Содержание животных без владельцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание животных без владельцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 86 "Расходные обязательства муниципального образования" БК РФ"При этом, руководствуясь положениями абзаца второго пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что в случае, если стоимость услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных оказывается выше установленного норматива предоставляемой муниципальному образованию из областного бюджета субвенции, используемой на одну особь, то разница должна покрываться за счет средств местного бюджета.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Статья 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения муниципального района, в который не включены мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)4. Вместо заключения. К сожалению, предмет жалобы не позволяет обратиться к вопросу об эффективности закрепленного законодательством разграничения полномочий по организации отлова и содержания безнадзорных животных (и животных без владельцев). Вместе с тем именно этот вопрос - вопрос компетенции (полномочий) в указанной области - является, как продемонстрировано, центральным для решения социально острой проблемы безнадзорных животных (в широком смысле).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)4. Вместо заключения. К сожалению, предмет жалобы не позволяет обратиться к вопросу об эффективности закрепленного законодательством разграничения полномочий по организации отлова и содержания безнадзорных животных (и животных без владельцев). Вместе с тем именно этот вопрос - вопрос компетенции (полномочий) в указанной области - является, как продемонстрировано, центральным для решения социально острой проблемы безнадзорных животных (в широком смысле).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;
Статья: "Собачья" халатность?
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)<1> См.: Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист. 2009. N 6; Мадьярова А.В. Обращение с безнадзорными животными - чья сфера ответственности? // Практика муниципального управления. 2013. N 4; Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. N 12; Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2016. N 3. Если не оговорено иное, ссылка сделана на источники (нормативные и научные, а также на судебные решения), опубликованные в СПС "КонсультантПлюс".
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)<1> См.: Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист. 2009. N 6; Мадьярова А.В. Обращение с безнадзорными животными - чья сфера ответственности? // Практика муниципального управления. 2013. N 4; Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. N 12; Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2016. N 3. Если не оговорено иное, ссылка сделана на источники (нормативные и научные, а также на судебные решения), опубликованные в СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
Статья: Об иммунизации работников - иностранных граждан против кори
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 256. Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 256. Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Одними из самых болезненных для органов местного самоуправления являются дела, в которых рассматриваются особенности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, связанных с содержанием безнадзорных животных. За последние несколько лет по России прокатилась волна случаев нападения безнадзорных животных на детей и взрослых (Республика Саха (Якутия), Астраханская область, Брянская область, Рязанская область, Саратовская область, Пермский край, Забайкальский край и др. регионы). Эти случаи довольно широко освещались в СМИ, в том числе активно муссировалась информация о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников органов местного самоуправления, необходимости привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к разным видам юридической ответственности. Были проверки по линии Генеральной прокуратуры РФ. Традиционно этими вопросами занималась Государственная Дума. Этот вопрос частично рассматривался и Конституционным Судом РФ <25>.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Одними из самых болезненных для органов местного самоуправления являются дела, в которых рассматриваются особенности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, связанных с содержанием безнадзорных животных. За последние несколько лет по России прокатилась волна случаев нападения безнадзорных животных на детей и взрослых (Республика Саха (Якутия), Астраханская область, Брянская область, Рязанская область, Саратовская область, Пермский край, Забайкальский край и др. регионы). Эти случаи довольно широко освещались в СМИ, в том числе активно муссировалась информация о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников органов местного самоуправления, необходимости привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к разным видам юридической ответственности. Были проверки по линии Генеральной прокуратуры РФ. Традиционно этими вопросами занималась Государственная Дума. Этот вопрос частично рассматривался и Конституционным Судом РФ <25>.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Многочисленные случаи нападения безнадзорных животных, точнее бродячих собак, на людей, в том числе на детей, вызывают вполне понятный гнев и желание населения "спросить с местной власти", возложить на нее ответственность за бездействие, неспособность разрешить ситуацию. Особенно остро этот вопрос стоит по отношению к животным без владельцев. Количество дел о привлечении муниципальных образований (носителей делегированных государственных полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев) к ответственности за причинение морального вреда в результате укуса бродячих собак, количество удовлетворенных исков прокуроров в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о бездействии муниципалитетов в части отлова и содержания животных без владельцев, количество приговоров в отношении должностных лиц местного самоуправления исчисляется не единицами, не десятками и даже не сотнями...
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Многочисленные случаи нападения безнадзорных животных, точнее бродячих собак, на людей, в том числе на детей, вызывают вполне понятный гнев и желание населения "спросить с местной власти", возложить на нее ответственность за бездействие, неспособность разрешить ситуацию. Особенно остро этот вопрос стоит по отношению к животным без владельцев. Количество дел о привлечении муниципальных образований (носителей делегированных государственных полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев) к ответственности за причинение морального вреда в результате укуса бродячих собак, количество удовлетворенных исков прокуроров в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о бездействии муниципалитетов в части отлова и содержания животных без владельцев, количество приговоров в отношении должностных лиц местного самоуправления исчисляется не единицами, не десятками и даже не сотнями...
Статья: Роль модельного законодательства СНГ в законотворческой и правоприменительной практике государств - участников Содружества
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.