Составление списков кандидатов в присяжные заседатели
Подборка наиболее важных документов по запросу Составление списков кандидатов в присяжные заседатели (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 328 "Формирование коллегии присяжных заседателей" УПК РФПри этом судом первой инстанции, о чем верно указано в кассационных представлении и жалобе, не принято во внимание, что именно порядок составления списка кандидатов в присяжные заседатели определяет в соответствии с ч. 18, 21 ст. 328 УПК РФ состав коллегии присяжных заседателей, выносящей вердикт, соответственно соблюдение указанного в законе порядка и последовательности, в которой кандидаты в присяжные заседатели вносятся в список, имеет существенное значение для формирования законного состава суда для данного уголовного дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Присяжные заседатели
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
(Барыгина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет каждые четыре года список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (ч. 1 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих на территории муниципального образования граждан и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о присяжных заседателях). Число граждан, подлежащих включению в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, округа и субъекта РФ, составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в соответствующие списки (ч. 4 ст. 4 Закона о присяжных заседателях).
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
(ред. от 27.10.2025)Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
Статья: Осторожный разворот: Конституционный Суд РФ о месте местного самоуправления в рамках единой системы публичной власти
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)В области местного самоуправления институт делегирования нашел широкое применение в практике. Так, согласно данным Минюста, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, например, в области воинского учета, составления списков кандидатов в присяжные заседатели, регистрации актов гражданского состояния, предоставления некоторых социальных гарантий и компенсаций отдельным группам граждан, переписи населения <5>. Однако, несмотря на подобную распространенность, институт делегирования не всегда применяется в предусмотренных для этого случаях.
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)В области местного самоуправления институт делегирования нашел широкое применение в практике. Так, согласно данным Минюста, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, например, в области воинского учета, составления списков кандидатов в присяжные заседатели, регистрации актов гражданского состояния, предоставления некоторых социальных гарантий и компенсаций отдельным группам граждан, переписи населения <5>. Однако, несмотря на подобную распространенность, институт делегирования не всегда применяется в предусмотренных для этого случаях.
Статья: Субконституционная модель распределения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: централизация vs автономия регионов
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Подавляющее большинство полномочий (107) было передано всем регионам без исключения. Остальные полномочия были переданы органам отдельных субъектов РФ: восемь полномочий переданы только органам власти города Москвы, еще одно полномочие (по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели) - органам всех городов федерального значения, остальные три полномочия - органам субъектов РФ, в которых создаются зоны территориального развития.
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Подавляющее большинство полномочий (107) было передано всем регионам без исключения. Остальные полномочия были переданы органам отдельных субъектов РФ: восемь полномочий переданы только органам власти города Москвы, еще одно полномочие (по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели) - органам всех городов федерального значения, остальные три полномочия - органам субъектов РФ, в которых создаются зоны территориального развития.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Отбор присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Отбор присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;