Согласование сделки с антимонопольным органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование сделки с антимонопольным органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией2. Условия, при которых сделка, подлежащая предварительному согласованию с антимонопольным органом, может быть совершена без такого согласования
Вопрос: Подлежат ли согласованию с антимонопольным органом сделки по передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом, в состав которого входят акции (доли) хозяйственных обществ, иной управляющей компании?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Компания, обращаясь в суд с указанным требованием, ссылалась на отсутствие у нее данной обязанности, поскольку имущество приобреталось в соответствии с процедурой, установленной в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая не предусматривает необходимости согласовывать заключаемые сделки с антимонопольным органом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Компания, обращаясь в суд с указанным требованием, ссылалась на отсутствие у нее данной обязанности, поскольку имущество приобреталось в соответствии с процедурой, установленной в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая не предусматривает необходимости согласовывать заключаемые сделки с антимонопольным органом.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Компания, обращаясь в суд с указанным требованием, ссылалась на отсутствие у нее данной обязанности, поскольку имущество приобреталось в соответствии с процедурой, установленной в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая не предусматривает необходимости согласовывать заключаемые сделки с антимонопольным органом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Компания, обращаясь в суд с указанным требованием, ссылалась на отсутствие у нее данной обязанности, поскольку имущество приобреталось в соответствии с процедурой, установленной в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая не предусматривает необходимости согласовывать заключаемые сделки с антимонопольным органом.
Статья: Особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Сделки резидентов России в отношении российских хозяйственных обществ, совершаемые с иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, в соответствии с указами Президента РФ о временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности государства в настоящее время подлежат предварительному согласованию подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия) (см.: Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 295). Получение такого согласования может осуществляться параллельно с прохождением процедуры согласования сделки с антимонопольным органом.
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Сделки резидентов России в отношении российских хозяйственных обществ, совершаемые с иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, в соответствии с указами Президента РФ о временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности государства в настоящее время подлежат предварительному согласованию подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия) (см.: Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 295). Получение такого согласования может осуществляться параллельно с прохождением процедуры согласования сделки с антимонопольным органом.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В связи с этим можно обратить внимание на проблему установления в законодательстве абсолютных экономических показателей, которые предопределяют правовые последствия. Поскольку данные показатели не обусловлены общим состоянием экономики страны, а изменяются весьма произвольно в ручном режиме, могут возникать проблемы адекватности правового регулирования. В качестве примера можно привести экономические показатели, при достижении которых лица обязаны предварительно согласовать с антимонопольным органом сделки и иные действия, которые являются объектом экономической концентрации (см. гл. 7 Закона о защите конкуренции <1>).
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В связи с этим можно обратить внимание на проблему установления в законодательстве абсолютных экономических показателей, которые предопределяют правовые последствия. Поскольку данные показатели не обусловлены общим состоянием экономики страны, а изменяются весьма произвольно в ручном режиме, могут возникать проблемы адекватности правового регулирования. В качестве примера можно привести экономические показатели, при достижении которых лица обязаны предварительно согласовать с антимонопольным органом сделки и иные действия, которые являются объектом экономической концентрации (см. гл. 7 Закона о защите конкуренции <1>).
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)2.2. Согласование антимонопольным органом сделок
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)2.2. Согласование антимонопольным органом сделок
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Таким образом, если любое физическое или юридическое лицо приобретает <6> право распоряжаться более чем 25% акций общества, и при этом размеры активов приобретателя и объекта экономической концентрации с учетом их групп лиц превышают пороговые значения, установленные в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, и до этого соответствующим пакетом акций это лицо не распоряжалось, то независимо от того, входит ли приобретатель и (или) приобретаемое лицо в одну группу лиц, такая сделка требует предварительного согласования с антимонопольными органами <7>.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Таким образом, если любое физическое или юридическое лицо приобретает <6> право распоряжаться более чем 25% акций общества, и при этом размеры активов приобретателя и объекта экономической концентрации с учетом их групп лиц превышают пороговые значения, установленные в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, и до этого соответствующим пакетом акций это лицо не распоряжалось, то независимо от того, входит ли приобретатель и (или) приобретаемое лицо в одну группу лиц, такая сделка требует предварительного согласования с антимонопольными органами <7>.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Данная цель успешно достигается, например, в антимонопольном законодательстве США. В частности, впервые на законодательном уровне финансовые пороги для возникновения необходимости согласования сделки с антимонопольными органами были установлены Актом Харта - Скотта - Родино (Hart - Scott - Rodino Antitrust Improvements Act) в 1976 г. Данные показатели начиная с 2004 г. ежегодно пересматривались путем индексации на уровень роста валового национального продукта США. Если в 2003 г. предварительного согласования требовали сделки, например, по приобретению акций, если стоимость активов приобретателя превышала сто миллионов долларов США, а стоимость активов объекта концентрации - десять миллионов долларов США, то на 2019 г. данные значения составляют уже сто восемьдесят миллионов и восемнадцать миллионов долларов США соответственно.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Данная цель успешно достигается, например, в антимонопольном законодательстве США. В частности, впервые на законодательном уровне финансовые пороги для возникновения необходимости согласования сделки с антимонопольными органами были установлены Актом Харта - Скотта - Родино (Hart - Scott - Rodino Antitrust Improvements Act) в 1976 г. Данные показатели начиная с 2004 г. ежегодно пересматривались путем индексации на уровень роста валового национального продукта США. Если в 2003 г. предварительного согласования требовали сделки, например, по приобретению акций, если стоимость активов приобретателя превышала сто миллионов долларов США, а стоимость активов объекта концентрации - десять миллионов долларов США, то на 2019 г. данные значения составляют уже сто восемьдесят миллионов и восемнадцать миллионов долларов США соответственно.
Статья: Сделки экономической концентрации в рамках процедуры банкротства
(Шумакаева С.Е.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Как уже было отмечено ранее, ключевая задача антимонопольного органа при согласовании сделок экономической концентрации - это недопущение негативных последствий для конкуренции.
(Шумакаева С.Е.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Как уже было отмечено ранее, ключевая задача антимонопольного органа при согласовании сделок экономической концентрации - это недопущение негативных последствий для конкуренции.