Сопоставимый товарный рынок
Подборка наиболее важных документов по запросу Сопоставимый товарный рынок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Метод сопоставимых рынков: текущие подходы правоприменительной практики
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Этот Закон был внесен в Государственную Думу 15 июня 2005 года в виде законопроекта N 186242-4. Изначально определение понятия "монопольно высокая цена" было изложено в п. 12 ст. 4 и звучало следующим образом: монопольно высокая цена товара (за исключением финансовых услуг) - цена товара, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и существенно превышающая цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемых товаров за год, количеству покупателей (продавцов) и их составу, а также условиям доступа... устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями (продавцами) товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке, либо превышающая сумму экономически обоснованных расходов и соответствующей им разумной прибыли при производстве и реализации такого товара.
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Этот Закон был внесен в Государственную Думу 15 июня 2005 года в виде законопроекта N 186242-4. Изначально определение понятия "монопольно высокая цена" было изложено в п. 12 ст. 4 и звучало следующим образом: монопольно высокая цена товара (за исключением финансовых услуг) - цена товара, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и существенно превышающая цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемых товаров за год, количеству покупателей (продавцов) и их составу, а также условиям доступа... устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями (продавцами) товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке, либо превышающая сумму экономически обоснованных расходов и соответствующей им разумной прибыли при производстве и реализации такого товара.
Статья: Формирование рыночной цены при конкурентных способах выбора поставщика товара
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Таким образом, современное российское законодательство в отношении дефиниции "рыночная цена", как правило, понимает под этим цену, определяемую сторонами сделки на внебиржевом рынке: с точки зрения антимонопольного законодательства - это цена, установленная на сопоставимом товарном рынке (при его наличии); с точки зрения налогового законодательства - это цена договора, пока не доказано иное.
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Таким образом, современное российское законодательство в отношении дефиниции "рыночная цена", как правило, понимает под этим цену, определяемую сторонами сделки на внебиржевом рынке: с точки зрения антимонопольного законодательства - это цена, установленная на сопоставимом товарном рынке (при его наличии); с точки зрения налогового законодательства - это цена договора, пока не доказано иное.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка, в том числе установленная:
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка, в том числе установленная:
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Требование закона доказать, что монопольная цена превышает цену, сформированную в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов, условиям обращения товара и другим параметрам (сопоставимый товарный рынок), смягчено в законе оговоркой "при его наличии на территории Российской Федерации или за ее пределами" <25>. В правоприменительной практике давно обнаружилась склонность антимонопольного органа доказывать отсутствие такого сопоставимого товарного рынка. В новейшей практике эта тенденция полностью подтверждается.
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Требование закона доказать, что монопольная цена превышает цену, сформированную в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов, условиям обращения товара и другим параметрам (сопоставимый товарный рынок), смягчено в законе оговоркой "при его наличии на территории Российской Федерации или за ее пределами" <25>. В правоприменительной практике давно обнаружилась склонность антимонопольного органа доказывать отсутствие такого сопоставимого товарного рынка. В новейшей практике эта тенденция полностью подтверждается.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Во втором абзаце п. 17 комментируемого Постановления отмечается, что по смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции) <1>.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Во втором абзаце п. 17 комментируемого Постановления отмечается, что по смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции) <1>.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:
Статья: Методы доказывания монопольно высоких цен в практике антимонопольных органов
(Тараданкина А.А., Лисиченкова М.А.)
("Закон", 2024, N 7)Статья 6 Закона о защите конкуренции содержит критерии монопольно высокой цены. Она может быть определена либо затратным методом, либо методом сопоставимых рынков. В первом случае монопольно высокой будет цена, превышающая сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Во втором - цена, которая превышает цену, сформировавшуюся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Сопоставимым считается рынок, который сходен с рынком нарушения по четырем критериям: 1) по составу покупателей или продавцов товара; 2) условиям обращения товара; 3) условиям доступа на товарный рынок; 4) государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
(Тараданкина А.А., Лисиченкова М.А.)
("Закон", 2024, N 7)Статья 6 Закона о защите конкуренции содержит критерии монопольно высокой цены. Она может быть определена либо затратным методом, либо методом сопоставимых рынков. В первом случае монопольно высокой будет цена, превышающая сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Во втором - цена, которая превышает цену, сформировавшуюся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Сопоставимым считается рынок, который сходен с рынком нарушения по четырем критериям: 1) по составу покупателей или продавцов товара; 2) условиям обращения товара; 3) условиям доступа на товарный рынок; 4) государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Статья: Отмерив в шестой раз. О целесообразности изменения подхода к антимонопольному регулированию действий и соглашений правообладателей на рынках программного обеспечения
(Вознесенский Н.Н.)
("Юрист", 2025, N 10)В первую очередь рассмотрим ситуацию с точки зрения последствий потенциального применения антимонопольных норм к контролю цен на предоставление права использования программного обеспечения (контролю размера лицензионных платежей). Напомним, что по смыслу ст. 6 и п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции монопольно высокой может быть признана установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена, если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии.
(Вознесенский Н.Н.)
("Юрист", 2025, N 10)В первую очередь рассмотрим ситуацию с точки зрения последствий потенциального применения антимонопольных норм к контролю цен на предоставление права использования программного обеспечения (контролю размера лицензионных платежей). Напомним, что по смыслу ст. 6 и п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции монопольно высокой может быть признана установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена, если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии.
Статья: Заключения экспертов (специалистов) в практике ведомственной апелляции ФАС России и иных делах, рассматриваемых антимонопольным органом
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Коллегиальный орган установил отсутствие сопоставимого товарного рынка и то, что УФАС не полностью исследовало критерии доминирующего положения. В том числе территориальный орган не оценил возможность влияния общества на условия обращения товара (услуги) на рынке, учитывая, что доля общества-1 превышала 50%.
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Коллегиальный орган установил отсутствие сопоставимого товарного рынка и то, что УФАС не полностью исследовало критерии доминирующего положения. В том числе территориальный орган не оценил возможность влияния общества на условия обращения товара (услуги) на рынке, учитывая, что доля общества-1 превышала 50%.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)<51> Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)<51> Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Вместе с тем законодательство Республики Беларусь не содержат понятия "монопольная цена", однако оперирует понятиями монопольно высокой цены и монопольно низкой цены. Так, например, под первой понимается цена, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, если эта цена превышает сумму необходимых для изготовления (производства) и (или) реализации товара расходов и прибыли, а также превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу продавцов или потребителей товара, условиям обращения товара на товарном рынке, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Республики Беларусь или за ее пределами.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Вместе с тем законодательство Республики Беларусь не содержат понятия "монопольная цена", однако оперирует понятиями монопольно высокой цены и монопольно низкой цены. Так, например, под первой понимается цена, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, если эта цена превышает сумму необходимых для изготовления (производства) и (или) реализации товара расходов и прибыли, а также превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу продавцов или потребителей товара, условиям обращения товара на товарном рынке, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Республики Беларусь или за ее пределами.