Социальная пенсия 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная пенсия 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Уполномоченный орган хочет взыскать неосновательно полученную пенсию или ее часть
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2020 по делу N 88-6342/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2020 по делу N 88-6342/2020
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 150 "Нематериальные блага" ГК РФ"Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", исходил из того, что в отсутствие спора о праве застрахованного лица на получение страховой пенсии по инвалидности, пенсионным органом в период с января по июль 2022 года, в связи с несвоевременностью назначения и выплаты пенсионного обеспечения за предшествующий период с 23 декабря 2020 года по 31 декабря 2021 года нарушено право К. на получение мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, которая носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами. Бездействие пенсионного органа, нарушающее это право, лишают его не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, получать за счет средств государства соответствующую поддержку, необходимую такому лицу в силу состояния здоровья, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья, эмоциональном состоянии, затрагивает достоинство личности, то есть одновременно нарушает личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым нравственные страдания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по трудовым спорам: Выплаты при увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата).
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за четвертый - шестой месяцы нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13.08.2020 - ч. 3 ст. 318 ТК РФ) гарантии распространяются на лиц, получающих пенсию, однако большая социальная защищенность таких лиц требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13.08.2020 - ч. 3 ст. 318 ТК РФ). Доказательств того, что у работницы имеются какие-либо исключительные обстоятельства, не представлено.
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за четвертый - шестой месяцы нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13.08.2020 - ч. 3 ст. 318 ТК РФ) гарантии распространяются на лиц, получающих пенсию, однако большая социальная защищенность таких лиц требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13.08.2020 - ч. 3 ст. 318 ТК РФ). Доказательств того, что у работницы имеются какие-либо исключительные обстоятельства, не представлено.
Ситуация: Каковы минимальные размеры пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В пенсионном законодательстве понятие "минимальный размер пенсии" не содержится. Однако концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. было предусмотрено, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В пенсионном законодательстве понятие "минимальный размер пенсии" не содержится. Однако концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. было предусмотрено, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Между тем органом социальной защиты населения 1 сентября 2020 г. П. приостановлена выплата региональной социальной доплаты к пенсии, 23 сентября 2020 г. вынесено решение об удержании выплаченной региональной социальной доплаты за период с 1 октября 2019 г. по 14 января 2020 г. в размере 41 363,20 руб.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Между тем органом социальной защиты населения 1 сентября 2020 г. П. приостановлена выплата региональной социальной доплаты к пенсии, 23 сентября 2020 г. вынесено решение об удержании выплаченной региональной социальной доплаты за период с 1 октября 2019 г. по 14 января 2020 г. в размере 41 363,20 руб.
Федеральный закон от 19.12.2016 N 428-ФЗ
(ред. от 03.10.2018)
"О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"Установить, что Правительство Российской Федерации по итогам первого полугодия 2017 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере, представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения об установлении в период до 2020 года дополнительных мер социальной поддержки гражданам, указанным в части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
(ред. от 03.10.2018)
"О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"Установить, что Правительство Российской Федерации по итогам первого полугодия 2017 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере, представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения об установлении в период до 2020 года дополнительных мер социальной поддержки гражданам, указанным в части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статья: Развитие конституционных положений современными институтами административного права для противодействия санкциям
(Ступаков В.И., Петрова Г.В., Толпекин К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Введение. Целью исследования являются практические предложения по использованию регулирующего потенциала основных институтов административного права, помогающих противодействовать санкциям и развивать нормы Конституции РФ, в редакции от 1 июля 2020 г. Практика реализации государственных программ управления замещением импортных товаров 2015 - 2022 гг. показывает как преимущества, так и недостатки современного управления промышленностью, обусловленные сложностями межведомственной координации. В новой редакции п. 5, п. 6, п. 7 ст. 75 Конституции РФ от 1 июля 2020 г. закреплен принцип бюджетной защиты предпринимательства и граждан компенсационными выплатами, индексацией минимальной зарплаты, пенсий, социальных выплат, соизмеримых с прожиточным минимумом и уровнем инфляции <1>. Авторы исходят из того, что для противодействия санкциям государственному управлению и институтам административного права отводится роль центрального механизма государственно-правовой защиты конституционных прав и законных интересов человека и гражданина.
(Ступаков В.И., Петрова Г.В., Толпекин К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Введение. Целью исследования являются практические предложения по использованию регулирующего потенциала основных институтов административного права, помогающих противодействовать санкциям и развивать нормы Конституции РФ, в редакции от 1 июля 2020 г. Практика реализации государственных программ управления замещением импортных товаров 2015 - 2022 гг. показывает как преимущества, так и недостатки современного управления промышленностью, обусловленные сложностями межведомственной координации. В новой редакции п. 5, п. 6, п. 7 ст. 75 Конституции РФ от 1 июля 2020 г. закреплен принцип бюджетной защиты предпринимательства и граждан компенсационными выплатами, индексацией минимальной зарплаты, пенсий, социальных выплат, соизмеримых с прожиточным минимумом и уровнем инфляции <1>. Авторы исходят из того, что для противодействия санкциям государственному управлению и институтам административного права отводится роль центрального механизма государственно-правовой защиты конституционных прав и законных интересов человека и гражданина.
Статья: К вопросу об ответственности специального субъекта за преступления, предусмотренные статьями 159 - 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество при получении выплат занимает значимую статистическую позицию среди всех видов мошенничества, причем налицо тенденция к ее увеличению: если в 2019 г. доля осужденных за совершение данного вида мошенничества среди других осужденных за мошенничество составляла 9,6%, то в 2020 г. - 12%, в 2021 г. - 15,6% <5>. Особенности предмета мошенничества при получении выплат заключаются в том, что это специфический вид имущества, которое имеющее на то право лицо получает от государства в виде пособий, субсидий, компенсаций и проч. Соответственно, особенность субъекта данного преступления - в придании себе заведомо мнимого статуса нуждающегося в таких выплатах. В доктрине называют варианты совершения лицами мошенничества при получении выплат, указывая на факты предоставления такими гражданами фиктивных документов, содержащих заведомо ложные сведения, дающие право на получение таких выплат, либо несообщения ими о прекращении наличия оснований для получения выплат. Причем характер выплат весьма разнообразен: здесь авторами упоминаются и материнский капитал, и субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, и пенсия по инвалидности, и другое <6>. Судебная практика содержит самые разнообразные примеры на этот счет. Так, приговором Мценского районного суда Орловской области от 17 ноября 2020 г. Л. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Последняя с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты (путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений) обратилась в местное управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей социальной пенсии по случаю потери кормильца.
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество при получении выплат занимает значимую статистическую позицию среди всех видов мошенничества, причем налицо тенденция к ее увеличению: если в 2019 г. доля осужденных за совершение данного вида мошенничества среди других осужденных за мошенничество составляла 9,6%, то в 2020 г. - 12%, в 2021 г. - 15,6% <5>. Особенности предмета мошенничества при получении выплат заключаются в том, что это специфический вид имущества, которое имеющее на то право лицо получает от государства в виде пособий, субсидий, компенсаций и проч. Соответственно, особенность субъекта данного преступления - в придании себе заведомо мнимого статуса нуждающегося в таких выплатах. В доктрине называют варианты совершения лицами мошенничества при получении выплат, указывая на факты предоставления такими гражданами фиктивных документов, содержащих заведомо ложные сведения, дающие право на получение таких выплат, либо несообщения ими о прекращении наличия оснований для получения выплат. Причем характер выплат весьма разнообразен: здесь авторами упоминаются и материнский капитал, и субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, и пенсия по инвалидности, и другое <6>. Судебная практика содержит самые разнообразные примеры на этот счет. Так, приговором Мценского районного суда Орловской области от 17 ноября 2020 г. Л. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Последняя с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты (путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений) обратилась в местное управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Ситуация: Какие меры соцподдержки предусмотрены для граждан пожилого возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях оказания социальных стационарозамещающих услуг к гражданам пожилого возраста относятся лица, которым назначена страховая пенсия по старости (п. 3.1 ГОСТ Р 58962-2020, утв. Приказом Росстандарта от 11.08.2020 N 493-ст).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях оказания социальных стационарозамещающих услуг к гражданам пожилого возраста относятся лица, которым назначена страховая пенсия по старости (п. 3.1 ГОСТ Р 58962-2020, утв. Приказом Росстандарта от 11.08.2020 N 493-ст).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В соответствии с другой позицией <1> отказ работодателя в выплате средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы нетрудоустройства работнику, уволенному по указанным в ст. 318 ТК РФ основаниям и получающему пенсию по старости, является правомерным. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что предусмотренные ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13 августа 2020 г. - ч. 3 ст. 318 ТК РФ) гарантии распространяются на лиц, получающих пенсию по старости, однако большая социальная защищенность пенсионеров требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13 августа 2020 г. - ч. 3 ст. 318 ТК РФ). Доказательств того, что у уволенного лица имеются какие-либо исключительные обстоятельства, суду представлено не было.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В соответствии с другой позицией <1> отказ работодателя в выплате средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы нетрудоустройства работнику, уволенному по указанным в ст. 318 ТК РФ основаниям и получающему пенсию по старости, является правомерным. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что предусмотренные ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13 августа 2020 г. - ч. 3 ст. 318 ТК РФ) гарантии распространяются на лиц, получающих пенсию по старости, однако большая социальная защищенность пенсионеров требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ (с 13 августа 2020 г. - ч. 3 ст. 318 ТК РФ). Доказательств того, что у уволенного лица имеются какие-либо исключительные обстоятельства, суду представлено не было.
Вопрос: Выплачиваются ли пенсионеру при сокращении выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства, в том числе за третий месяц?
(Консультация эксперта, 2025)Однако в судебной практике имеется противоположное мнение. Например, Тверской областной суд в отношении пенсионера по старости занял сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. И следовательно, требуется наличие весомых обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.), которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 13.08.2020). Обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости, нетрудоустройство этим органом, а также выдача им соответствующей справки не являются такими обстоятельствами (Апелляционное определение Тверского областного суда от 24.12.2013 по делу N 33-4635).
(Консультация эксперта, 2025)Однако в судебной практике имеется противоположное мнение. Например, Тверской областной суд в отношении пенсионера по старости занял сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. И следовательно, требуется наличие весомых обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.), которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 13.08.2020). Обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости, нетрудоустройство этим органом, а также выдача им соответствующей справки не являются такими обстоятельствами (Апелляционное определение Тверского областного суда от 24.12.2013 по делу N 33-4635).
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Процесс конституционализации терминов, применяемых в сфере социальной защиты, продолжился в 2020 г., когда в числе прочих конституционных поправок увидели свет положения, конкретизирующие отдельные параметры системы социальной защиты, включая перечень ее основных форм (таких как обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка граждан), принципы организации пенсионного обеспечения, гарантии антиинфляционной защиты пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ в редакции, вступившей в силу 4 июля 2020 г.).
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Процесс конституционализации терминов, применяемых в сфере социальной защиты, продолжился в 2020 г., когда в числе прочих конституционных поправок увидели свет положения, конкретизирующие отдельные параметры системы социальной защиты, включая перечень ее основных форм (таких как обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка граждан), принципы организации пенсионного обеспечения, гарантии антиинфляционной защиты пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ в редакции, вступившей в силу 4 июля 2020 г.).
Статья: Организационно-правовая форма юридического лица - работодателя как критерий дифференциации условий досрочного пенсионного обеспечения работников
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)<9> Габай П.Г., Карапетян Р.Ю. Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников и специальная оценка условий труда // Социальное и пенсионное право. 2020. N 4. С. 30.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)<9> Габай П.Г., Карапетян Р.Ю. Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников и специальная оценка условий труда // Социальное и пенсионное право. 2020. N 4. С. 30.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Справка. Только в 2020 г. получали социальные доплаты к пенсии 6 млн 350 тыс. 293 пенсионера, то есть одна седьмая часть от всех пенсионеров.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Справка. Только в 2020 г. получали социальные доплаты к пенсии 6 млн 350 тыс. 293 пенсионера, то есть одна седьмая часть от всех пенсионеров.