Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность в сфере трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения проверки выявлено, что в АО... не созданы (выделены) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"...
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения проверки выявлено, что в АО... не созданы (выделены) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Дополнительные меры государственной поддержки в сфере занятости населения вправе разрабатывать Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. К дополнительным относятся меры, которые направлены на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, граждан, находящихся под риском увольнения; на поощрение работодателей, которые создают новые рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; на содействие работодателям в создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; на содействие занятости граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту и др.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Дополнительные меры государственной поддержки в сфере занятости населения вправе разрабатывать Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. К дополнительным относятся меры, которые направлены на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, граждан, находящихся под риском увольнения; на поощрение работодателей, которые создают новые рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; на содействие работодателям в создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; на содействие занятости граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту и др.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4) на содействие работодателям в создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4) на содействие работодателям в создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В нарушение названных положений федерального и регионального законодательства работодателем не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе не было создано специальное рабочее место для трудоустройства Х. с учетом его статуса (инвалид II группы с детства), индивидуальной программы реабилитации инвалида и в соответствии с требованиями к оснащению (оборудованию) рабочего места, предусмотренными Санитарными правилами, в связи с чем выводы судебных инстанций об обоснованности отказа работодателя (общества) в заключении трудового договора с Х. являются неправомерными, не основанными на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В нарушение названных положений федерального и регионального законодательства работодателем не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе не было создано специальное рабочее место для трудоустройства Х. с учетом его статуса (инвалид II группы с детства), индивидуальной программы реабилитации инвалида и в соответствии с требованиями к оснащению (оборудованию) рабочего места, предусмотренными Санитарными правилами, в связи с чем выводы судебных инстанций об обоснованности отказа работодателя (общества) в заключении трудового договора с Х. являются неправомерными, не основанными на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)26. Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям (ст. 20).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)26. Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям (ст. 20).
Последние изменения: Квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - это обязанность работодателя.
(КонсультантПлюс, 2025)Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - это обязанность работодателя.
Статья: Квотирование рабочих мест для инвалидов по новым правилам
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)Дополнительно отметим, что у работодателя сохранилась обязанность создавать и оснащать так называемые специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)Дополнительно отметим, что у работодателя сохранилась обязанность создавать и оснащать так называемые специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Толкование пункта 6 статьи 13.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <29>, статей 22 и 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <30> и подпункта "а" пункта 5 Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов <31> позволяет сделать вывод о том, что для трудоустройства инвалидов создаются специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Толкование пункта 6 статьи 13.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <29>, статей 22 и 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <30> и подпункта "а" пункта 5 Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов <31> позволяет сделать вывод о том, что для трудоустройства инвалидов создаются специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Учитывая, что в Заключительных замечаниях по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов <46> обращалось внимание на нехватку информации о "специальных рабочих местах" и программах трудоустройства инвалидов, полагаем необходимым создание системы информационного взаимодействия инвалидов с органами социальной защиты и другими органами, оказывающими государственные услуги в различных жизненных ситуациях.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Учитывая, что в Заключительных замечаниях по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов <46> обращалось внимание на нехватку информации о "специальных рабочих местах" и программах трудоустройства инвалидов, полагаем необходимым создание системы информационного взаимодействия инвалидов с органами социальной защиты и другими органами, оказывающими государственные услуги в различных жизненных ситуациях.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Верховный Суд РФ указал на то, что при разрешении вопроса об обоснованности отказа инвалиду II группы С.В. Хайбрахманову в приеме на работу на должность укладчика судебным инстанциям следовало с привлечением специалистов в области специальной оценки условий труда и в области медико-социальной экспертизы установить: относятся ли условия труда по должности укладчика в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" к 1-му или 2-му классу условий труда, какие конкретные меры по организации труда требуются для оборудования рабочего места по должности укладчика с учетом индивидуальных возможностей С.В. Хайбрахманова, должно ли это быть специальное рабочее место. Судебные инстанции не учли, что обязанность по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, возлагается на работодателя, которым в нарушение положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона о занятости и нормативных правовых актов Ленинградской области, в частности Постановления Правительства Ленинградской области от 26 июня 2006 г. N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальное рабочее место для трудоустройства С.В. Хайбрахманова.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Верховный Суд РФ указал на то, что при разрешении вопроса об обоснованности отказа инвалиду II группы С.В. Хайбрахманову в приеме на работу на должность укладчика судебным инстанциям следовало с привлечением специалистов в области специальной оценки условий труда и в области медико-социальной экспертизы установить: относятся ли условия труда по должности укладчика в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" к 1-му или 2-му классу условий труда, какие конкретные меры по организации труда требуются для оборудования рабочего места по должности укладчика с учетом индивидуальных возможностей С.В. Хайбрахманова, должно ли это быть специальное рабочее место. Судебные инстанции не учли, что обязанность по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, возлагается на работодателя, которым в нарушение положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона о занятости и нормативных правовых актов Ленинградской области, в частности Постановления Правительства Ленинградской области от 26 июня 2006 г. N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальное рабочее место для трудоустройства С.В. Хайбрахманова.