффектов. Если же такая деятельность в действительности является убыточной, то нет каких-либо политико-правовых оснований передавать ее частным лицам.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)5. Существующая в России система ОМС с уникальной ролью страховых медицинских организаций в части контроля качества медицинской помощи также может быть задействована в целях предотвращения распространенных врачебных ошибок. Акты экспертизы качества медицинской помощи могли бы стать одним из основных источников базы данных безопасности пациентов в случае ее создания. Контрольные полномочия страховщиков в качестве своего приоритета должны иметь защиту прав застрахованных (пациентов).
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)5. Существующая в России система ОМС с уникальной ролью страховых медицинских организаций в части контроля качества медицинской помощи также может быть задействована в целях предотвращения распространенных врачебных ошибок. Акты экспертизы качества медицинской помощи могли бы стать одним из основных источников базы данных безопасности пациентов в случае ее создания. Контрольные полномочия страховщиков в качестве своего приоритета должны иметь защиту прав застрахованных (пациентов).
Статья: Непредоставление информации о кредитном продукте как непоименованная форма недобросовестной конкуренции
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Недобросовестность заключается в том, что, оформляя кредиты, банки целенаправленно используют неинформированность своих клиентов (физических лиц) для заключения к кредитному договору договора страхования с конкретным страховщиком (или же с целью навязывания услуг страхования самого банка-кредитора), являющимся контрагентом банка по иным сделкам, причем цена такой страховки зачастую оказывается выше, чем если бы договор страхования был заключен с иной страховой компанией. Создание банком подобного субъективного неравенства сторон, обусловленного качеством предоставляемой клиентам информации <15>, мотивируется дополнительным имущественным интересом, который может заключаться, например, в виде определенной комиссии от суммы кредита за присоединение к программе коллективного страхования.
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Недобросовестность заключается в том, что, оформляя кредиты, банки целенаправленно используют неинформированность своих клиентов (физических лиц) для заключения к кредитному договору договора страхования с конкретным страховщиком (или же с целью навязывания услуг страхования самого банка-кредитора), являющимся контрагентом банка по иным сделкам, причем цена такой страховки зачастую оказывается выше, чем если бы договор страхования был заключен с иной страховой компанией. Создание банком подобного субъективного неравенства сторон, обусловленного качеством предоставляемой клиентам информации <15>, мотивируется дополнительным имущественным интересом, который может заключаться, например, в виде определенной комиссии от суммы кредита за присоединение к программе коллективного страхования.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)7. В части 7 комментируемой статьи предусмотрено, что Агентство в соответствии с Законом о страховом деле осуществляет функции по управлению специальными банковскими счетами, на которых размещаются денежные средства гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций, созданных на территории России, в том числе функции по осуществлению выплат за счет денежных средств указанных гарантийных депозитов в случаях, порядке и на условиях, которые установлены указанным Законом.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)7. В части 7 комментируемой статьи предусмотрено, что Агентство в соответствии с Законом о страховом деле осуществляет функции по управлению специальными банковскими счетами, на которых размещаются денежные средства гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций, созданных на территории России, в том числе функции по осуществлению выплат за счет денежных средств указанных гарантийных депозитов в случаях, порядке и на условиях, которые установлены указанным Законом.
Статья: "Замаскированное налогообложение" или нет - к вопросу о создании Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и сути его деятельности
(Михайлова А.С.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Действующее в сфере социального страхования законодательство предусмотрело наличие трех самостоятельных субъектов, вступающих в страховые правоотношения, а именно: страхователей (спецификой является то, что в этом качестве в первую очередь выступают работодатели), застрахованных лиц (то есть субъектов, на которых действуют страховые социальные риски, в жизни которых может произойти соответствующий страховой случай, на основании которого они могут приобрести право на соответствующую страховую выплату по социальному страхованию), а также страховщиков <7>. Были созданы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ, которые изначально, в силу прямого указания закона, были образованы в качестве самостоятельных юридических лиц, а именно государственных финансово-кредитных учреждений <8>. В настоящий период вместо двух из этих фондов образован один - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Статья 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ в п. 8, предусматривает, что данный государственный внебюджетный фонд является юридическим лицом, а в п. 1 Закон определяет его как тип государственного учреждения. Уже на основании этого можно с уверенностью говорить о том, что к данным субъектам права должны применяться нормы гражданского законодательства, в том числе касающиеся правосубъектности юридических лиц в целом, а также учреждений в частности, но с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормативно-правовыми актами. Гражданское законодательство содержит нормы, предполагающие саму возможность создания как частных учреждений (при создании их гражданином или юридическим лицом), так и муниципальных, а также государственных. В связи с этим стоит обратить внимание на ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), согласно которой учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, при этом учреждение отвечает по своим обязательствам, и лишь в случае недостаточности средств или имущества субсидиарную ответственность несет собственник. Данные нормы подкреплены и ст. 123.22, согласно п. 8 которой предусмотрена возможность законодательного закрепления особенностей правового положения учреждений отдельных типов. Что касается создаваемого Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, то Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ предусматривает, что данное юридическое лицо создается Российской Федерацией (п. 2 ст. 1, ст. 2); собственником его имущества является Российская Федерация, а само учреждение наделяется правом оперативного управления (ст. 9); средства "бюджета" Фонда пенсионного и социального страхования также являются собственностью Российской Федерации, при этом не входят в состав государственных бюджетов (ст. 10); а сама Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда, возложенным на него законодательством (ст. 2, п. 15). Более того, ФЗ от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ четко предусматривает применение к данному типу учреждения не только ГК РФ, но и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 2, п. 17). Полагаем, что следует обратить внимание и на ст. 938 ГК РФ, которая предусматривает, что по общему правилу страховщиками могут быть юридические лица, при этом не указывается организационно-правовая форма, общие требования ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (ред. от 01.04.2022) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <9> этому вторят. Типичным для коммерческого страхования является создание страховщиков как коммерческих юридических лиц, однако они могут быть созданы и в некоммерческой форме, когда закон и целесообразность тому способствуют, типичным примером являются общества взаимного страхования; тем более некоммерческая форма может применяться государством для создания субъекта таких значимых для общества отношений, как обязательное социальное страхование.
(Михайлова А.С.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Действующее в сфере социального страхования законодательство предусмотрело наличие трех самостоятельных субъектов, вступающих в страховые правоотношения, а именно: страхователей (спецификой является то, что в этом качестве в первую очередь выступают работодатели), застрахованных лиц (то есть субъектов, на которых действуют страховые социальные риски, в жизни которых может произойти соответствующий страховой случай, на основании которого они могут приобрести право на соответствующую страховую выплату по социальному страхованию), а также страховщиков <7>. Были созданы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ, которые изначально, в силу прямого указания закона, были образованы в качестве самостоятельных юридических лиц, а именно государственных финансово-кредитных учреждений <8>. В настоящий период вместо двух из этих фондов образован один - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Статья 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ в п. 8, предусматривает, что данный государственный внебюджетный фонд является юридическим лицом, а в п. 1 Закон определяет его как тип государственного учреждения. Уже на основании этого можно с уверенностью говорить о том, что к данным субъектам права должны применяться нормы гражданского законодательства, в том числе касающиеся правосубъектности юридических лиц в целом, а также учреждений в частности, но с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормативно-правовыми актами. Гражданское законодательство содержит нормы, предполагающие саму возможность создания как частных учреждений (при создании их гражданином или юридическим лицом), так и муниципальных, а также государственных. В связи с этим стоит обратить внимание на ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), согласно которой учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, при этом учреждение отвечает по своим обязательствам, и лишь в случае недостаточности средств или имущества субсидиарную ответственность несет собственник. Данные нормы подкреплены и ст. 123.22, согласно п. 8 которой предусмотрена возможность законодательного закрепления особенностей правового положения учреждений отдельных типов. Что касается создаваемого Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, то Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ предусматривает, что данное юридическое лицо создается Российской Федерацией (п. 2 ст. 1, ст. 2); собственником его имущества является Российская Федерация, а само учреждение наделяется правом оперативного управления (ст. 9); средства "бюджета" Фонда пенсионного и социального страхования также являются собственностью Российской Федерации, при этом не входят в состав государственных бюджетов (ст. 10); а сама Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда, возложенным на него законодательством (ст. 2, п. 15). Более того, ФЗ от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ четко предусматривает применение к данному типу учреждения не только ГК РФ, но и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 2, п. 17). Полагаем, что следует обратить внимание и на ст. 938 ГК РФ, которая предусматривает, что по общему правилу страховщиками могут быть юридические лица, при этом не указывается организационно-правовая форма, общие требования ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (ред. от 01.04.2022) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <9> этому вторят. Типичным для коммерческого страхования является создание страховщиков как коммерческих юридических лиц, однако они могут быть созданы и в некоммерческой форме, когда закон и целесообразность тому способствуют, типичным примером являются общества взаимного страхования; тем более некоммерческая форма может применяться государством для создания субъекта таких значимых для общества отношений, как обязательное социальное страхование.