Совместительство на государственной гражданской службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Совместительство на государственной гражданской службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 64 ТК РФОтказать в заключении договора по мотивам беременности нельзя в том числе женщинам, поступающим на государственную гражданскую службу >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
Статья: Проблемы правового регулирования организации проведения обязательных медицинских осмотров в сфере труда
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Юридически не предусмотрено решение вопроса о признании результатов медицинского осмотра при поступлении на работу, если лицо не трудоустроено к работодателю, по направлению которого проходило осмотр. Так, в Латвии п. 6 Порядка проведения обязательных медицинских осмотров предусмотрена действительность выданной карточки медицинского освидетельствования для представления другому работодателю. Условием действительности является аналогичность факторов рабочей среды или условий труда. Интересным является и тот факт, что прохождение предварительных и периодических медицинских освидетельствований является общим в сфере труда и государственной гражданской службы <21>. Аналогичным образом урегулирован вопрос о проведении периодического медицинского освидетельствования при переводе работника. Параллельно отметим значение копии карты медицинского освидетельствования при выполнении дополнительной работы у другого работодателя (в России - внешнее совместительство). В этом случае работодатель принимает копию карты медицинского освидетельствования, проведенного на основной работе. Копия должна быть утверждена работодателем по основной работе. Юридическое значение надлежаще оформленной копии состоит в том, что она выступает в качестве подтверждения соответствия работника выполняемой работе при условии, что факторы рабочей среды, вредные для здоровья, и условия труда такие же, как при основной работе. Что касается российского законодательства в сфере проведения обязательных медицинских осмотров, то в нем отсутствует возможность оформления представления копий медицинских документов. Речь идет лишь об оригиналах бумажных документов, а также о возможности оформления результатов осмотров в электронной форме.
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Юридически не предусмотрено решение вопроса о признании результатов медицинского осмотра при поступлении на работу, если лицо не трудоустроено к работодателю, по направлению которого проходило осмотр. Так, в Латвии п. 6 Порядка проведения обязательных медицинских осмотров предусмотрена действительность выданной карточки медицинского освидетельствования для представления другому работодателю. Условием действительности является аналогичность факторов рабочей среды или условий труда. Интересным является и тот факт, что прохождение предварительных и периодических медицинских освидетельствований является общим в сфере труда и государственной гражданской службы <21>. Аналогичным образом урегулирован вопрос о проведении периодического медицинского освидетельствования при переводе работника. Параллельно отметим значение копии карты медицинского освидетельствования при выполнении дополнительной работы у другого работодателя (в России - внешнее совместительство). В этом случае работодатель принимает копию карты медицинского освидетельствования, проведенного на основной работе. Копия должна быть утверждена работодателем по основной работе. Юридическое значение надлежаще оформленной копии состоит в том, что она выступает в качестве подтверждения соответствия работника выполняемой работе при условии, что факторы рабочей среды, вредные для здоровья, и условия труда такие же, как при основной работе. Что касается российского законодательства в сфере проведения обязательных медицинских осмотров, то в нем отсутствует возможность оформления представления копий медицинских документов. Речь идет лишь об оригиналах бумажных документов, а также о возможности оформления результатов осмотров в электронной форме.
Вопрос: Установлены ли особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с действующим законодательством иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от государственной гражданской службы время на условиях трудового договора (совместительство) или гражданско-правового договора (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17).
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с действующим законодательством иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от государственной гражданской службы время на условиях трудового договора (совместительство) или гражданско-правового договора (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17).
Статья: Форма П-4: новые указания по заполнению
(Рябинин В.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Напомним, форма П-4 утверждена Приказом Росстата от 29.07.2022 N 532 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы".
(Рябинин В.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Напомним, форма П-4 утверждена Приказом Росстата от 29.07.2022 N 532 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы".
Вопрос: Работник-совместитель по решению призывной комиссии направлен на стационарное медицинское обследование. Должен ли средний заработок сохраняться за период обследования по обоим местам работы или только по основному?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Таким образом, если период медицинского обследования по решению призывной комиссии приходится на рабочее время, относящееся и к основной работе, и работе по совместительству (внешнее), средний заработок сохраняется за период обследования по каждому месту работы.
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Таким образом, если период медицинского обследования по решению призывной комиссии приходится на рабочее время, относящееся и к основной работе, и работе по совместительству (внешнее), средний заработок сохраняется за период обследования по каждому месту работы.
Вопрос: Можно ли принять на работу внешнего совместителя по срочному трудовому договору на полный рабочий день, если на основной работе он находится в длительном отпуске без сохранения заработной платы?
(Консультация эксперта, Роструд, 2024)Учитывая, что указанные исключения (ч. 2 ст. 142, ч. 2 и 4 ст. 73 ТК РФ) не относятся к работникам, находящимся в отпуске без сохранения заработной платы, такие работники (внешние совместители) допускаются к работе на полный рабочий день при условии ограничения продолжительности рабочего времени за месяц (нормы рабочего времени за другой учетный период).
(Консультация эксперта, Роструд, 2024)Учитывая, что указанные исключения (ч. 2 ст. 142, ч. 2 и 4 ст. 73 ТК РФ) не относятся к работникам, находящимся в отпуске без сохранения заработной платы, такие работники (внешние совместители) допускаются к работе на полный рабочий день при условии ограничения продолжительности рабочего времени за месяц (нормы рабочего времени за другой учетный период).