Соглашение с Казахстаном о гражданстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение с Казахстаном о гражданстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 по делу N 88-13279/2023, 2-3504/2022 (УИД 66RS0005-01-2022-002701-71)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец указал на то, что проходил военную службу и воинских формированиях СССР и Вооруженных Сил Республики Узбекистан в воинском звании подполковник. С военной службы уволен приказом Министра обороны Республики Узбекистан по достижении 45-летнего возраста. Ответчиком было отказано в назначении и выплате пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Установив, что Х., имея гражданство Российской Федерации, проживает в г. Байконур, о чем ему выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания N 2123 от 15 июля 2021 года со сроком регистрации по 31 мая 2024 года, работает в филиале ФГУП "ЦЕНКИ" - Космический центр "Южный", расположенном в г. Байконур; проанализировав условия Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, заключенного 23 декабря 1995 года, согласно статье 1 которого г. Байконур (бывший г. Ленинск) является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан; Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, подписанного 10 декабря 1994 года, предусматривающего финансирование жизнедеятельности г. Ленинска и содержания его инфраструктуры за счет средств государственного бюджета Российской Федерации (пункт 6.10), применение на территории комплекса "Байконур" в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей законодательства Российской Федерации (пункт 6.12), суды обоснованно отклонили доводы ответчика о необходимости назначении истцу пенсии на основании законодательства Республики Казахстан, указав на то, что правовое значение имеет не только принцип территориальности, а учитывается наличие у истца статуса гражданина Российской Федерации.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец указал на то, что проходил военную службу и воинских формированиях СССР и Вооруженных Сил Республики Узбекистан в воинском звании подполковник. С военной службы уволен приказом Министра обороны Республики Узбекистан по достижении 45-летнего возраста. Ответчиком было отказано в назначении и выплате пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Установив, что Х., имея гражданство Российской Федерации, проживает в г. Байконур, о чем ему выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания N 2123 от 15 июля 2021 года со сроком регистрации по 31 мая 2024 года, работает в филиале ФГУП "ЦЕНКИ" - Космический центр "Южный", расположенном в г. Байконур; проанализировав условия Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, заключенного 23 декабря 1995 года, согласно статье 1 которого г. Байконур (бывший г. Ленинск) является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан; Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, подписанного 10 декабря 1994 года, предусматривающего финансирование жизнедеятельности г. Ленинска и содержания его инфраструктуры за счет средств государственного бюджета Российской Федерации (пункт 6.10), применение на территории комплекса "Байконур" в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей законодательства Российской Федерации (пункт 6.12), суды обоснованно отклонили доводы ответчика о необходимости назначении истцу пенсии на основании законодательства Республики Казахстан, указав на то, что правовое значение имеет не только принцип территориальности, а учитывается наличие у истца статуса гражданина Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трансформация миграционной политики России: тренды, приоритеты, место стран Центральной Азии
(Рязанцев С.В., Касымов О.К.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Российская политика в сфере предоставления гражданства предусматривает меньший срок рассмотрения документов для граждан Казахстана, Киргизии и Беларуси, который сокращен до трех месяцев по сравнению с шестью месяцами в случае упрощенного порядка предоставления гражданства РФ в соответствии с четырехсторонним соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства, подписанным 26 февраля 1999 г. (вступило в силу 4 ноября 2000 г.).
(Рязанцев С.В., Касымов О.К.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Российская политика в сфере предоставления гражданства предусматривает меньший срок рассмотрения документов для граждан Казахстана, Киргизии и Беларуси, который сокращен до трех месяцев по сравнению с шестью месяцами в случае упрощенного порядка предоставления гражданства РФ в соответствии с четырехсторонним соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства, подписанным 26 февраля 1999 г. (вступило в силу 4 ноября 2000 г.).
Вопрос: Какие документы работодателю надо запросить при приеме на работу гражданина Киргизии?
(Консультация эксперта, 2025)Следует обратить внимание, что с 01.09.2025 по 01.09.2029 на территориях Москвы и Московской области проводится эксперимент по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в РФ. В эксперименте участвуют в том числе граждане Киргизии, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и имеющие право на осуществление трудовой деятельности по патенту, а также без разрешения на работу или патента (ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ, ст. 1 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан от 30.11.2000).
(Консультация эксперта, 2025)Следует обратить внимание, что с 01.09.2025 по 01.09.2029 на территориях Москвы и Московской области проводится эксперимент по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в РФ. В эксперименте участвуют в том числе граждане Киргизии, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и имеющие право на осуществление трудовой деятельности по патенту, а также без разрешения на работу или патента (ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ, ст. 1 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан от 30.11.2000).
Нормативные акты
"Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества"
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)18. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)18. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)9. Процедура отбора концессионера и перечень существенных условий концессионного соглашения устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Сохраняется право назначать исключительного концессионера. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентами
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)9. Процедура отбора концессионера и перечень существенных условий концессионного соглашения устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Сохраняется право назначать исключительного концессионера. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентами
Статья: Конституционно-правовое регулирование статуса религиозных служителей
(Пибаев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В условиях глобализации образования, открытости границ все чаще появляются нормы права, устанавливающие запрет на распространение священнослужителями религиозно-экстремистской идеологии или совершение иной противоправной деятельности [4, с. 110]. Так, Конституция Казахстана 1995 года (с изм. 2017 г.) в части 5 статьи 5 устанавливает, что назначение иностранными религиозными центрами <65> руководителей религиозных объединений в республике осуществляется по согласованию с соответствующими государственными органами республики <66>. В частности, это положение распространяется на руководителя Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан - митрополита Астанайского и Казахстанского. Нужно подчеркнуть, что в большинстве случаев схожие ограничения предусматриваются прежде всего в национальном законодательстве по аналогии с запретом на занятие выборных должностей. Так, в соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь. При этом на практике при достижении "негласных соглашений" с руководством страны на это не обращали внимания - так было с гражданином России митрополитом Минским и Заславским Павлом с 25 декабря 2013 г. до 25 августа 2020 г., не имевшим белорусского гражданства <67>.
(Пибаев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В условиях глобализации образования, открытости границ все чаще появляются нормы права, устанавливающие запрет на распространение священнослужителями религиозно-экстремистской идеологии или совершение иной противоправной деятельности [4, с. 110]. Так, Конституция Казахстана 1995 года (с изм. 2017 г.) в части 5 статьи 5 устанавливает, что назначение иностранными религиозными центрами <65> руководителей религиозных объединений в республике осуществляется по согласованию с соответствующими государственными органами республики <66>. В частности, это положение распространяется на руководителя Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан - митрополита Астанайского и Казахстанского. Нужно подчеркнуть, что в большинстве случаев схожие ограничения предусматриваются прежде всего в национальном законодательстве по аналогии с запретом на занятие выборных должностей. Так, в соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь. При этом на практике при достижении "негласных соглашений" с руководством страны на это не обращали внимания - так было с гражданином России митрополитом Минским и Заславским Павлом с 25 декабря 2013 г. до 25 августа 2020 г., не имевшим белорусского гражданства <67>.
Статья: Второе высшее профессиональное образование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 78 Закона об образовании иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ и указанным Законом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 78 Закона об образовании иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ и указанным Законом.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Многонациональная компания - это юридическое лицо, акционеры или участники которого находятся под юрисдикцией разных государств, т.е. обладают разной государственной принадлежностью (юридические лица) или иностранным гражданством (физические лица) разных стран.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Многонациональная компания - это юридическое лицо, акционеры или участники которого находятся под юрисдикцией разных государств, т.е. обладают разной государственной принадлежностью (юридические лица) или иностранным гражданством (физические лица) разных стран.
Ситуация: Кто может въезжать в РФ без визы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также безвизовый въезд в РФ вне зависимости от цели въезда в РФ возможен для граждан иностранных государств, с которыми РФ заключила соответствующие международные соглашения. Такие Соглашения заключены, в частности, с государствами СНГ: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном (ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Азербайджанской Республики от 03.07.1997; ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Республики Армения от 25.09.2000; ст. 1 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан от 30.11.2000; ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Республики Молдова от 30.11.2000; ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Республики Узбекистан от 30.11.2000).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также безвизовый въезд в РФ вне зависимости от цели въезда в РФ возможен для граждан иностранных государств, с которыми РФ заключила соответствующие международные соглашения. Такие Соглашения заключены, в частности, с государствами СНГ: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном (ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Азербайджанской Республики от 03.07.1997; ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Республики Армения от 25.09.2000; ст. 1 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан от 30.11.2000; ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Республики Молдова от 30.11.2000; ст. 1 Соглашения между Правительствами РФ и Республики Узбекистан от 30.11.2000).
Статья: Разрешение международных инвестиционных споров в ЕАЭС при изменении личного закона инвестора
(Онуфриенко К.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)<25> Закон Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан" от 20.12.1991 (с изм. и доп.).
(Онуфриенко К.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)<25> Закон Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан" от 20.12.1991 (с изм. и доп.).