Социальное сиротство
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальное сиротство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 196 ГК РФ "Общий срок исковой давности"1.2.5. К требованиям, вытекающим из отношений по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не применяется общий срок исковой давности (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 Конституции РФ"Установив в ходе судебного разбирательства, что У.,ДД.ММ.ГГГГ.р., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи включенной на основании приказа Министерства социальной защиты населения от 16.07.2021 N в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение за счет государства жилым помещением специализированного жилого фонда, в то же время, соответствующим жильем по достижении совершеннолетия не обеспечена, и ее обращение к ответчику в июне 2024 года по поводу предоставления ей специализированного жилого помещения оставлено администрацией без удовлетворения, что повлекло нарушение гарантированных законом жилищных прав У., как лица, нуждающегося в особой заботе государства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. ст. 39, 40 Конституции РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришли к выводу о правомерности заявленного иска и о наличии оснований для понуждения администрации г. Белогорска к предоставлению истице благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения 18 кв. м, на территории г. Белогорска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193
(ред. от 26.09.2023)
"Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях"
(вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации")В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.
(ред. от 26.09.2023)
"Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях"
(вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации")В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.
Указ Президента РФ от 08.08.2016 N 398
(ред. от 01.07.2017)
"Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг"9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
(ред. от 01.07.2017)
"Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг"9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) в контексте правового регулирования указанных процессов. Анализируется текущая ситуация в России, отмечаются положительные тенденции в сфере защиты прав детей-сирот, но подчеркиваются сохраняющиеся проблемы их социальной и трудовой адаптации. Исследуются факторы, влияющие на профессиональную адаптацию выпускников детских домов, и рассматриваются существующие меры поддержки. Особое внимание уделяется перспективам применения ИИ в системе социального обеспечения детей-сирот, включая создание персонализированных образовательных программ, прогнозирование и профилактику социального сиротства, оптимизацию подбора приемных семей. Предлагается ряд законодательных инициатив для урегулирования использования ИИ в данной сфере, подчеркивается необходимость соблюдения этических принципов и защиты персональных данных.
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) в контексте правового регулирования указанных процессов. Анализируется текущая ситуация в России, отмечаются положительные тенденции в сфере защиты прав детей-сирот, но подчеркиваются сохраняющиеся проблемы их социальной и трудовой адаптации. Исследуются факторы, влияющие на профессиональную адаптацию выпускников детских домов, и рассматриваются существующие меры поддержки. Особое внимание уделяется перспективам применения ИИ в системе социального обеспечения детей-сирот, включая создание персонализированных образовательных программ, прогнозирование и профилактику социального сиротства, оптимизацию подбора приемных семей. Предлагается ряд законодательных инициатив для урегулирования использования ИИ в данной сфере, подчеркивается необходимость соблюдения этических принципов и защиты персональных данных.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Еще одна угроза нарушения прав и интересов детей, принятых в приемную семью, заключается в возможном сохранении контакта с родителями, попечение которых ребенок утратил. Согласно ст. 121 СК РФ перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей является открытым, в большинстве случаев речь идет о так называемом социальном сиротстве, которое не исключает возможности восстановления правоотношения между ребенком и его кровными родителями. Если родители лишены родительских прав, то общение ребенка с ними в принципе невозможно (ст. 71 СК РФ), но при этом законодатель допускает восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), если это отвечает интересам ребенка. Поскольку для удовлетворения судом соответствующего иска требуется согласие ребенка в возрасте старше десяти лет, возникает вопрос, есть ли у него право на общение с родителями в период воспитания в приемной семье, должен ли приемный родитель обеспечивать реализацию данного права ребенка? Как следует из п. 5 ст. 148.1 СК РФ, приемный родитель может препятствовать такому общению лишь в том случае, если оно противоречит интересам ребенка, но в любой момент пребывания ребенка в ней родители могут обратиться в суд с иском о восстановлении их в родительских правах и о возврате им ребенка.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Еще одна угроза нарушения прав и интересов детей, принятых в приемную семью, заключается в возможном сохранении контакта с родителями, попечение которых ребенок утратил. Согласно ст. 121 СК РФ перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей является открытым, в большинстве случаев речь идет о так называемом социальном сиротстве, которое не исключает возможности восстановления правоотношения между ребенком и его кровными родителями. Если родители лишены родительских прав, то общение ребенка с ними в принципе невозможно (ст. 71 СК РФ), но при этом законодатель допускает восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), если это отвечает интересам ребенка. Поскольку для удовлетворения судом соответствующего иска требуется согласие ребенка в возрасте старше десяти лет, возникает вопрос, есть ли у него право на общение с родителями в период воспитания в приемной семье, должен ли приемный родитель обеспечивать реализацию данного права ребенка? Как следует из п. 5 ст. 148.1 СК РФ, приемный родитель может препятствовать такому общению лишь в том случае, если оно противоречит интересам ребенка, но в любой момент пребывания ребенка в ней родители могут обратиться в суд с иском о восстановлении их в родительских правах и о возврате им ребенка.
Статья: Договор о приемной семье - социально-обеспечительный договор
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)3. Гаврилов Н.Д. Профессиональная приемная семья как механизм преодоления проблемы социального сиротства / Н.Д. Гаврилов, В.Д. Кортнева // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. N 2 (39). С. 1 - 6.
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)3. Гаврилов Н.Д. Профессиональная приемная семья как механизм преодоления проблемы социального сиротства / Н.Д. Гаврилов, В.Д. Кортнева // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. N 2 (39). С. 1 - 6.
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
Статья: Инновационные подходы в решении социальных проблем и трудовой миграции
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Профилактическая направленность социальной политики сталкивается с институциональными ограничениями из-за сложности измерения результатов превентивных программ, поскольку долгосрочный характер профилактических эффектов не соответствует краткосрочным политическим циклам и приоритетам бюджетного планирования - политикам проще показать построенный реабилитационный центр, чем объяснить избирателям количество предотвращенных случаев наркомании среди подростков. Политическая логика стимулирует инвестиции в видимые достижения вроде строительства новых объектов или увеличения пособий, тогда как результаты профилактической работы менее наглядны и требуют координации множества ведомств, что усложняет управление и размывает ответственность. В России накоплен положительный опыт профилактики социального сиротства, когда вместо изъятия детей из неблагополучных семей приоритет отдается комплексной работе с родителями - лечению от зависимостей, содействию в трудоустройстве, решению жилищных проблем, что требует больших первоначальных инвестиций, но оказывается значительно эффективнее в долгосрочной перспективе.
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Профилактическая направленность социальной политики сталкивается с институциональными ограничениями из-за сложности измерения результатов превентивных программ, поскольку долгосрочный характер профилактических эффектов не соответствует краткосрочным политическим циклам и приоритетам бюджетного планирования - политикам проще показать построенный реабилитационный центр, чем объяснить избирателям количество предотвращенных случаев наркомании среди подростков. Политическая логика стимулирует инвестиции в видимые достижения вроде строительства новых объектов или увеличения пособий, тогда как результаты профилактической работы менее наглядны и требуют координации множества ведомств, что усложняет управление и размывает ответственность. В России накоплен положительный опыт профилактики социального сиротства, когда вместо изъятия детей из неблагополучных семей приоритет отдается комплексной работе с родителями - лечению от зависимостей, содействию в трудоустройстве, решению жилищных проблем, что требует больших первоначальных инвестиций, но оказывается значительно эффективнее в долгосрочной перспективе.