Состав государственной думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Состав государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Состав и порядок формирования Государственной Думы:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Состав и порядок формирования Государственной Думы:
Статья: Роль юристов в развитии правовой культуры татар-мусульман Волго-Уральского региона в конце XIX - начале XX века
(Хабутдинов А.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Первым из деятелей-юристов, однозначно связавших себя с татарским проектом Нового времени, был Абуссугуд Абдулхаликович Ахтямов (1843 - 1920), который проявил себя на общероссийском уровне как депутат Государственной Думы I созыва. Он происходил из сословия мещеряков Оренбургской губернии и был сыном ахуна Башкиро-мещеряцкого войска. В 1855 - 1863 годы как стипендиат этого войска учился в Первой Казанской мужской гимназии, после ее окончания поступил на юридический факультет Казанского университета, однако, не окончив курса, в марте 1866 года уволился по болезни. В 1867 году восстановился в числе студентов в качестве стипендиата Оренбургского края. В 1872 году с дипломом вернулся в г. Уфу и поступил на службу младшим чиновником особых поручений при уфимском губернаторе, с 1874 года он был судебным следователем на территории Казанского судебного округа, в 1881 - 1886 гг. - председателем Белебеевской уездной управы, с 1884 года - участковым мировым судьей Уфимского окружного суда, в 1887 - 1903 гг. - почетным мировым судьей. В 1895 - 1901 гг. А. Ахтямов занимал должность секретаря Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) - единственного органа, объединявшего мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири. С 1901 до осени 1917 года он состоял присяжным поверенным Уфимского окружного суда округа Казанской судебной палаты. В 1906 году он подписал Выборгское воззвание, поэтому не смог баллотироваться в следующий состав Государственной Думы, но через год вернулся к адвокатской практике <4>. Биография А. Ахтямова наиболее представительна с точки зрения продолжительности и максимального разнообразия постов, которые мог занимать мусульманин-юрист в Волго-Уральском регионе в конце XIX - начале XX века. На посту в ОМДС он сделал многое для ознакомления мусульманского духовенства с российским законодательством в период, когда для занятия должностей мулл стало требоваться знание русского языка <5>. Видными общественными деятелями были его сыновья Ибрагим и Ибниамин, также получившие юридическое образование.
(Хабутдинов А.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Первым из деятелей-юристов, однозначно связавших себя с татарским проектом Нового времени, был Абуссугуд Абдулхаликович Ахтямов (1843 - 1920), который проявил себя на общероссийском уровне как депутат Государственной Думы I созыва. Он происходил из сословия мещеряков Оренбургской губернии и был сыном ахуна Башкиро-мещеряцкого войска. В 1855 - 1863 годы как стипендиат этого войска учился в Первой Казанской мужской гимназии, после ее окончания поступил на юридический факультет Казанского университета, однако, не окончив курса, в марте 1866 года уволился по болезни. В 1867 году восстановился в числе студентов в качестве стипендиата Оренбургского края. В 1872 году с дипломом вернулся в г. Уфу и поступил на службу младшим чиновником особых поручений при уфимском губернаторе, с 1874 года он был судебным следователем на территории Казанского судебного округа, в 1881 - 1886 гг. - председателем Белебеевской уездной управы, с 1884 года - участковым мировым судьей Уфимского окружного суда, в 1887 - 1903 гг. - почетным мировым судьей. В 1895 - 1901 гг. А. Ахтямов занимал должность секретаря Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) - единственного органа, объединявшего мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири. С 1901 до осени 1917 года он состоял присяжным поверенным Уфимского окружного суда округа Казанской судебной палаты. В 1906 году он подписал Выборгское воззвание, поэтому не смог баллотироваться в следующий состав Государственной Думы, но через год вернулся к адвокатской практике <4>. Биография А. Ахтямова наиболее представительна с точки зрения продолжительности и максимального разнообразия постов, которые мог занимать мусульманин-юрист в Волго-Уральском регионе в конце XIX - начале XX века. На посту в ОМДС он сделал многое для ознакомления мусульманского духовенства с российским законодательством в период, когда для занятия должностей мулл стало требоваться знание русского языка <5>. Видными общественными деятелями были его сыновья Ибрагим и Ибниамин, также получившие юридическое образование.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Проект паспорта государственной программы (комплексной программы) и проекты паспортов входящих в ее состав структурных элементов представляются в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения в соответствии с Федеральным законом "О парламентском контроле".
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Проект паспорта государственной программы (комплексной программы) и проекты паспортов входящих в ее состав структурных элементов представляются в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения в соответствии с Федеральным законом "О парламентском контроле".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Счетная палата РФ в соответствии со ст. 2 ФЗ от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном упомянутым Законом, и подотчетным Федеральному Собранию. Давая характеристику Счетной палате РФ, Конституционный Суд РФ указал: "Согласно статье 101 (часть 5) Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. По смыслу данной конституционной нормы, федеральный законодатель обладает достаточной свободой при установлении конкретных полномочий, порядка и форм деятельности Счетной палаты, однако вводимое им правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета, и осуществляться в надлежащей законодательной форме" <471>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Счетная палата РФ в соответствии со ст. 2 ФЗ от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном упомянутым Законом, и подотчетным Федеральному Собранию. Давая характеристику Счетной палате РФ, Конституционный Суд РФ указал: "Согласно статье 101 (часть 5) Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. По смыслу данной конституционной нормы, федеральный законодатель обладает достаточной свободой при установлении конкретных полномочий, порядка и форм деятельности Счетной палаты, однако вводимое им правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета, и осуществляться в надлежащей законодательной форме" <471>.
Статья: Аппарат Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1, 2 ст. 79 Регламента в состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1, 2 ст. 79 Регламента в состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций.
Статья: Избирательные комиссии в механизме защиты политической конкуренции в Российской Федерации
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.