Содержание бесхозяйных сетей
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание бесхозяйных сетей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Ответственность за содержание бесхозяйных сетей
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Ответственность за содержание бесхозяйных сетей
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Регулируются ли отношения по договору о передаче или транспортировке электроэнергии нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд указал, что приборы учета, расположенные на границе сети ОАО "МРСК Сибири" и бесхозяйных сетей, не приняты в качестве расчетных для целей определения объемов электрической энергии поставляемой гарантирующим поставщиком конечным потребителям. Поскольку в спорный период ОАО "МРСК Сибири" не несло расходов на содержание бесхозяйных сетей, переток электрической энергии в которую осуществлялся по высокому уровню напряжения, подлежащий применению тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) не учитывает указанные бесхозяйные сети.
Регулируются ли отношения по договору о передаче или транспортировке электроэнергии нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд указал, что приборы учета, расположенные на границе сети ОАО "МРСК Сибири" и бесхозяйных сетей, не приняты в качестве расчетных для целей определения объемов электрической энергии поставляемой гарантирующим поставщиком конечным потребителям. Поскольку в спорный период ОАО "МРСК Сибири" не несло расходов на содержание бесхозяйных сетей, переток электрической энергии в которую осуществлялся по высокому уровню напряжения, подлежащий применению тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) не учитывает указанные бесхозяйные сети.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")11. Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")11. Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808
(ред. от 31.03.2025)
"Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации")учитываемые в цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, переданных теплосетевой организации, которой не присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
(ред. от 31.03.2025)
"Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации")учитываемые в цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, переданных теплосетевой организации, которой не присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)Сетевые организации вместо того, чтобы решать проблемные вопросы по ремонту и содержанию бесхозяйных сетей, заключению договоров на передачу электроэнергии через сети различных проблемных владельцев, осуществлять контроль бездоговорного и безучетного отбора электроэнергии из таких сетей, могут навязать невыгодные и нарушающие нормы действующего законодательства условия государственного контракта энергоснабжения. На основании таких навязанных невыгодных условий указанные потери будут представлены как внутреннее потребление воинской части, и в актах приема-передачи, квитанциях на оплату суммы за потребленную электроэнергию будут содержаться данные потребления и денежные суммы с учетами таких потерь, оплата которых приведет к ущербу, причиненному государству, и неосновательному обогащению сетевой организации. Такие действия сетевой организации расцениваются как злоупотребление правом и административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ "Злоупотребление доминирующим положением".
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)Сетевые организации вместо того, чтобы решать проблемные вопросы по ремонту и содержанию бесхозяйных сетей, заключению договоров на передачу электроэнергии через сети различных проблемных владельцев, осуществлять контроль бездоговорного и безучетного отбора электроэнергии из таких сетей, могут навязать невыгодные и нарушающие нормы действующего законодательства условия государственного контракта энергоснабжения. На основании таких навязанных невыгодных условий указанные потери будут представлены как внутреннее потребление воинской части, и в актах приема-передачи, квитанциях на оплату суммы за потребленную электроэнергию будут содержаться данные потребления и денежные суммы с учетами таких потерь, оплата которых приведет к ущербу, причиненному государству, и неосновательному обогащению сетевой организации. Такие действия сетевой организации расцениваются как злоупотребление правом и административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ "Злоупотребление доминирующим положением".
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения строящихся объектов инженерными сетями в рамках комплексного развития территории
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)Так, согласно действующему нормативному правовому регулированию в случае отсутствия собственника подлежат установлению лица, обязанные осуществлять эксплуатацию бесхозяйных инженерных сетей <17>. Тем самым законодатель возлагает на ресурсоснабжающие организации и органы местного самоуправления обязанность по содержанию бесхозяйных инженерных сетей до оформления прав на такие объекты в соответствии со ст. 225 ГК РФ.
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)Так, согласно действующему нормативному правовому регулированию в случае отсутствия собственника подлежат установлению лица, обязанные осуществлять эксплуатацию бесхозяйных инженерных сетей <17>. Тем самым законодатель возлагает на ресурсоснабжающие организации и органы местного самоуправления обязанность по содержанию бесхозяйных инженерных сетей до оформления прав на такие объекты в соответствии со ст. 225 ГК РФ.
Статья: Анализ судебной практики рассмотрения споров в сфере водоснабжения и водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)Судами при урегулировании возникающих разногласий также учитывается принцип защиты слабой стороны <9>. Применение данного принципа к спорным правоотношениям состоит в том, что абонент признается в публичном договоре ресурсоснабжения слабой стороной, исходя лишь из нормативного положения, установленного ч. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении по содержанию бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения исключительно на профессионального участника данных отношений, которым является организация ВКХ (гарантирующая организация). Однако данное положение не совсем является верным, поскольку, основываясь только на профессионализме участников правоотношений, судами не учитываются другие специфические аспекты правоотношений в сфере водоснабжения и водоотведения, например принцип однократного присоединения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)Судами при урегулировании возникающих разногласий также учитывается принцип защиты слабой стороны <9>. Применение данного принципа к спорным правоотношениям состоит в том, что абонент признается в публичном договоре ресурсоснабжения слабой стороной, исходя лишь из нормативного положения, установленного ч. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении по содержанию бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения исключительно на профессионального участника данных отношений, которым является организация ВКХ (гарантирующая организация). Однако данное положение не совсем является верным, поскольку, основываясь только на профессионализме участников правоотношений, судами не учитываются другие специфические аспекты правоотношений в сфере водоснабжения и водоотведения, например принцип однократного присоединения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.