Совместная обрАзовательная программа
Подборка наиболее важных документов по запросу Совместная обрАзовательная программа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сетевая форма реализации образовательных программ: основные понятия
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)С учетом изложенного полагаем целесообразным определить сетевую форму реализации образовательных программ как способ организации и осуществления образовательной деятельности, для которого характерна совместная реализация образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов двумя и более участниками, вкладывающими для этого свои ресурсы на основании договора.
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)С учетом изложенного полагаем целесообразным определить сетевую форму реализации образовательных программ как способ организации и осуществления образовательной деятельности, для которого характерна совместная реализация образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов двумя и более участниками, вкладывающими для этого свои ресурсы на основании договора.
Статья: Глобальные ESG-тренды и российское образование: стратегические вызовы
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Партнерская сеть Финансового университета в области ESG объединяет ведущие российские компании и государственные структуры. Среди ключевых партнеров - РЖД, Газпромбанк, Банк России, ФНС и др. Такое сотрудничество реализуется в различных форматах: от разработки совместных образовательных программ до проведения прикладных исследований. Представители компаний-партнеров участвуют в качестве экспертов в государственных экзаменационных комиссиях, что позволяет обеспечить соответствие подготовки выпускников реальным требованиям работодателей.
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Партнерская сеть Финансового университета в области ESG объединяет ведущие российские компании и государственные структуры. Среди ключевых партнеров - РЖД, Газпромбанк, Банк России, ФНС и др. Такое сотрудничество реализуется в различных форматах: от разработки совместных образовательных программ до проведения прикладных исследований. Представители компаний-партнеров участвуют в качестве экспертов в государственных экзаменационных комиссиях, что позволяет обеспечить соответствие подготовки выпускников реальным требованиям работодателей.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490
(ред. от 15.02.2024)
"О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации"
(вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года")в) расширение международного сотрудничества в сфере образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта, включая разработку совместно с иностранными партнерами образовательных программ высшего образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта и мультиязычных образовательных онлайн-платформ для общего и профессионального образования, программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, в том числе для государственных гражданских служащих, в государствах-партнерах, подготовка в Российской Федерации иностранных специалистов в области искусственного интеллекта;
(ред. от 15.02.2024)
"О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации"
(вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года")в) расширение международного сотрудничества в сфере образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта, включая разработку совместно с иностранными партнерами образовательных программ высшего образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта и мультиязычных образовательных онлайн-платформ для общего и профессионального образования, программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, в том числе для государственных гражданских служащих, в государствах-партнерах, подготовка в Российской Федерации иностранных специалистов в области искусственного интеллекта;
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В настоящее время применяются следующие направления и формы взаимодействия вуза с работодателями: советы образовательных программ; совместное с работодателями определение тем выпускных курсовых работ, комплектование бизнес-кейсов для занятий; участие работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников и в формировании портфеля образовательных программ; совместная организация практик, стажировок.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В настоящее время применяются следующие направления и формы взаимодействия вуза с работодателями: советы образовательных программ; совместное с работодателями определение тем выпускных курсовых работ, комплектование бизнес-кейсов для занятий; участие работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников и в формировании портфеля образовательных программ; совместная организация практик, стажировок.
Статья: Развитие межмуниципального диалога России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере (на примере сотрудничества городов России и Казахстана)
(Вербицкая Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Центральная Азия как интеграционное объединение государств (включающая Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Туркмению), сплоченных настолько, что они могут выступать в качестве единого субъекта на мировой арене, имеет стратегическое значение на постсоветском пространстве. Развитие Россией отношений с Центральной Азией как на межгосударственном, межрегиональном, так и на межмуниципальном уровне представляет интерес для сохранения и удержания позиций России в качестве ведущего субъекта постсоветского пространства. С учетом конкуренции с внешними силами (ЕС, Китай, США) важно развивать не только экономические, но и гуманитарные связи с государствами постсоветского пространства (сотрудничество в области науки, туризма, искусства) с учетом специфики их идентичности, в том числе в области реализации совместных образовательных программ. Для этого необходимо применение инструментов налаживания диалога на всех уровнях, в том числе и межмуниципальном. Изучение содержания имеющихся двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии позволило установить, что ресурс межмуниципального сотрудничества сторон использован не в полной мере и возможно дальнейшее развитие диалога государств в гуманитарной сфере посредством более активного применения такого политико-правового инструмента, как межмуниципальное сотрудничество.
(Вербицкая Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Центральная Азия как интеграционное объединение государств (включающая Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Туркмению), сплоченных настолько, что они могут выступать в качестве единого субъекта на мировой арене, имеет стратегическое значение на постсоветском пространстве. Развитие Россией отношений с Центральной Азией как на межгосударственном, межрегиональном, так и на межмуниципальном уровне представляет интерес для сохранения и удержания позиций России в качестве ведущего субъекта постсоветского пространства. С учетом конкуренции с внешними силами (ЕС, Китай, США) важно развивать не только экономические, но и гуманитарные связи с государствами постсоветского пространства (сотрудничество в области науки, туризма, искусства) с учетом специфики их идентичности, в том числе в области реализации совместных образовательных программ. Для этого необходимо применение инструментов налаживания диалога на всех уровнях, в том числе и межмуниципальном. Изучение содержания имеющихся двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии позволило установить, что ресурс межмуниципального сотрудничества сторон использован не в полной мере и возможно дальнейшее развитие диалога государств в гуманитарной сфере посредством более активного применения такого политико-правового инструмента, как межмуниципальное сотрудничество.
Статья: Экспорт российского образования в современных реалиях: проблемы и перспективы
(Гусевская Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Первая задача, которая стоит перед каждым российским вузом, - привлечь иностранных студентов к своим образовательным программам. Для этого необходимо создание системы рекрутинга и приема иностранных обучающихся, которая состоит из нескольких элементов: 1) выработка маркетинговой стратегии экспорта образовательных услуг, основными задачами которой являются определение приоритетных стран набора, формирование системы мероприятий по продвижению международных, экспортно-ориентированных и совместных образовательных программ, разработка качественных рекламных материалов об образовательных программах, проведение системной работы по рекрутингу иностранных абитуриентов, в том числе установление связей с потенциальными потребителями услуг, зарубежными рекрутинговыми агентствами; развитие межвузовского сотрудничества, а также программ академической мобильности с целью позиционирования университета и его образовательных программ среди иностранных граждан. На этом этапе взаимодействия с иностранными студентами очень важна коммуникация с ними на постоянной основе, включая консультирование иностранных абитуриентов, проведение предварительной проверки их знаний.
(Гусевская Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Первая задача, которая стоит перед каждым российским вузом, - привлечь иностранных студентов к своим образовательным программам. Для этого необходимо создание системы рекрутинга и приема иностранных обучающихся, которая состоит из нескольких элементов: 1) выработка маркетинговой стратегии экспорта образовательных услуг, основными задачами которой являются определение приоритетных стран набора, формирование системы мероприятий по продвижению международных, экспортно-ориентированных и совместных образовательных программ, разработка качественных рекламных материалов об образовательных программах, проведение системной работы по рекрутингу иностранных абитуриентов, в том числе установление связей с потенциальными потребителями услуг, зарубежными рекрутинговыми агентствами; развитие межвузовского сотрудничества, а также программ академической мобильности с целью позиционирования университета и его образовательных программ среди иностранных граждан. На этом этапе взаимодействия с иностранными студентами очень важна коммуникация с ними на постоянной основе, включая консультирование иностранных абитуриентов, проведение предварительной проверки их знаний.
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Современные вузы, являясь сложными системами, для решения стоящих перед ними задач обеспечивают многовекторное территориально-пространственное взаимодействие. Масштаб такого взаимодействия предполагает не только локальный и региональный уровни, но и межрегиональное и международное сотрудничество. Речь идет о реализации в том числе совместных образовательных программ. Исторически совместные образовательные программы возникли как форма международного сотрудничества, а в последнее время они стали инструментом интеграции не только на международном уровне, но и в рамках национальных систем образования. По сути, совместные программы - это форма программной интеграции университетов.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Современные вузы, являясь сложными системами, для решения стоящих перед ними задач обеспечивают многовекторное территориально-пространственное взаимодействие. Масштаб такого взаимодействия предполагает не только локальный и региональный уровни, но и межрегиональное и международное сотрудничество. Речь идет о реализации в том числе совместных образовательных программ. Исторически совместные образовательные программы возникли как форма международного сотрудничества, а в последнее время они стали инструментом интеграции не только на международном уровне, но и в рамках национальных систем образования. По сути, совместные программы - это форма программной интеграции университетов.
Статья: Финансовые и правовые механизмы для привлекательности экспорта образования: необходимое условие современного этапа развития Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)Как отмечает Г.А. Краснова, в Российской Федерации существует "пять моделей экспорта российского образования: внутренняя интернационализация; совместные образовательные программы; институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом; онлайн-обучение; сетевые университеты" <26>. Полагаем, что в первую очередь необходимо сосредоточиться на онлайн- и персонализированном обучении (электронное обучение, онлайн-сертификаты и программы обучения), которое способно обеспечить доступное образование для иностранных студентов. Для развития России как государства-цивилизации необходим переход от экономики спроса (потребления) к экономике предложений, в реализации которой особая роль принадлежит науке и образованию, которые не должны развиваться в отрыве от международного сообщества.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)Как отмечает Г.А. Краснова, в Российской Федерации существует "пять моделей экспорта российского образования: внутренняя интернационализация; совместные образовательные программы; институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом; онлайн-обучение; сетевые университеты" <26>. Полагаем, что в первую очередь необходимо сосредоточиться на онлайн- и персонализированном обучении (электронное обучение, онлайн-сертификаты и программы обучения), которое способно обеспечить доступное образование для иностранных студентов. Для развития России как государства-цивилизации необходим переход от экономики спроса (потребления) к экономике предложений, в реализации которой особая роль принадлежит науке и образованию, которые не должны развиваться в отрыве от международного сообщества.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, а также примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждены совместным Приказом Минобрнауки и Минпросвещения от 05.08.2020 N 882/391.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, а также примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждены совместным Приказом Минобрнауки и Минпросвещения от 05.08.2020 N 882/391.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В настоящее время применяются следующие направления и формы взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с работодателями: советы образовательных программ; совместное с работодателями определение тем выпускных курсовых работ, комплектование бизнес-кейсов для занятий; участие работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников и формировании портфеля образовательных программ; организация практик, стажировок.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В настоящее время применяются следующие направления и формы взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с работодателями: советы образовательных программ; совместное с работодателями определение тем выпускных курсовых работ, комплектование бизнес-кейсов для занятий; участие работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников и формировании портфеля образовательных программ; организация практик, стажировок.
Статья: Особенности правового регулирования научно-технического сотрудничества России и Китая
(Некотенева М.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Необходимо создание условий личной заинтересованности руководителей компаний, лидирующих в соответствующих отраслях. Возможно создание такой кадровой службы под патронажем Министерства науки и высшего образования и Министерства иностранных дел. Сегодня уделяется внимание развитию как науки, так и образования. Осуществляется активный обмен опытом, укрепляются связи между образовательными организациями (например, интерес представляют организация совместных образовательных программ для аспирантуры и других уровней образования, создание совместных образовательных центров, например Китайско-Российского математического центра) и т.д.
(Некотенева М.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Необходимо создание условий личной заинтересованности руководителей компаний, лидирующих в соответствующих отраслях. Возможно создание такой кадровой службы под патронажем Министерства науки и высшего образования и Министерства иностранных дел. Сегодня уделяется внимание развитию как науки, так и образования. Осуществляется активный обмен опытом, укрепляются связи между образовательными организациями (например, интерес представляют организация совместных образовательных программ для аспирантуры и других уровней образования, создание совместных образовательных центров, например Китайско-Российского математического центра) и т.д.
Ситуация: В каких случаях возможно инклюзивное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До создания указанных условий в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение обучающихся в классе (группе) по очной форме обучения определяться таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ (ч. 2 ст. 23 Закона г. Москвы N 16).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До создания указанных условий в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение обучающихся в классе (группе) по очной форме обучения определяться таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ (ч. 2 ст. 23 Закона г. Москвы N 16).