Содержание заказчика-застройщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание заказчика-застройщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, как следует из положений статей 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проведение государственной экспертизы осуществляется на платной основе за счет средств заказчика, застройщика или уполномоченного кем-либо из них лица, обратившегося с заявлением о проведении государственной экспертизы. То есть приведенные нормы не содержат запрета на возможность установления соглашением сторон лица, которое будет выступать заявителем для прохождения государственной экспертизы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инвестор-застройщик: понятие, правовой статус, налогообложение
(Серова А.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- в бухгалтерском учете общехозяйственные расходы на содержание заказчика-застройщика (зарплата аппарата управления, услуги связи, арендные платежи и т.д.) связаны с сооружением объекта основных средств и включаются в его первоначальную стоимость.
(Серова А.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- в бухгалтерском учете общехозяйственные расходы на содержание заказчика-застройщика (зарплата аппарата управления, услуги связи, арендные платежи и т.д.) связаны с сооружением объекта основных средств и включаются в его первоначальную стоимость.
Статья: Формирование отчетности об устойчивом развитии в строительных организациях: особенности аналитического учета
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Затраты, связанные с возведением объектов по договорам купли-продажи будущей вещи, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с различными счетами. На дебетовом счете 20 "Основное производство" аккумулируются расходы до готовности. Готовый к реализации объект переводится в состав готовой продукции по дебету счета 43 "Готовая продукция" (Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство"). Учет затрат при выполнении строительных работ ведется по фактическим расходам по элементам структурного плана строительного проекта: в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящих в него. Объектами учета затрат при осуществлении капитального строительства являются стройки (инвестиционные проекты), объекты строительства, входящие в состав этих строек, и объекты учета (подобъекты), а также в разрезе статей затрат, связанных с содержанием функции заказчика-застройщика.
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Затраты, связанные с возведением объектов по договорам купли-продажи будущей вещи, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с различными счетами. На дебетовом счете 20 "Основное производство" аккумулируются расходы до готовности. Готовый к реализации объект переводится в состав готовой продукции по дебету счета 43 "Готовая продукция" (Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство"). Учет затрат при выполнении строительных работ ведется по фактическим расходам по элементам структурного плана строительного проекта: в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящих в него. Объектами учета затрат при осуществлении капитального строительства являются стройки (инвестиционные проекты), объекты строительства, входящие в состав этих строек, и объекты учета (подобъекты), а также в разрезе статей затрат, связанных с содержанием функции заказчика-застройщика.
Нормативные акты
Письмо Минстроя РФ от 03.11.1992 N БФ-925/12
<О Методических рекомендациях по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно - монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика - застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции>МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И
<О Методических рекомендациях по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно - монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика - застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции>МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И
Путеводитель по судебной практике: Агентирование.
Правомерно ли квалифицировать договор на осуществление функций заказчика-застройщика как агентский
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, 24.06.2003 между Администрацией Анивского района (инвестором) и ОГУП "Сахалинская нефтяная компания" (заказчиком-застройщиком) заключен контракт N 1/03, в соответствии с которым компания приняла на себя обязанность от своего имени выполнить функции заказчика по строительству объекта "Газификация Анивского района. Замена котлов в с. Таранай и в пос. Новотроицкое на мобильные блоки котлов на газовом топливе 1 очередь", для чего заключить контракты с подрядной строительной организацией, осуществлять контроль за ходом строительства, участвовать в приемке объекта в эксплуатацию, а Администрация Анивского района обязалась обеспечить финансирование производства работ. Пунктом 3.1 договора установлена стоимость работ в размере 21800000 руб., которая состоит из стоимости строительно-монтажных работ согласно договорам подряда, фактической стоимости оборудования и материалов поставки заказчика и других затрат заказчика, связанных с обеспечением выполнения работ. Расходы на содержание заказчика-застройщика определены в соответствии с Постановлением Госстроя России от 13.02.2003 N 17 и составляют 2,54 процента от общей стоимости строительства. Оплата услуг заказчика производится в ходе финансирования строительства пропорционально выделяемым на стройку средствам.
Правомерно ли квалифицировать договор на осуществление функций заказчика-застройщика как агентский
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, 24.06.2003 между Администрацией Анивского района (инвестором) и ОГУП "Сахалинская нефтяная компания" (заказчиком-застройщиком) заключен контракт N 1/03, в соответствии с которым компания приняла на себя обязанность от своего имени выполнить функции заказчика по строительству объекта "Газификация Анивского района. Замена котлов в с. Таранай и в пос. Новотроицкое на мобильные блоки котлов на газовом топливе 1 очередь", для чего заключить контракты с подрядной строительной организацией, осуществлять контроль за ходом строительства, участвовать в приемке объекта в эксплуатацию, а Администрация Анивского района обязалась обеспечить финансирование производства работ. Пунктом 3.1 договора установлена стоимость работ в размере 21800000 руб., которая состоит из стоимости строительно-монтажных работ согласно договорам подряда, фактической стоимости оборудования и материалов поставки заказчика и других затрат заказчика, связанных с обеспечением выполнения работ. Расходы на содержание заказчика-застройщика определены в соответствии с Постановлением Госстроя России от 13.02.2003 N 17 и составляют 2,54 процента от общей стоимости строительства. Оплата услуг заказчика производится в ходе финансирования строительства пропорционально выделяемым на стройку средствам.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о выполнении проектных и изыскательских работ
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Отдельные положения, которые были внесены ранее в ГрК РФ, не являются абсолютно новыми и содержались ранее в подзаконных нормативных правовых актах, также в разъяснениях, даваемых уполномоченными государственными органами (Минрегион РФ, Минстрой РФ, ФАС РФ). В частности, положения о рабочей документации содержатся в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" <10>, Приказе Росстандарта от 23 июня 2020 г. N 282-ст "ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" <11>. В письме Минрегиона РФ от 29 сентября 2009 г. N 31901-ИП/08 "О составе и порядке разработки проектной и рабочей документации" <12> разъяснялось, что рабочая документация может разрабатываться как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки. При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Отдельные положения, которые были внесены ранее в ГрК РФ, не являются абсолютно новыми и содержались ранее в подзаконных нормативных правовых актах, также в разъяснениях, даваемых уполномоченными государственными органами (Минрегион РФ, Минстрой РФ, ФАС РФ). В частности, положения о рабочей документации содержатся в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" <10>, Приказе Росстандарта от 23 июня 2020 г. N 282-ст "ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" <11>. В письме Минрегиона РФ от 29 сентября 2009 г. N 31901-ИП/08 "О составе и порядке разработки проектной и рабочей документации" <12> разъяснялось, что рабочая документация может разрабатываться как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки. При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
Статья: Особенности правового положения застройщиков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие "заказчик-застройщик" содержалось в п. 1.1 Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утв. Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 (далее - Положение о заказчике-застройщике) (не применяется с 25.06.2020 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 857, п. 245 Приложения N 2 к данному Постановлению)). Заказчиками-застройщиками являлись единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев и областей по строительству жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства в лице управлений (отделов) капитального строительства Советов Министров автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, предприятий или организаций и дирекции (объединенные дирекции) строящихся предприятий. Согласно п. 1.2 Положения о заказчике-застройщике в указанном статусе могли выступать только юридические лица, которые распоряжались денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, и всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства. Иными словами, заказчик-застройщик являлся организатором строительства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие "заказчик-застройщик" содержалось в п. 1.1 Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утв. Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 (далее - Положение о заказчике-застройщике) (не применяется с 25.06.2020 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 857, п. 245 Приложения N 2 к данному Постановлению)). Заказчиками-застройщиками являлись единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев и областей по строительству жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства в лице управлений (отделов) капитального строительства Советов Министров автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, предприятий или организаций и дирекции (объединенные дирекции) строящихся предприятий. Согласно п. 1.2 Положения о заказчике-застройщике в указанном статусе могли выступать только юридические лица, которые распоряжались денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, и всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства. Иными словами, заказчик-застройщик являлся организатором строительства.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в ПД должны содержаться требования, которые учитываются в РД, разрабатываемой на основании ПД, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования (пп. "п" п. 23 Постановления N 87). При этом объем, состав и содержание РД должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в ПД, и указываться в задании на проектирование.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в ПД должны содержаться требования, которые учитываются в РД, разрабатываемой на основании ПД, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования (пп. "п" п. 23 Постановления N 87). При этом объем, состав и содержание РД должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в ПД, и указываться в задании на проектирование.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Можно ли принять к вычету НДС по расходам на содержание своего подразделения, которое осуществляет контроль и технадзор за строительством собственного объекта силами подрядчика
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отказал налогоплательщику в вычетах НДС по расходам на содержание дирекции заказчика-застройщика, осуществляющей контроль и технический надзор за строительством. Суд отметил, что, если организация является инвестором и застройщиком одновременно, услуги заказчика-застройщика являются оказанными для собственных нужд. Значит, стоимость этих услуг нужно учитывать в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, включаемые в первоначальную стоимость расходы организации на содержание ее подразделения, осуществляющего контроль за строительством и технадзор, объектом налогообложения по НДС не признаются.
Можно ли принять к вычету НДС по расходам на содержание своего подразделения, которое осуществляет контроль и технадзор за строительством собственного объекта силами подрядчика
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отказал налогоплательщику в вычетах НДС по расходам на содержание дирекции заказчика-застройщика, осуществляющей контроль и технический надзор за строительством. Суд отметил, что, если организация является инвестором и застройщиком одновременно, услуги заказчика-застройщика являются оказанными для собственных нужд. Значит, стоимость этих услуг нужно учитывать в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, включаемые в первоначальную стоимость расходы организации на содержание ее подразделения, осуществляющего контроль за строительством и технадзор, объектом налогообложения по НДС не признаются.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. В ч. 2 комментируемой статьи дано определение проектной документации. Состав проектной документации объектов капитального строительства и требования к ее содержанию установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 15.09.2023) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Проектная документация подготавливается специалистами по заданию заказчика (застройщика) и за его счет. В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, заказчик (застройщик) до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу и утверждает при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. В ч. 2 комментируемой статьи дано определение проектной документации. Состав проектной документации объектов капитального строительства и требования к ее содержанию установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 15.09.2023) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Проектная документация подготавливается специалистами по заданию заказчика (застройщика) и за его счет. В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, заказчик (застройщик) до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу и утверждает при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.