Сокращение на гражданской службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение на гражданской службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащих по сокращению
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование заявленных требований указано, что... [истица - ред.] состояла в трудовых отношениях с ответчиком... занимала должность советника отдела сотрудничества с... и другими международными организациями Департамента международного и регионального сотрудничества... уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона... "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе), что истица считает незаконным, нарушающим ее трудовые права, поскольку сокращение носит притворный характер, в течение полугода до предупреждения истицы об увольнении в департамент принимались новые сотрудники, в том числе на вышестоящие должности, которые к замещению истице не предлагались, в то время как истица обладает более высокой квалификацией и опытом работы, ответчиком не соблюдены положения ст. 179 Трудового кодекса РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование заявленных требований указано, что... [истица - ред.] состояла в трудовых отношениях с ответчиком... занимала должность советника отдела сотрудничества с... и другими международными организациями Департамента международного и регионального сотрудничества... уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона... "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе), что истица считает незаконным, нарушающим ее трудовые права, поскольку сокращение носит притворный характер, в течение полугода до предупреждения истицы об увольнении в департамент принимались новые сотрудники, в том числе на вышестоящие должности, которые к замещению истице не предлагались, в то время как истица обладает более высокой квалификацией и опытом работы, ответчиком не соблюдены положения ст. 179 Трудового кодекса РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Установив, что изменение существенных условий служебного контракта фактически обусловлено сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, суд первой инстанции, приняв во внимание позицию, нашедшую свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для прекращения с истцом служебного контракта по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в при установленных обстоятельствах служебный контракт мог быть расторгнут с истцом по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с чем удовлетворил требования ФИО1В. о признании незаконным приказа заместителя министра финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N л/с о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении ее в ранее замещаемой должности, и взыскании в ее пользу среднего заработка за время вынужденного прогула."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по трудовым спорам: Выплаты при увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата).
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за четвертый - шестой месяцы нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Работница, получающая пенсию по старости, в связи с сокращением должности гражданской службы уволена из организации, которая расположена в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В течение месяца после увольнения работница обратилась в центр занятости, но не была трудоустроена. По решению данного органа ей были выданы справки для получения среднего заработка за пятый и шестой месяцы нетрудоустройства. Работодатель в выплате отказал.
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за четвертый - шестой месяцы нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Работница, получающая пенсию по старости, в связи с сокращением должности гражданской службы уволена из организации, которая расположена в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В течение месяца после увольнения работница обратилась в центр занятости, но не была трудоустроена. По решению данного органа ей были выданы справки для получения среднего заработка за пятый и шестой месяцы нетрудоустройства. Работодатель в выплате отказал.
Статья: Особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе при поступлении на службу в органы принудительного исполнения
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Отдельные аспекты правоприменения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание равных возможностей для продвижения по службе иллюстрирует судебная практика. Так, С. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области <12> (далее - УФССП) с требованиями признать незаконным и необоснованным отказ ответчиков в принятии его на службу в органы принудительного исполнения РФ; возложить на них обязанность заключить с ним служебный контракт без условия об испытании для замещения должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 9 июня 2020 г.; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в его пользу материальный ущерб в виде недополученного дохода (упущенной выгоды) в размере 40 тыс. руб. ежемесячно, с 9 июня 2020 г. по день исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн руб. По мнению истца, отказ в принятии его на службу являлся незаконным и немотивированным, так как его деловые качества соответствуют требованиям, установленным Приказом Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП) от 17 января 2020 г. N 102 <13>, а именно: С. имеет диплом о высшем образовании, стаж работы в данной системе с 2004 г., награжден медалями за службу II и III степени, является ветераном ФССП, что подтверждено соответствующим удостоверением. Судом первой инстанции было установлено, что УФССП заблаговременно уведомило истца об отнесении с 1 мая 2020 г. в связи с законодательными изменениями служебной деятельности, осуществляемой в системе ФССП России, к государственной службе иных видов и сокращении замещаемой им должности гражданской службы. При этом истцу было разъяснены его право поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ в соответствии с требованиями Федерального закона N 328-ФЗ при условии успешного прохождения профессионального отбора и возможность в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, рассмотреть предлагаемые вакантные должности гражданской службы при их наличии. При отсутствии таковых либо в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы предполагалось освобождение истца от замещаемой им должности и его увольнение по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <14> (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Отдельные аспекты правоприменения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание равных возможностей для продвижения по службе иллюстрирует судебная практика. Так, С. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области <12> (далее - УФССП) с требованиями признать незаконным и необоснованным отказ ответчиков в принятии его на службу в органы принудительного исполнения РФ; возложить на них обязанность заключить с ним служебный контракт без условия об испытании для замещения должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 9 июня 2020 г.; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в его пользу материальный ущерб в виде недополученного дохода (упущенной выгоды) в размере 40 тыс. руб. ежемесячно, с 9 июня 2020 г. по день исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн руб. По мнению истца, отказ в принятии его на службу являлся незаконным и немотивированным, так как его деловые качества соответствуют требованиям, установленным Приказом Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП) от 17 января 2020 г. N 102 <13>, а именно: С. имеет диплом о высшем образовании, стаж работы в данной системе с 2004 г., награжден медалями за службу II и III степени, является ветераном ФССП, что подтверждено соответствующим удостоверением. Судом первой инстанции было установлено, что УФССП заблаговременно уведомило истца об отнесении с 1 мая 2020 г. в связи с законодательными изменениями служебной деятельности, осуществляемой в системе ФССП России, к государственной службе иных видов и сокращении замещаемой им должности гражданской службы. При этом истцу было разъяснены его право поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ в соответствии с требованиями Федерального закона N 328-ФЗ при условии успешного прохождения профессионального отбора и возможность в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, рассмотреть предлагаемые вакантные должности гражданской службы при их наличии. При отсутствии таковых либо в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы предполагалось освобождение истца от замещаемой им должности и его увольнение по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <14> (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"Оспоренные законоположения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в вышеуказанной ситуации они не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий служебного контракта, а также не предполагают применения пункта 7 части 1 статьи 33 данного Федерального закона в качестве основания его прекращения, освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего. Для обеспечения прав гражданских служащих при таком изменении в организационно-штатной структуре государственного органа должны применяться правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей гражданской службы.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Сокращение должностей гражданской службы - это ликвидация должности гражданской службы в штатном расписании органа принудительного исполнения.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Сокращение должностей гражданской службы - это ликвидация должности гражданской службы в штатном расписании органа принудительного исполнения.
Статья: Институт кадровых комиссий на государственной и муниципальной службе: временная мера или новый вектор развития
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)- при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа (ч. 1 ст. 31);
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)- при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа (ч. 1 ст. 31);
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Облагается ли НДФЛ компенсация гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ в ст. 31 Закона N 79-ФЗ внесены изменения: с 08.04.2013 гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, если он отказывается от иной должности гражданской службы, предложенной ему для замещения (в том числе в другом государственном органе). До указанной даты данная статья предусматривала прекращение действия служебного контракта с гражданским служащим в случае сокращения должностей гражданской службы, ликвидации либо реорганизации государственного органа. В соответствии с п. 3.1 ст. 37 (в ред. до 08.04.2013 - п. 9 ст. 31) Закона N 79-ФЗ, если гражданский служащий увольняется по перечисленным выше основаниям, ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Облагается ли НДФЛ компенсация гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ в ст. 31 Закона N 79-ФЗ внесены изменения: с 08.04.2013 гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, если он отказывается от иной должности гражданской службы, предложенной ему для замещения (в том числе в другом государственном органе). До указанной даты данная статья предусматривала прекращение действия служебного контракта с гражданским служащим в случае сокращения должностей гражданской службы, ликвидации либо реорганизации государственного органа. В соответствии с п. 3.1 ст. 37 (в ред. до 08.04.2013 - п. 9 ст. 31) Закона N 79-ФЗ, если гражданский служащий увольняется по перечисленным выше основаниям, ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- При увольнении гражданского служащего в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, упразднением государственного органа либо в связи с отсутствием гражданского служащего на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью (если более длительный срок сохранения места работы не установлен действующим законодательством РФ) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- При увольнении гражданского служащего в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, упразднением государственного органа либо в связи с отсутствием гражданского служащего на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью (если более длительный срок сохранения места работы не установлен действующим законодательством РФ) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
Готовое решение: Как формируется кадровый резерв госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)увольнение с федеральной гражданской службы (есть исключения, например увольнение из-за сокращения в госоргане должности гражданской службы);
(КонсультантПлюс, 2025)увольнение с федеральной гражданской службы (есть исключения, например увольнение из-за сокращения в госоргане должности гражданской службы);
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;