Совместительство государственных гражданских служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Совместительство государственных гражданских служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным привлечением к трудовой деятельности заключение госорганом трудового или гражданско-правового договора с государственным (муниципальным) служащим (в т.ч. бывшим) без извещения по его прежнему месту работы, даже если он трудоустраивается на должность, не относящуюся к должностям муниципальной или госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным привлечением к трудовой деятельности заключение госорганом трудового или гражданско-правового договора с государственным (муниципальным) служащим (в т.ч. бывшим) без извещения по его прежнему месту работы, даже если он трудоустраивается на должность, не относящуюся к должностям муниципальной или госслужбы
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Нужно сказать, что отношение к институту совместительства на государственной службе в специальной литературе весьма неоднозначное. Так, некоторые авторы считают недопустимой "ситуацию, при которой гражданский служащий выполняет государственную функцию в рамках работы по совместительству, так как это требует реального исполнения обязанностей по государственной должности за рамками нормальной продолжительности служебного времени. Функции государственного управления, обеспечиваемые профессиональной деятельностью гражданских служащих, должны осуществляться в течение всего отведенного для этого служебного времени в полном объеме и с должной мерой ответственности" <12>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Нужно сказать, что отношение к институту совместительства на государственной службе в специальной литературе весьма неоднозначное. Так, некоторые авторы считают недопустимой "ситуацию, при которой гражданский служащий выполняет государственную функцию в рамках работы по совместительству, так как это требует реального исполнения обязанностей по государственной должности за рамками нормальной продолжительности служебного времени. Функции государственного управления, обеспечиваемые профессиональной деятельностью гражданских служащих, должны осуществляться в течение всего отведенного для этого служебного времени в полном объеме и с должной мерой ответственности" <12>.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)В качестве предупредительных мер Закон определяет меры по ограничению государственных служащих в отношении совместительства, ограничения для граждан после прекращения их деятельности на государственной службе, совместной работы близких лиц.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)В качестве предупредительных мер Закон определяет меры по ограничению государственных служащих в отношении совместительства, ограничения для граждан после прекращения их деятельности на государственной службе, совместной работы близких лиц.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "помощники (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких помощников в полном объеме.
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "помощники (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких помощников в полном объеме.
Приказ СФР от 17.11.2023 N 2281
"Об утверждении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядка ее заполнения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2023 N 76506)"1.2" - трудовой договор по совместительству, заключаемый на срок более 6 месяцев.
"Об утверждении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядка ее заполнения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2023 N 76506)"1.2" - трудовой договор по совместительству, заключаемый на срок более 6 месяцев.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2024 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Готовое решение: Как оформить прием на работу по трудовому договору внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешение работодателя (представителя нанимателя) на работу по внешнему совместительству нужно получить, в частности (ч. 1 ст. 276, ст. 348.7 ТК РФ, п. 17 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе):
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешение работодателя (представителя нанимателя) на работу по внешнему совместительству нужно получить, в частности (ч. 1 ст. 276, ст. 348.7 ТК РФ, п. 17 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе):
Статья: Вправе ли военнослужащий сдавать в аренду жилое помещение?
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)<5> Чукреев А.А., Зайцева Л.В. Запрет на осуществление предпринимательской деятельности и сдача внаем (аренду) помещений государственными служащими // Юрист. 2013. N 1. С. 26 - 29.
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)<5> Чукреев А.А., Зайцева Л.В. Запрет на осуществление предпринимательской деятельности и сдача внаем (аренду) помещений государственными служащими // Юрист. 2013. N 1. С. 26 - 29.
Вопрос: Работник трудится в организации по основной работе и по внутреннему совместительству. Все документы и копии на него хранятся в одном личном деле. Сколько личных карточек на него вести - одну или две? Можно ли вести одно личное дело, или их должно быть два?
(Консультация эксперта, 2023)Требование об обязательном ведении личных дел установлено в отношении некоторых категорий работников, например государственных и муниципальных служащих, прокурорских работников (ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 41.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 30 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, 2023)Требование об обязательном ведении личных дел установлено в отношении некоторых категорий работников, например государственных и муниципальных служащих, прокурорских работников (ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 41.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 30 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Вопрос: Возможно ли включить в трудовой договор с внешним совместителем условие об обязанности работника сообщить работодателю о том, что он является бывшим государственным служащим? Какую можно предусмотреть ответственность за несообщение этой информации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Таким образом, бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан сообщать новому работодателю, в том числе по внешнему совместительству, о своем последнем месте службы, если он замещал должность государственной службы, включенную в установленный перечень.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Таким образом, бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан сообщать новому работодателю, в том числе по внешнему совместительству, о своем последнем месте службы, если он замещал должность государственной службы, включенную в установленный перечень.
Статья: Процесс формирования институтов судебной службы, проблемы реформирования
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)За исключением небольшой доработки в вопросе разрешения работы по совместительству в органе прохождения судебной службы, вышеизложенные предложения фактически не отличаются от норм, закрепленных в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и процессуальных Кодексах, что также вызывает вопрос о необходимости принятия отдельного нормативного правового акта.
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)За исключением небольшой доработки в вопросе разрешения работы по совместительству в органе прохождения судебной службы, вышеизложенные предложения фактически не отличаются от норм, закрепленных в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и процессуальных Кодексах, что также вызывает вопрос о необходимости принятия отдельного нормативного правового акта.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Работодатель обязан направлять письменное сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в случае приема работника на основную работу.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Работодатель обязан направлять письменное сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в случае приема работника на основную работу.