Создание общественного объединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание общественного объединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Создание (ликвидация) профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что Федеральный закон N 10-ФЗ, носящий специальный характер, не регулирует вопрос о перечне лиц, которые не могут быть учредителями, членами профсоюза, суд пришел к обоснованному выводу о том, что норма п. 5 ч. 3 ст. 19 Федерального закона N 82-ФЗ, содержащая прямой запрет на создание лицом, отбывающим наказание, общественного объединения, подлежит применению к правоотношениям, регулирующим порядок создания профессионального союза..."
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что Федеральный закон N 10-ФЗ, носящий специальный характер, не регулирует вопрос о перечне лиц, которые не могут быть учредителями, членами профсоюза, суд пришел к обоснованному выводу о том, что норма п. 5 ч. 3 ст. 19 Федерального закона N 82-ФЗ, содержащая прямой запрет на создание лицом, отбывающим наказание, общественного объединения, подлежит применению к правоотношениям, регулирующим порядок создания профессионального союза..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О разъяснении порядка создания международного общественного объединения.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Статья: Общественные организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Глава II. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Глава II. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В настоящий момент в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен на рассмотрение законопроект от 27.03.2024 N 585970-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях", который планирует закрепить обязательную регистрацию общественных объединений. Согласно указанному проекту граждане будут обязаны регистрировать созданные ими общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности. С момента изготовления и подписания решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов оно будет считаться учрежденным и приобретшим права юридического лица. Также в нем устанавливается, что деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена. Представляется, что в условиях современной политико-экономической ситуации в России такой законопроект может быть принят.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В настоящий момент в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен на рассмотрение законопроект от 27.03.2024 N 585970-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях", который планирует закрепить обязательную регистрацию общественных объединений. Согласно указанному проекту граждане будут обязаны регистрировать созданные ими общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности. С момента изготовления и подписания решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов оно будет считаться учрежденным и приобретшим права юридического лица. Также в нем устанавливается, что деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена. Представляется, что в условиях современной политико-экономической ситуации в России такой законопроект может быть принят.
Ситуация: Какими правами обладают соотечественники, проживающие за рубежом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)создание национально-культурных автономий, общественных объединений и религиозных организаций соотечественников, средств массовой информации и участие в их деятельности;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)создание национально-культурных автономий, общественных объединений и религиозных организаций соотечественников, средств массовой информации и участие в их деятельности;
Статья: Объединительные основы гражданско-правовых сообществ
(Политкин И.А.)
("Цивилист", 2025, N 4)Законодатель часто упоминает о правовых интересах, используя такие понятия, как "законные интересы", "охраняемые законом интересы" (ст. 1, 166, 219 ГК РФ). Представляется, что указанные понятия имеют одинаковое значение, но в законодательстве представлены в различных формулировках. Это подтверждают и представители доктрины гражданского права <3>. Также неоспоримым является тот факт, что правовой интерес выступает в качестве объекта защиты в гражданском праве. Это подтверждается как в науке <4>, <5>, так и в судебной практике <6>. Более того, Закон N 82-ФЗ в ст. 3 устанавливает, что создание общественных объединений способствует реализации законных интересов граждан.
(Политкин И.А.)
("Цивилист", 2025, N 4)Законодатель часто упоминает о правовых интересах, используя такие понятия, как "законные интересы", "охраняемые законом интересы" (ст. 1, 166, 219 ГК РФ). Представляется, что указанные понятия имеют одинаковое значение, но в законодательстве представлены в различных формулировках. Это подтверждают и представители доктрины гражданского права <3>. Также неоспоримым является тот факт, что правовой интерес выступает в качестве объекта защиты в гражданском праве. Это подтверждается как в науке <4>, <5>, так и в судебной практике <6>. Более того, Закон N 82-ФЗ в ст. 3 устанавливает, что создание общественных объединений способствует реализации законных интересов граждан.
Статья: Индивидуализация и дифференциация конституционных экологических прав и обязанностей
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)В зависимости от субъекта конституционные экологические права индивидуализируются на право граждан на создание общественных объединений и некоммерческих организаций, право коренных народов и других субъектов права требовать от государственных и местных органов власти предоставления соответствующей действительности достоверной информации, право юридических лиц на выдвижение предложений о проведении экологической экспертизы, право на содействие государственным и иным органам власти в решении вопросов охраны окружающей среды, права юридических лиц в сфере охраны окружающей среды при помощи использования современных ESG-стандартов и "зеленой экономики" путем снижения выбросов в атмосферный воздух.
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)В зависимости от субъекта конституционные экологические права индивидуализируются на право граждан на создание общественных объединений и некоммерческих организаций, право коренных народов и других субъектов права требовать от государственных и местных органов власти предоставления соответствующей действительности достоверной информации, право юридических лиц на выдвижение предложений о проведении экологической экспертизы, право на содействие государственным и иным органам власти в решении вопросов охраны окружающей среды, права юридических лиц в сфере охраны окружающей среды при помощи использования современных ESG-стандартов и "зеленой экономики" путем снижения выбросов в атмосферный воздух.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)22) на создание общественных объединений, не преследующих политических целей, и участие в их деятельности в свободное от исполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновения конфликта интересов.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)22) на создание общественных объединений, не преследующих политических целей, и участие в их деятельности в свободное от исполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновения конфликта интересов.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем, как правильно было отмечено, недостатком лицензирования в сфере ЖКХ является то, что оно не затрагивает некоммерческие управляющие организации - ТСЖ и жилищные кооперативы <1>. В Стратегии развития ЖКХ указывается на необходимость рассмотрения вопроса о создании профессионального общественного объединения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем, как правильно было отмечено, недостатком лицензирования в сфере ЖКХ является то, что оно не затрагивает некоммерческие управляющие организации - ТСЖ и жилищные кооперативы <1>. В Стратегии развития ЖКХ указывается на необходимость рассмотрения вопроса о создании профессионального общественного объединения.