Создание объекта концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание объекта концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О вычете НДС, предъявленного концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) для создания объектов концессионного соглашения.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 03-07-11/78744)Вопрос: О вычете НДС, предъявленного концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) для создания объектов концессионного соглашения.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 03-07-11/78744)Вопрос: О вычете НДС, предъявленного концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) для создания объектов концессионного соглашения.
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)3.2.2. Вычет НДС при покупке товаров (работ, услуг, имущественных прав) для создания или реконструкции объекта концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)3.2.2. Вычет НДС при покупке товаров (работ, услуг, имущественных прав) для создания или реконструкции объекта концессионного соглашения
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой
Вопрос: Какие особенности установления тарифов регулируемых организаций в 2022 и 2023 годах в случае неисполнения обязательств по созданию и реконструкции, модернизации объекта концессионного соглашения и реализации инвестиционной программы в 2022 году?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Вопрос: Об использовании концессионером средств капитального гранта на софинансирование затрат на создание объекта концессионного соглашения на уплату НДС.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-09/128161)Вопрос: Об использовании концессионером средств капитального гранта на софинансирование затрат на создание объекта концессионного соглашения на уплату НДС.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-09/128161)Вопрос: Об использовании концессионером средств капитального гранта на софинансирование затрат на создание объекта концессионного соглашения на уплату НДС.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Согласно п. 13 ст. 3 Закона N 115-ФЗ концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание объекта концессионного соглашения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Согласно п. 13 ст. 3 Закона N 115-ФЗ концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание объекта концессионного соглашения.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Таким образом, концессионер, в том числе применяющий в отношении основной деятельности упрощенную систему налогообложения, при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, исчисляет этот налог по таким операциям в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 05.09.2018 N 03-07-11/63397). При этом суммы НДС, предъявленные концессионеру в процессе создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и в период его использования (эксплуатации), принимаются к вычету в общеустановленном порядке в случае использования такого объекта для операций, подлежащих налогообложению НДС (Письма Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750, от 04.09.2020 N 03-07-11/77606, Письмо ФНС России от 13.01.2017 N СД-3-3/149@).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Таким образом, концессионер, в том числе применяющий в отношении основной деятельности упрощенную систему налогообложения, при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, исчисляет этот налог по таким операциям в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 05.09.2018 N 03-07-11/63397). При этом суммы НДС, предъявленные концессионеру в процессе создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и в период его использования (эксплуатации), принимаются к вычету в общеустановленном порядке в случае использования такого объекта для операций, подлежащих налогообложению НДС (Письма Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750, от 04.09.2020 N 03-07-11/77606, Письмо ФНС России от 13.01.2017 N СД-3-3/149@).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу финансирование соглашений осуществляется частным лицом; инвестиции окупаются за счет поступлений от использования объекта соглашения, например оказания медицинской помощи, оказания гостиничных услуг. Однако и Законом N 115-ФЗ, и Законом N 224-ФЗ предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в расходах частной стороны на инвестиционной и эксплуатационной стадиях реализации проекта и (или) возмещения недополученных доходов частной стороны. При этом Закон N 115-ФЗ предусматривает, что предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества <1>. Отдельное ограничение установлено для капитального гранта <2>, выплачиваемого концедентом, - он не может превышать 80% расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Закон N 224-ФЗ, в свою очередь, предусматривает, что публичным партнером может осуществляться частичное финансирование создания объекта соглашения (без установления конкретного порога для такого финансирования), а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания (допускается в полном объеме). Кроме того, в отдельных сферах есть примеры федерального софинансирования обязательств публичной стороны по концессионным соглашениям и СГЧП <3>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу финансирование соглашений осуществляется частным лицом; инвестиции окупаются за счет поступлений от использования объекта соглашения, например оказания медицинской помощи, оказания гостиничных услуг. Однако и Законом N 115-ФЗ, и Законом N 224-ФЗ предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в расходах частной стороны на инвестиционной и эксплуатационной стадиях реализации проекта и (или) возмещения недополученных доходов частной стороны. При этом Закон N 115-ФЗ предусматривает, что предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества <1>. Отдельное ограничение установлено для капитального гранта <2>, выплачиваемого концедентом, - он не может превышать 80% расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Закон N 224-ФЗ, в свою очередь, предусматривает, что публичным партнером может осуществляться частичное финансирование создания объекта соглашения (без установления конкретного порога для такого финансирования), а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания (допускается в полном объеме). Кроме того, в отдельных сферах есть примеры федерального софинансирования обязательств публичной стороны по концессионным соглашениям и СГЧП <3>.
Статья: Некоторые вопросы казначейского сопровождения контрактов
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Так, в практике Управления Федерального казначейства по Волгоградской области возникла ситуация, связанная с предоставлением из бюджета Волгограда субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание объекта концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в Волгограде <10>.
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Так, в практике Управления Федерального казначейства по Волгоградской области возникла ситуация, связанная с предоставлением из бюджета Волгограда субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание объекта концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в Волгограде <10>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)На первый взгляд кажется, что предлагаемый инструментарий синхронизации КРТ с ГЧП довольно сложный как в восприятии, так и в реализации. Однако важно напомнить о необходимости грамотного сохранения баланса между частными и публичными интересами. Необдуманные решения, в частности, по предоставлению любому лицу, обязанному по договору о КРТ осуществить создание объектов инфраструктуры, права заключать концессионные соглашения для исполнения такой обязанности (по конкурсу или тем более без конкурса), могут привести к дисбалансу на рынке развития и освоения территорий, а также к еще большей дискредитации института КРТ <1>, который в таком случае фактически утратит свое свойство договорного механизма распределения инфраструктурной нагрузки.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)На первый взгляд кажется, что предлагаемый инструментарий синхронизации КРТ с ГЧП довольно сложный как в восприятии, так и в реализации. Однако важно напомнить о необходимости грамотного сохранения баланса между частными и публичными интересами. Необдуманные решения, в частности, по предоставлению любому лицу, обязанному по договору о КРТ осуществить создание объектов инфраструктуры, права заключать концессионные соглашения для исполнения такой обязанности (по конкурсу или тем более без конкурса), могут привести к дисбалансу на рынке развития и освоения территорий, а также к еще большей дискредитации института КРТ <1>, который в таком случае фактически утратит свое свойство договорного механизма распределения инфраструктурной нагрузки.
Статья: Доходы концессионера, полученные от концедента: бухучет и подход в МСФО
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)Вопросы бухгалтерского учета у концессионера уже затрагивались автором ранее в других статьях. В этой статье также рассмотрены некоторые аспекты учета у концессионера. Речь пойдет об отражении у концессионера средств, полученных от концедента в разных ситуациях и по разным основаниям, о признании концессионером доходов, уравновешивающих амортизацию затрат концедента на приобретение или создание объекта концессионного соглашения, в случае учета этого объекта на своем балансе (далее - уравновешивающие доходы).
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)Вопросы бухгалтерского учета у концессионера уже затрагивались автором ранее в других статьях. В этой статье также рассмотрены некоторые аспекты учета у концессионера. Речь пойдет об отражении у концессионера средств, полученных от концедента в разных ситуациях и по разным основаниям, о признании концессионером доходов, уравновешивающих амортизацию затрат концедента на приобретение или создание объекта концессионного соглашения, в случае учета этого объекта на своем балансе (далее - уравновешивающие доходы).
Статья: Расторжение концессионного соглашения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2025 N 19АП-2183/2025 по делу N А64-11812/2023 указано, что независимо от оснований расторжения концессионного соглашения концессионер вправе требовать от концедента возмещения расходов на создание объекта концессионного соглашения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2025 N 19АП-2183/2025 по делу N А64-11812/2023 указано, что независимо от оснований расторжения концессионного соглашения концессионер вправе требовать от концедента возмещения расходов на создание объекта концессионного соглашения.
Статья: Использование механизма договорной субординации при привлечении проектного финансирования
(Соловьев Г.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)<25> Например, в концессионных проектах концедент (публично-правовое образование), являющийся своеобразным заказчиком строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения, зачастую обеспечивает приоритетное удовлетворение требований банка, предоставляющего концессионеру кредит в целях создания объекта концессионного соглашения, относительно возможных будущих требований концедента к концессионеру (см., напр.: форма прямого соглашения (приложение 10 к рекомендуемой форме концессионного соглашения в отношении платных переездов ("коробочное" решение Сбербанка)). URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/credits/koncessiya?tab=removal).
(Соловьев Г.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)<25> Например, в концессионных проектах концедент (публично-правовое образование), являющийся своеобразным заказчиком строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения, зачастую обеспечивает приоритетное удовлетворение требований банка, предоставляющего концессионеру кредит в целях создания объекта концессионного соглашения, относительно возможных будущих требований концедента к концессионеру (см., напр.: форма прямого соглашения (приложение 10 к рекомендуемой форме концессионного соглашения в отношении платных переездов ("коробочное" решение Сбербанка)). URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/credits/koncessiya?tab=removal).