Содержание требования налогового органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание требования налогового органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Форма и содержание постановления налогового органа не противоречат требованиям НК РФ и Закона об исполнительном производстве. Отличия между оспариваемым постановлением, изготовленным на бумажном носителе, и его копией в виде электронного документа обусловлены различным программным обеспечением, используемым ФНС России и ФССП России, и не могут быть основаниями для признания постановления недействительным.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Форма и содержание постановления налогового органа не противоречат требованиям НК РФ и Закона об исполнительном производстве. Отличия между оспариваемым постановлением, изготовленным на бумажном носителе, и его копией в виде электронного документа обусловлены различным программным обеспечением, используемым ФНС России и ФССП России, и не могут быть основаниями для признания постановления недействительным.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа документов и информации по взаимоотношениям с контрагентом в рамках конкретных сделок, связанных с ремонтом офиса налогоплательщика. Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности, полагая, что на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ информация может истребоваться только у контрагентов налогоплательщика, а не у самого налогоплательщика, а также что к ответственности налогоплательщик может быть привлечен на основании п. 2 ст. 126 НК РФ, а не п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что требование налогового органа содержало необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, в частности в нем отражены наименование контрагента с указанием ИНН, даты и номера счетов-фактур, конкретные периоды совершения сделок. Положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только контрагентами проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов непосредственно у самого налогоплательщика, а непредставление информации о проверяемом лице влечет ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа документов и информации по взаимоотношениям с контрагентом в рамках конкретных сделок, связанных с ремонтом офиса налогоплательщика. Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности, полагая, что на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ информация может истребоваться только у контрагентов налогоплательщика, а не у самого налогоплательщика, а также что к ответственности налогоплательщик может быть привлечен на основании п. 2 ст. 126 НК РФ, а не п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что требование налогового органа содержало необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, в частности в нем отражены наименование контрагента с указанием ИНН, даты и номера счетов-фактур, конкретные периоды совершения сделок. Положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только контрагентами проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов непосредственно у самого налогоплательщика, а непредставление информации о проверяемом лице влечет ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет2.1. Должно ли решение о принятии обеспечительных мер содержать обоснование невозможности исполнить требования налогового органа
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья: Исполнительный документ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Но такое понятие можно вывести из текста самого Закона. Так, согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ, в форме электронного документа, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. ст. 12 - 13 названного Закона исполнительный документ оформляется в электронной форме или на бумажном носителе уполномоченными лицами с соблюдением установленных законом требований.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Но такое понятие можно вывести из текста самого Закона. Так, согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ, в форме электронного документа, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. ст. 12 - 13 названного Закона исполнительный документ оформляется в электронной форме или на бумажном носителе уполномоченными лицами с соблюдением установленных законом требований.
Статья: Встречная проверка: рекомендации ФНС инспекциям по снижению вероятности возникновения споров
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)Обратите внимание! По данному вопросу Конституционным Судом РФ вынесено Определение от 07.04.2022 N 821-О, согласно которому у налогоплательщика нет оснований отказать в представлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения, иные реквизиты соответствующих договоров. Налоговый орган вправе определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, в частности по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т.п., если эти признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию). Поэтому для оценки конкретного требования на предмет его соответствия п. 2 ст. 93.1 НК РФ необходимо установить, содержит ли требование налогового органа достаточные данные, позволяющие идентифицировать сделки, относительно которых истребованы документы (информация). Также КС РФ указал, что запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам НК РФ не содержит.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)Обратите внимание! По данному вопросу Конституционным Судом РФ вынесено Определение от 07.04.2022 N 821-О, согласно которому у налогоплательщика нет оснований отказать в представлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения, иные реквизиты соответствующих договоров. Налоговый орган вправе определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, в частности по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т.п., если эти признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию). Поэтому для оценки конкретного требования на предмет его соответствия п. 2 ст. 93.1 НК РФ необходимо установить, содержит ли требование налогового органа достаточные данные, позволяющие идентифицировать сделки, относительно которых истребованы документы (информация). Также КС РФ указал, что запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам НК РФ не содержит.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, только в том случае, если им не предоставлены конкретизированные документы. Судебная практика исходит из недопустимости привлечения налогоплательщика к ответственности, если положения закона или содержание требования налогового органа не позволяли с точностью установить, какие именно документы необходимо предоставить <257>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, только в том случае, если им не предоставлены конкретизированные документы. Судебная практика исходит из недопустимости привлечения налогоплательщика к ответственности, если положения закона или содержание требования налогового органа не позволяли с точностью установить, какие именно документы необходимо предоставить <257>.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)2) в Уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)2) в Уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
Статья: Конкуренция требований налогового органа и конкурсных кредиторов к взаимозависимому с несостоятельным налогоплательщиком лицу
(Хайбулаев Г.К.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)В вышеприведенном деле РХ конкурсный управляющий взыскивает с взаимозависимого лица в субсидиарном порядке задолженность, которая более чем на 90% состоит из требований уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов. Окончательный размер требования по заявлению о субсидиарной ответственности будет определяться в соответствии с п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве, а значит, должен соответствовать сумме реестровых, зареестровых и текущих требований, т.е. в любом случае будет содержать требования налогового органа.
(Хайбулаев Г.К.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)В вышеприведенном деле РХ конкурсный управляющий взыскивает с взаимозависимого лица в субсидиарном порядке задолженность, которая более чем на 90% состоит из требований уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов. Окончательный размер требования по заявлению о субсидиарной ответственности будет определяться в соответствии с п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве, а значит, должен соответствовать сумме реестровых, зареестровых и текущих требований, т.е. в любом случае будет содержать требования налогового органа.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)2) в Уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)2) в Уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
Готовое решение: Какую отчетность нужно представлять по международным группам компаний
(КонсультантПлюс, 2025)Национальная документация представляется участником МГК по требованию налогового органа и содержит сведения о контролируемой сделке с участником МГК - нерезидентом РФ, а также информацию, указанную в п. 1 ст. 105.15 НК РФ (п. 3 ст. 105.16-3, п. 1 ст. 105.16-5 НК РФ). Эта информация должна быть приведена независимо от того, повлекло ли применение цен, не соответствующих рыночным, занижение сумм налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, завышение сумм убытка по такой сделке (Письмо Минфина России от 13.04.2018 N 03-12-11/4/24794).
(КонсультантПлюс, 2025)Национальная документация представляется участником МГК по требованию налогового органа и содержит сведения о контролируемой сделке с участником МГК - нерезидентом РФ, а также информацию, указанную в п. 1 ст. 105.15 НК РФ (п. 3 ст. 105.16-3, п. 1 ст. 105.16-5 НК РФ). Эта информация должна быть приведена независимо от того, повлекло ли применение цен, не соответствующих рыночным, занижение сумм налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, завышение сумм убытка по такой сделке (Письмо Минфина России от 13.04.2018 N 03-12-11/4/24794).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ3. СОДЕРЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЯ И НАПРАВЛЯЕМОГО ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ
Статья: Обращение взыскания на имущество должников
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа, предъявленного взыскателем, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании указанной задолженности в бюджетную систему РФ, в форме электронного документа (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа, предъявленного взыскателем, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании указанной задолженности в бюджетную систему РФ, в форме электронного документа (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 14 комментируемой статьи, введенной упомянутым выше Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ, установлены требования к содержанию запроса таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в ч. 13 данной статьи документов. В частности, предусмотрено, что такой запрос должен включать:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 14 комментируемой статьи, введенной упомянутым выше Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ, установлены требования к содержанию запроса таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в ч. 13 данной статьи документов. В частности, предусмотрено, что такой запрос должен включать: