Составление мотивированного постановления
Подборка наиболее важных документов по запросу Составление мотивированного постановления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30.8 "Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"В данном случае судья городского суда не учел, что в силу части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявление резолютивной части судебного постановления и отложение составления мотивированного постановления на срок до трех дней возможно только при рассмотрении дела, тогда как исходя из требований части 1 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении такой порядок не допускается."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 следует, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 следует, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).
Статья: Концепция совершенствования производства по делам о привлечении к административной ответственности, осуществляемого мировыми судьями
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Содержание упрощенного производства включает в себя все действия и решения, за исключением: 1) извещения лиц, участвующих в деле на стадии подготовки к рассмотрению дела, когда фактически дело в полном объеме подготовлено на стадии внесудебного административного процесса: все материалы и доказательства имеются, мнения относительно вменяемого нарушения и вины высказаны лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и другими участниками процесса; при этом лица участвовать в судебном разбирательстве не желают, дополнений не имеют (на досудебной стадии отбирается согласие участников на производство по делу в упрощенном порядке); 2) на стадии рассмотрения дела в случае необходимости проведения судебного заседания, если лица, участвующие в деле, не возражали против применения упрощенного порядка судопроизводства по делу; 3) составления полного текста постановления, когда мировым судьей итоговый судебный акт будет изготавливаться в сокращенной форме - резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении, при этом сохраняется обязанность по составлению мотивированного постановления по заявлению участника производства и в случае поступления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Содержание упрощенного производства включает в себя все действия и решения, за исключением: 1) извещения лиц, участвующих в деле на стадии подготовки к рассмотрению дела, когда фактически дело в полном объеме подготовлено на стадии внесудебного административного процесса: все материалы и доказательства имеются, мнения относительно вменяемого нарушения и вины высказаны лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и другими участниками процесса; при этом лица участвовать в судебном разбирательстве не желают, дополнений не имеют (на досудебной стадии отбирается согласие участников на производство по делу в упрощенном порядке); 2) на стадии рассмотрения дела в случае необходимости проведения судебного заседания, если лица, участвующие в деле, не возражали против применения упрощенного порядка судопроизводства по делу; 3) составления полного текста постановления, когда мировым судьей итоговый судебный акт будет изготавливаться в сокращенной форме - резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении, при этом сохраняется обязанность по составлению мотивированного постановления по заявлению участника производства и в случае поступления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"29. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"29. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)По результату рассмотрения дела принимается соответствующее судебное постановление, при этом возможно объявление только резолютивной части судебного постановления апелляционной инстанции. Последующее составление мотивированного определения производится с соблюдением требований закона.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)По результату рассмотрения дела принимается соответствующее судебное постановление, при этом возможно объявление только резолютивной части судебного постановления апелляционной инстанции. Последующее составление мотивированного определения производится с соблюдением требований закона.
Статья: Осмотр помещений от налоговой - когда правомерен, а когда нет?
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 22)- не составлены документы, необходимые для осмотра (мотивированное постановление, решение о проведении проверки, протокол);
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 22)- не составлены документы, необходимые для осмотра (мотивированное постановление, решение о проведении проверки, протокол);
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Завершающей частью судебного разбирательства является оглашение вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что долгое время КоАП РФ не предусматривал возможность объявления только резолютивной части постановления и отложения составления его мотивировочной части. Поэтому во всех случаях постановление по делу изготавливалось в полном объеме и оглашалось сразу же по окончании рассмотрения дела. Однако в связи с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ, в настоящее время судья вправе объявить только резолютивную часть постановления, отложив составление мотивированного постановления на три дня.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Завершающей частью судебного разбирательства является оглашение вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что долгое время КоАП РФ не предусматривал возможность объявления только резолютивной части постановления и отложения составления его мотивировочной части. Поэтому во всех случаях постановление по делу изготавливалось в полном объеме и оглашалось сразу же по окончании рассмотрения дела. Однако в связи с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ, в настоящее время судья вправе объявить только резолютивную часть постановления, отложив составление мотивированного постановления на три дня.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В том случае, если в судебном заседании в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1>, объявлена лишь резолютивная часть определения, срок на подачу частной жалобы исчисляется со дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" <2>).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В том случае, если в судебном заседании в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1>, объявлена лишь резолютивная часть определения, срок на подачу частной жалобы исчисляется со дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" <2>).
Статья: Подозреваемый, обвиняемый - возможно ли поставить знак равенства в современном досудебном производстве?
(Гаврилов Б.Я.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 1)В российском послереволюционном законодательстве институт предъявления обвинения появился в соответствии с Декретом от 7 марта 1918 г. N 2 "О суде" <8>, в котором было закреплено, что обвинительный акт по уголовным делам, выносимый ранее прокурором, подлежит замене на постановление следственной комиссии о предании суду (ст. 22). Впоследствии в УПК РСФСР 1922 г. <9> была закреплена обязанность следователя составить мотивированное постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого и не позднее 48 часов произвести предъявление обвиняемому обвинения (ст. 131), что подробно исследовано С.Б. Россинским <10>.
(Гаврилов Б.Я.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 1)В российском послереволюционном законодательстве институт предъявления обвинения появился в соответствии с Декретом от 7 марта 1918 г. N 2 "О суде" <8>, в котором было закреплено, что обвинительный акт по уголовным делам, выносимый ранее прокурором, подлежит замене на постановление следственной комиссии о предании суду (ст. 22). Впоследствии в УПК РСФСР 1922 г. <9> была закреплена обязанность следователя составить мотивированное постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого и не позднее 48 часов произвести предъявление обвиняемому обвинения (ст. 131), что подробно исследовано С.Б. Россинским <10>.
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)Составление мотивированного постановления или решения в полном объеме может быть отложено на срок не более чем:
(КонсультантПлюс, 2025)Составление мотивированного постановления или решения в полном объеме может быть отложено на срок не более чем:
Статья: Ссылки на правовые позиции Европейского суда по правам человека в российских судебных актах
(Болдырев В.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)Колебание доли актов Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, содержащих упоминание ЕСПЧ в диапазоне от 0,56 до 1,27%, при небольшом числе таких актов (всегда не более 6 случаев в год) и вполне достаточном числе наблюдений (от 469 до 678 случаев в год), на наш взгляд, показывает, что составление мотивированных судебных постановлений при отправлении экономического правосудия в наименьшей степени привязано к событиям на внутренней и внешней политических сценах.
(Болдырев В.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)Колебание доли актов Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, содержащих упоминание ЕСПЧ в диапазоне от 0,56 до 1,27%, при небольшом числе таких актов (всегда не более 6 случаев в год) и вполне достаточном числе наблюдений (от 469 до 678 случаев в год), на наш взгляд, показывает, что составление мотивированных судебных постановлений при отправлении экономического правосудия в наименьшей степени привязано к событиям на внутренней и внешней политических сценах.