Сокращение в условиях финансового кризиса
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение в условиях финансового кризиса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2023 N 88-16355/2023 по делу N 2-2217/2022 (УИД 11RS0003-01-2022-002813-52)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за задержку заработной платы; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении основания увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с отказом от продолжения работы из-за изменения определенных сторонами условий трудового договора. Истица считает увольнение незаконным, полагает, что фактически имело место сокращение ее должности, изменения определенных сторонами условий трудового договора ничем не обоснованы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьей 74, пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о незаконности увольнения истца по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. При этом ухудшение экономической ситуации в организации, уменьшение объемов производства, сокращение выпуска газеты, снижением продаж, прибыли, финансовый кризис сами по себе не свидетельствуют о том, что на предприятии произошли изменения организационных и технологических условий труда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за задержку заработной платы; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении основания увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с отказом от продолжения работы из-за изменения определенных сторонами условий трудового договора. Истица считает увольнение незаконным, полагает, что фактически имело место сокращение ее должности, изменения определенных сторонами условий трудового договора ничем не обоснованы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьей 74, пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о незаконности увольнения истца по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. При этом ухудшение экономической ситуации в организации, уменьшение объемов производства, сокращение выпуска газеты, снижением продаж, прибыли, финансовый кризис сами по себе не свидетельствуют о том, что на предприятии произошли изменения организационных и технологических условий труда.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 20.02.2023 по делу N 33-1525/2023 (УИД 11RS0003-01-2022-002813-52)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за задержку заработной платы; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении основания увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с отказом от продолжения работы из-за изменения определенных сторонами условий трудового договора. Истица считает увольнение незаконным, полагает, что фактически имело место сокращение ее должности, изменения определенных сторонами условий трудового договора ничем не обоснованы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, разъяснениями, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о незаконности увольнения истца по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, поскольку ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. При этом ухудшение экономической ситуации в организации, уменьшение объемов производства, сокращение выпуска газеты, снижением продаж, прибыли, финансовый кризис сами по себе не свидетельствуют о том, что на предприятии произошли изменения организационных и технологических условий труда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за задержку заработной платы; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении основания увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с отказом от продолжения работы из-за изменения определенных сторонами условий трудового договора. Истица считает увольнение незаконным, полагает, что фактически имело место сокращение ее должности, изменения определенных сторонами условий трудового договора ничем не обоснованы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, разъяснениями, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о незаконности увольнения истца по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, поскольку ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. При этом ухудшение экономической ситуации в организации, уменьшение объемов производства, сокращение выпуска газеты, снижением продаж, прибыли, финансовый кризис сами по себе не свидетельствуют о том, что на предприятии произошли изменения организационных и технологических условий труда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сокращения в условиях финансового кризиса
(Костян И.А.)
("Трудовое право", 2008, N 12)"Трудовое право", 2008, N 12
(Костян И.А.)
("Трудовое право", 2008, N 12)"Трудовое право", 2008, N 12
Готовое решение: Как произвести увольнение работников по сокращению численности (штата)
(КонсультантПлюс, 2025)Самыми распространенными основаниями для сокращения являются, например, низкий уровень рентабельности, финансовый кризис, изменение технологических условий труда в компании (например, вы автоматизировали какой-то процесс и это позволило вам сократить затраты на человеческие ресурсы).
(КонсультантПлюс, 2025)Самыми распространенными основаниями для сокращения являются, например, низкий уровень рентабельности, финансовый кризис, изменение технологических условий труда в компании (например, вы автоматизировали какой-то процесс и это позволило вам сократить затраты на человеческие ресурсы).
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)При этом из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений снижается как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста. Существенное сокращение предложения приведет к повышенному инфляционному давлению. Инфляция в первый кризисный год составит 10,5 - 12,5%. Это потребует от Банка России решительной реакции для предотвращения длительного отклонения инфляции от цели и устойчивого роста инфляционных ожиданий - в среднем за 2026 год ключевая ставка сложится в диапазоне 17,5 - 19,5% годовых. Кризисные явления в мировой экономике достигнут своего пика в III - IV кварталах 2026 года, их влияние на экономику России продолжится и в начале следующего года. В этих условиях Банку России в начале 2027 года придется сохранять жесткость денежно-кредитных условий на уровнях, достигнутых в конце 2026 года, в результате чего в среднем за год ставка составит 18,0 - 20,0% годовых. Высокий уровень ставок позволит снизить инфляцию до 8,0 - 10,0% в 2027 году. К 2028 году ключевая ставка не успеет опуститься до нейтрального уровня, так как инфляционное давление к началу года все еще останется высоким. В результате средняя ключевая ставка за 2028 год сложится в диапазоне 10,0 - 11,0% годовых. Поддержание жестких денежно-кредитных условий приведет к замедлению инфляции до 4,0 - 4,5% в 2028 году. За пределами приведенного прогнозного горизонта ключевая ставка возвратится в нейтральный диапазон.
(утв. Банком России)При этом из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений снижается как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста. Существенное сокращение предложения приведет к повышенному инфляционному давлению. Инфляция в первый кризисный год составит 10,5 - 12,5%. Это потребует от Банка России решительной реакции для предотвращения длительного отклонения инфляции от цели и устойчивого роста инфляционных ожиданий - в среднем за 2026 год ключевая ставка сложится в диапазоне 17,5 - 19,5% годовых. Кризисные явления в мировой экономике достигнут своего пика в III - IV кварталах 2026 года, их влияние на экономику России продолжится и в начале следующего года. В этих условиях Банку России в начале 2027 года придется сохранять жесткость денежно-кредитных условий на уровнях, достигнутых в конце 2026 года, в результате чего в среднем за год ставка составит 18,0 - 20,0% годовых. Высокий уровень ставок позволит снизить инфляцию до 8,0 - 10,0% в 2027 году. К 2028 году ключевая ставка не успеет опуститься до нейтрального уровня, так как инфляционное давление к началу года все еще останется высоким. В результате средняя ключевая ставка за 2028 год сложится в диапазоне 10,0 - 11,0% годовых. Поддержание жестких денежно-кредитных условий приведет к замедлению инфляции до 4,0 - 4,5% в 2028 году. За пределами приведенного прогнозного горизонта ключевая ставка возвратится в нейтральный диапазон.
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)При этом из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений снижается как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста. Существенное сокращение предложения приведет к повышенному инфляционному давлению. Инфляция в первый кризисный год вырастет до 13,0 - 15,0%. Это потребует от Банка России решительной реакции для предотвращения длительного отклонения инфляции от цели и устойчивого роста инфляционных ожиданий - в среднем за 2025 год ключевая ставка сложится в диапазоне 22,0 - 25,0% годовых. В 2026 году средний уровень ставки составит 16,0 - 17,0% годовых, однако к концу прогнозного горизонта он достигнет нейтрального диапазона. Такая денежно-кредитная политика позволит вернуть инфляцию к цели в 2027 году.
(утв. Банком России)При этом из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений снижается как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста. Существенное сокращение предложения приведет к повышенному инфляционному давлению. Инфляция в первый кризисный год вырастет до 13,0 - 15,0%. Это потребует от Банка России решительной реакции для предотвращения длительного отклонения инфляции от цели и устойчивого роста инфляционных ожиданий - в среднем за 2025 год ключевая ставка сложится в диапазоне 22,0 - 25,0% годовых. В 2026 году средний уровень ставки составит 16,0 - 17,0% годовых, однако к концу прогнозного горизонта он достигнет нейтрального диапазона. Такая денежно-кредитная политика позволит вернуть инфляцию к цели в 2027 году.
Статья: COVID-19: новые вызовы для инвалидов
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Пандемия привела к возникновению мирового политического и финансово-экономического кризиса, к масштабному сокращению производства и увольнениям работников, банкротствам мелких и средних предприятий, локдауну (lockdown), режиму самоизоляции и т.п. В этих условиях инвалиды оказались первыми кандидатами на увольнение. Огромные потери рабочих мест в результате пандемии поставили инвалидов в невыгодное положение по сравнению с другими работниками. По данным английского издания "Citizens' Advice", в Великобритании во время пандемии каждый шестой работник (17%) был уволен по сокращению штатов, а среди инвалидов этот показатель достиг 37%, т.е. каждый четвертый инвалид потерял работу <3>.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Пандемия привела к возникновению мирового политического и финансово-экономического кризиса, к масштабному сокращению производства и увольнениям работников, банкротствам мелких и средних предприятий, локдауну (lockdown), режиму самоизоляции и т.п. В этих условиях инвалиды оказались первыми кандидатами на увольнение. Огромные потери рабочих мест в результате пандемии поставили инвалидов в невыгодное положение по сравнению с другими работниками. По данным английского издания "Citizens' Advice", в Великобритании во время пандемии каждый шестой работник (17%) был уволен по сокращению штатов, а среди инвалидов этот показатель достиг 37%, т.е. каждый четвертый инвалид потерял работу <3>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- изменение в законодательстве многих государств после финансового кризиса в части возложения на объекты контроля необходимости раскрытия значительного объема дополнительных данных;
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- изменение в законодательстве многих государств после финансового кризиса в части возложения на объекты контроля необходимости раскрытия значительного объема дополнительных данных;
Статья: Стратегическое планирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в Европейском союзе
(Гордеева А.Д.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)До периода указанной пандемии на значения показателей безопасности дорожного движения повлияли и произошедшие в конце 10-х годов XXI века изменения экономического характера, на фоне которых во многих странах ЕС наблюдалось значительное сокращение числа погибших в ДТП. Это снижение связывают с результатом экономического спада, который начался в 2008 году и затронул многие страны мира, в том числе государства - члены ЕС [10].
(Гордеева А.Д.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)До периода указанной пандемии на значения показателей безопасности дорожного движения повлияли и произошедшие в конце 10-х годов XXI века изменения экономического характера, на фоне которых во многих странах ЕС наблюдалось значительное сокращение числа погибших в ДТП. Это снижение связывают с результатом экономического спада, который начался в 2008 году и затронул многие страны мира, в том числе государства - члены ЕС [10].
Статья: Максимизация акционерной стоимости или помощь стейкхолдерам - чьи цели преследуют директора, управляя корпорацией?
(Лиханов А.С., Чичакян Р.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)На протяжении долгого времени в США и Великобритании господствовала точка зрения о том, что корпорация должна управляться в целях максимизации акционерной стоимости, и, как следствие, показатели прибыли имеют исключительное значение для оценки действий директоров. В то же время ряд корпоративных кризисов, таких как банкротство Enron в 2001 г. и Lehman Brothers в 2008 г., а также экологических катастроф, в особенности разлив нефти в Мексиканском заливе с платформы Deep Water Horizon, заставили западную академическую и бизнес-среду поставить под сомнение правильность такого постулата. Акцентирование внимания на прибыли корпорации на практике приводило к повсеместным подлогам финансовой отчетности, сокращению расходов на безопасность и экологию, а также неоправданно высоко рискованным и создававшим "пузыри" финансовым операциям, негативные последствия которых можно наблюдать до сих пор.
(Лиханов А.С., Чичакян Р.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)На протяжении долгого времени в США и Великобритании господствовала точка зрения о том, что корпорация должна управляться в целях максимизации акционерной стоимости, и, как следствие, показатели прибыли имеют исключительное значение для оценки действий директоров. В то же время ряд корпоративных кризисов, таких как банкротство Enron в 2001 г. и Lehman Brothers в 2008 г., а также экологических катастроф, в особенности разлив нефти в Мексиканском заливе с платформы Deep Water Horizon, заставили западную академическую и бизнес-среду поставить под сомнение правильность такого постулата. Акцентирование внимания на прибыли корпорации на практике приводило к повсеместным подлогам финансовой отчетности, сокращению расходов на безопасность и экологию, а также неоправданно высоко рискованным и создававшим "пузыри" финансовым операциям, негативные последствия которых можно наблюдать до сих пор.
Статья: Великие реформы
(Сутоцкий А.Р.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)В-третьих, необходимость упорядочить огромные расходы на армию (страна после войны находилась в кризисе, который, помимо прочего, привел и к преобразованиям в сфере финансов). Русская армия, в 1861 г. сокращенная примерно на 500 тысяч человек, оставалась при этом самой большой в мире и насчитывала более миллиона бойцов.
(Сутоцкий А.Р.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)В-третьих, необходимость упорядочить огромные расходы на армию (страна после войны находилась в кризисе, который, помимо прочего, привел и к преобразованиям в сфере финансов). Русская армия, в 1861 г. сокращенная примерно на 500 тысяч человек, оставалась при этом самой большой в мире и насчитывала более миллиона бойцов.
Статья: Кредитная кооперация: внутренний ресурс российской кредитно-финансовой системы
(Кудряшова Е.В.)
("Банковское право", 2023, N 3)Как нам представляется, помимо прочих причин, в основе тенденции сокращения числа кредитных кооперативов лежит снижение общего уровня доверия. Вопросы доверия играют совершенно особую роль в финансовых правоотношениях, связанных с кредитованием и расчетами. Кредитно-финансовая деятельность характеризуется особыми требованиями к отношениям между участниками процесса, и поведение здесь потребителя значительно сложнее, чем в случае приобретения массового потребительского товара. В отличие от иных рынков, где основной проблемой являются кризисы перепроизводства, на финансовых рынках источником катаклизмов становятся кризисы доверия <9>: "рыночные агенты не рискуют взаимодействовать друг с другом" <10>. Описывая значение банковско-кредитной системы, прежде всего выделяют функцию обеспечения "стабильного и надежно" функционирующего платежного механизма в государстве <11>. Какую бы прекрасную правовую базу ни создал законодатель, выбор - вступать или не вступать в правоотношения - зависит от уровня доверия между гражданами и между гражданами и государством. В случае с кооперативным движением в финансовой сфере нас интересует прежде всего первое - доверие между гражданами.
(Кудряшова Е.В.)
("Банковское право", 2023, N 3)Как нам представляется, помимо прочих причин, в основе тенденции сокращения числа кредитных кооперативов лежит снижение общего уровня доверия. Вопросы доверия играют совершенно особую роль в финансовых правоотношениях, связанных с кредитованием и расчетами. Кредитно-финансовая деятельность характеризуется особыми требованиями к отношениям между участниками процесса, и поведение здесь потребителя значительно сложнее, чем в случае приобретения массового потребительского товара. В отличие от иных рынков, где основной проблемой являются кризисы перепроизводства, на финансовых рынках источником катаклизмов становятся кризисы доверия <9>: "рыночные агенты не рискуют взаимодействовать друг с другом" <10>. Описывая значение банковско-кредитной системы, прежде всего выделяют функцию обеспечения "стабильного и надежно" функционирующего платежного механизма в государстве <11>. Какую бы прекрасную правовую базу ни создал законодатель, выбор - вступать или не вступать в правоотношения - зависит от уровня доверия между гражданами и между гражданами и государством. В случае с кооперативным движением в финансовой сфере нас интересует прежде всего первое - доверие между гражданами.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Российская Федерация, как справедливо отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400, продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению. Вместе с тем российские финансы в условиях стагнации и рецессии ведущих экономик мира, кризиса современных моделей и инструментов экономического развития, снижения устойчивости мировой валютно-финансовой системы оказались уязвимы для внешнего воздействия (сокращение темпов роста мировой экономики, цен на нефть и иные природные ресурсы, усиление рыночной волатильности, увеличение разрыва между реальной и виртуальной экономикой). Несмотря на это, в 2020 г. в России были значительно увеличены бюджетные расходы, при этом сохранилась устойчивость государственных финансов. В связи с этим проведение ответственной финансовой политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, сдерживание инфляции в установленных параметрах, - чрезвычайно важная задача <1>.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Российская Федерация, как справедливо отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400, продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению. Вместе с тем российские финансы в условиях стагнации и рецессии ведущих экономик мира, кризиса современных моделей и инструментов экономического развития, снижения устойчивости мировой валютно-финансовой системы оказались уязвимы для внешнего воздействия (сокращение темпов роста мировой экономики, цен на нефть и иные природные ресурсы, усиление рыночной волатильности, увеличение разрыва между реальной и виртуальной экономикой). Несмотря на это, в 2020 г. в России были значительно увеличены бюджетные расходы, при этом сохранилась устойчивость государственных финансов. В связи с этим проведение ответственной финансовой политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, сдерживание инфляции в установленных параметрах, - чрезвычайно важная задача <1>.
Статья: О соотношении экономической и бюджетной безопасности
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Немаловажным фактором является общность внешних и внутренних угроз. Финансовые кризисы, несбалансированность бюджета, нерациональная структура расходов, высокий уровень государственного долга одновременно выступают и как угрозы бюджетной безопасности, и как прямые угрозы экономической безопасности в целом, существенно сокращая возможности государства по защите экономического суверенитета.
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Немаловажным фактором является общность внешних и внутренних угроз. Финансовые кризисы, несбалансированность бюджета, нерациональная структура расходов, высокий уровень государственного долга одновременно выступают и как угрозы бюджетной безопасности, и как прямые угрозы экономической безопасности в целом, существенно сокращая возможности государства по защите экономического суверенитета.
Статья: Динамика состояния законности в экономической сфере
(Бут Н.Д.)
("Юрист", 2022, N 7)Говоря о следующем основополагающем уровне законности - деятельности институтов власти, обладающих функциями контроля и надзора, - следует отметить, что, как правило, рассматриваемый уровень законности актуализируется в условиях кризисных явлений, когда возникают тяжкие последствия, провоцирующие существенное усиление роли государственного регулирования и вмешательства в экономике, что можно проиллюстрировать на примере кредитно-финансовой сферы, являющейся "кровеносной системой" всей экономики. Так, в качестве основных тенденций ее развития в период кризиса 2014 - 2015 годов специалисты называли <25>:
(Бут Н.Д.)
("Юрист", 2022, N 7)Говоря о следующем основополагающем уровне законности - деятельности институтов власти, обладающих функциями контроля и надзора, - следует отметить, что, как правило, рассматриваемый уровень законности актуализируется в условиях кризисных явлений, когда возникают тяжкие последствия, провоцирующие существенное усиление роли государственного регулирования и вмешательства в экономике, что можно проиллюстрировать на примере кредитно-финансовой сферы, являющейся "кровеносной системой" всей экономики. Так, в качестве основных тенденций ее развития в период кризиса 2014 - 2015 годов специалисты называли <25>:
Статья: Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения финансовой безопасности
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Российская Федерация, как справедливо отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению. Вместе с тем российские финансы в условиях стагнации и рецессии ведущих экономик мира, кризиса современных моделей и инструментов экономического развития, снижения устойчивости мировой валютно-финансовой системы оказались уязвимы для внешнего воздействия (сокращение темпов роста мировой экономики, цен на нефть и иные природные ресурсы, усиление рыночной волатильности, увеличение разрыва между реальной и виртуальной экономикой). Несмотря на это, в 2020 г. в России были значительно увеличены бюджетные расходы, при этом сохранилась устойчивость государственных финансов. В связи с этим проведение ответственной финансовой политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, сдерживание инфляции в установленных параметрах, - чрезвычайно важная задача <2>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Российская Федерация, как справедливо отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению. Вместе с тем российские финансы в условиях стагнации и рецессии ведущих экономик мира, кризиса современных моделей и инструментов экономического развития, снижения устойчивости мировой валютно-финансовой системы оказались уязвимы для внешнего воздействия (сокращение темпов роста мировой экономики, цен на нефть и иные природные ресурсы, усиление рыночной волатильности, увеличение разрыва между реальной и виртуальной экономикой). Несмотря на это, в 2020 г. в России были значительно увеличены бюджетные расходы, при этом сохранилась устойчивость государственных финансов. В связи с этим проведение ответственной финансовой политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, сдерживание инфляции в установленных параметрах, - чрезвычайно важная задача <2>.