Сообщил о преступлении в налоговый орган
Подборка наиболее важных документов по запросу Сообщил о преступлении в налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов" УК РФ"Доводы заявителя о том, что в его действиях нет состава преступления, поскольку его действия по использованию различных счетов предприятия в различных банках не запрещены законом, ответственность должен нести банк, не сообщивший об открытии счета налоговому органу, являются несостоятельными, поскольку объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, выражается в осуществлении лицом действий, направленных на сокрытие денежных средств от взыскания недоимки по налогам, и эти действия были выполнены Г."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исключительный повод для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении: сложности восприятия новеллы в правоприменении
(Казаков А.А.)
("Российский судья", 2024, N 6)Сложности на пути системного восприятия норм уголовно-процессуального и налогового законодательства иллюстрирует и следующий прецедент. Постановление следователя о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, признано городским судом незаконным и необоснованным. Отмечено, что в нарушение ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ поводом выступил рапорт об обнаружении признаков преступления. В целом следователь преждевременно возбудил уголовное дело, поскольку, в частности, на момент составления этого документа орган предварительного расследования располагал информацией об обжаловании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, в арбитражный суд. Эти доводы поддержаны вышестоящей инстанцией. Отказывая в передаче представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании, судья кассационной инстанции подчеркнул также, что в ходе проверки сообщения о преступлении решение налогового органа не являлось вступившим в силу, поскольку было оспорено в арбитражном суде <10>.
(Казаков А.А.)
("Российский судья", 2024, N 6)Сложности на пути системного восприятия норм уголовно-процессуального и налогового законодательства иллюстрирует и следующий прецедент. Постановление следователя о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, признано городским судом незаконным и необоснованным. Отмечено, что в нарушение ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ поводом выступил рапорт об обнаружении признаков преступления. В целом следователь преждевременно возбудил уголовное дело, поскольку, в частности, на момент составления этого документа орган предварительного расследования располагал информацией об обжаловании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, в арбитражный суд. Эти доводы поддержаны вышестоящей инстанцией. Отказывая в передаче представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании, судья кассационной инстанции подчеркнул также, что в ходе проверки сообщения о преступлении решение налогового органа не являлось вступившим в силу, поскольку было оспорено в арбитражном суде <10>.
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы вправе сообщать органам СК России сведения о признаках налоговых преступлений и в других случаях, когда не все условия из п. 3 ст. 32 НК РФ соблюдены (в рамках общего обмена информацией) (п. 3 ст. 82 НК РФ, п. 4.1.1 Соглашения о взаимодействии от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3). Например, если:
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы вправе сообщать органам СК России сведения о признаках налоговых преступлений и в других случаях, когда не все условия из п. 3 ст. 32 НК РФ соблюдены (в рамках общего обмена информацией) (п. 3 ст. 82 НК РФ, п. 4.1.1 Соглашения о взаимодействии от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3). Например, если:
Статья: Оценка следователем материалов налоговой проверки в стадии возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении
(Баркалова Е.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Во втором случае алгоритм действий следователя предполагает выполнение требований ч. 7, 8 ст. 144 УПК РФ, а именно - направление в течение трех суток с момента поступления сообщения о налоговом преступлении из органа дознания в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), или в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, обязанные уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.
(Баркалова Е.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Во втором случае алгоритм действий следователя предполагает выполнение требований ч. 7, 8 ст. 144 УПК РФ, а именно - направление в течение трех суток с момента поступления сообщения о налоговом преступлении из органа дознания в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), или в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, обязанные уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.
Статья: Возбуждение дела о налоговом преступлении снова невозможно без инициативы налоговой службы
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)Часть 1.1 ст. 140 УПК РФ была отменена в 2014 году. Согласно новому порядку возбуждения уголовных дел материалы налоговой проверки более не имели исключительного значения. Хотя следователь направлял сообщение о совершении налогового преступления в налоговый орган, а налоговый орган давал заключение о наличии или отсутствии нарушений налогового законодательства, независимо от ответа налогового органа уголовные дела о налоговых преступлениях могли возбуждаться при наличии любого законного повода и достаточных оснований, указывающих на признаки преступления (ч. 9 ст. 144 УПК).
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)Часть 1.1 ст. 140 УПК РФ была отменена в 2014 году. Согласно новому порядку возбуждения уголовных дел материалы налоговой проверки более не имели исключительного значения. Хотя следователь направлял сообщение о совершении налогового преступления в налоговый орган, а налоговый орган давал заключение о наличии или отсутствии нарушений налогового законодательства, независимо от ответа налогового органа уголовные дела о налоговых преступлениях могли возбуждаться при наличии любого законного повода и достаточных оснований, указывающих на признаки преступления (ч. 9 ст. 144 УПК).