Социальная функция государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная функция государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальные функции государства: новые векторы развития
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)"Журнал российского права", 2020, N 12
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)"Журнал российского права", 2020, N 12
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2007 N 487
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.08.2007 N 9941)Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 августа 2007 г. N 9941
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.08.2007 N 9941)Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 августа 2007 г. N 9941
Статья: Регулирующая функция налогов как механизм развития демографической политики
(Куркина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)<5> Бит-Шабо И.В. Институт налоговых расходов бюджета в системе реализации социальных функций государства // Финансовое право. 2021. N 8. С. 11 - 14.
(Куркина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)<5> Бит-Шабо И.В. Институт налоговых расходов бюджета в системе реализации социальных функций государства // Финансовое право. 2021. N 8. С. 11 - 14.
Статья: Медицинская помощь в аксио-телеологической интерпретации (по материалам практики конституционного правосудия)
(Вилова Т.В., Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Медицинское вмешательство профилактического, диагностического, лечебного и реабилитационного свойства является следствием указанных гарантий, поскольку это, с одной стороны, обеспечивает публично-правовое участие в исполнении социальной функции государства (от формально-юридического гарантирования до контрольно-надзорного реагирования и применения мер юридической ответственности), а с другой стороны, позволяет минимизировать риски произвольности, необъективности и коррупциогенности в медицинской сфере. Несоблюдение таких гарантий является поводом для судебной защиты частных интересов в рамках правосудия.
(Вилова Т.В., Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Медицинское вмешательство профилактического, диагностического, лечебного и реабилитационного свойства является следствием указанных гарантий, поскольку это, с одной стороны, обеспечивает публично-правовое участие в исполнении социальной функции государства (от формально-юридического гарантирования до контрольно-надзорного реагирования и применения мер юридической ответственности), а с другой стороны, позволяет минимизировать риски произвольности, необъективности и коррупциогенности в медицинской сфере. Несоблюдение таких гарантий является поводом для судебной защиты частных интересов в рамках правосудия.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В процессе несостоятельности (банкротства) социальная функция государства выражается в том, что оно должно, с одной стороны, предоставить возможность кредиторам удовлетворить их требования в установленном законом порядке, а с другой стороны, обеспечить благополучие граждан. В дореволюционном праве реализация данной функции в сфере банкротства виделась в обеспечении "возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами в ситуации, когда имущество должника внушает основательные опасения в его недостаточности для удовлетворения всех требований, как предъявленных, так и ожидаемых" <61>. Наличие у государства социальных функций предопределяет необходимость включения в законодательство норм, предусматривающих социальную реабилитацию работников должника, особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников (к примеру, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т.д.) <62>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В процессе несостоятельности (банкротства) социальная функция государства выражается в том, что оно должно, с одной стороны, предоставить возможность кредиторам удовлетворить их требования в установленном законом порядке, а с другой стороны, обеспечить благополучие граждан. В дореволюционном праве реализация данной функции в сфере банкротства виделась в обеспечении "возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами в ситуации, когда имущество должника внушает основательные опасения в его недостаточности для удовлетворения всех требований, как предъявленных, так и ожидаемых" <61>. Наличие у государства социальных функций предопределяет необходимость включения в законодательство норм, предусматривающих социальную реабилитацию работников должника, особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников (к примеру, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т.д.) <62>.
Статья: Исполнительная надпись нотариуса как способ защиты прав граждан
(Летова Н.В.)
("Нотариус", 2025, N 1)<5> См.: Бегичев А.В. Сущность правозащитной деятельности нотариата в системе социальной функции государства // Нотариус. 2015. N 5. С. 27; Корсик К.А. Исполнительная надпись нотариуса как способ разрешения юридических конфликтов // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 11. С. 175 и др.
(Летова Н.В.)
("Нотариус", 2025, N 1)<5> См.: Бегичев А.В. Сущность правозащитной деятельности нотариата в системе социальной функции государства // Нотариус. 2015. N 5. С. 27; Корсик К.А. Исполнительная надпись нотариуса как способ разрешения юридических конфликтов // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 11. С. 175 и др.
Статья: Иммунитет денежных средств, полученных от реализации исключенного из конкурсной массы имущества
(Найдич И.Ю.)
("Современное право", 2025, N 7)Исходя из перечисленных признаков правоотношения в области исполнительного производства можно считать публично-правовыми. Установление определенных исключений в отношении конкретного имущества производится в силу прямого волеизъявления законодателя в целях защиты конституционных прав личности и обеспечения социальной политики государства. Установленные основным методом публичного права императивные нормы в отношении имущества, на которое распространяется исполнительский иммунитет, не могут толковаться расширительно. Судебный пристав-исполнитель как участник данных правоотношений не может по аналогии права распространять иммунитет на иное имущество, не поименованное в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Однако действующее правовое регулирование не должно связывать правовую науку при поиске оптимального способа воздействия на правовые отношения, в данном случае обеспечивающего выполнение социальной функции государства. Как указывает Ю.А. Тихомиров, "не абсолютизация правового фактора в жизни общества, а целенаправленное формирование и использование правовых регуляторов способствуют эффективному правовому воздействию на общественные и иные процессы" [5, с. 6].
(Найдич И.Ю.)
("Современное право", 2025, N 7)Исходя из перечисленных признаков правоотношения в области исполнительного производства можно считать публично-правовыми. Установление определенных исключений в отношении конкретного имущества производится в силу прямого волеизъявления законодателя в целях защиты конституционных прав личности и обеспечения социальной политики государства. Установленные основным методом публичного права императивные нормы в отношении имущества, на которое распространяется исполнительский иммунитет, не могут толковаться расширительно. Судебный пристав-исполнитель как участник данных правоотношений не может по аналогии права распространять иммунитет на иное имущество, не поименованное в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Однако действующее правовое регулирование не должно связывать правовую науку при поиске оптимального способа воздействия на правовые отношения, в данном случае обеспечивающего выполнение социальной функции государства. Как указывает Ю.А. Тихомиров, "не абсолютизация правового фактора в жизни общества, а целенаправленное формирование и использование правовых регуляторов способствуют эффективному правовому воздействию на общественные и иные процессы" [5, с. 6].
Статья: Конституционная идея социального партнерства в контексте трехсекторной социетальной модели общества и концепции совместного управления
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Социальная справедливость в разных постиндустриальных обществах построена на разных социокультурных парадигмах. Либеральная парадигма социальной справедливости в западных обществах предполагает равенство возможностей, в незападных обществах социальная справедливость больше понимается как равенство при распределении государством социальных благ. Для устойчивого развития России неприемлемы оба этих подхода в чистом виде. Следует согласиться с тем, что в современных условиях важное значение приобретает интегративная модель социальной справедливости <21>, при которой, с одной стороны, у государства есть достаточный потенциал для осуществления дистрибутивной функции, а с другой стороны, социальная функция государства обеспечивается также его горизонтальными связями с гражданскими институтами.
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Социальная справедливость в разных постиндустриальных обществах построена на разных социокультурных парадигмах. Либеральная парадигма социальной справедливости в западных обществах предполагает равенство возможностей, в незападных обществах социальная справедливость больше понимается как равенство при распределении государством социальных благ. Для устойчивого развития России неприемлемы оба этих подхода в чистом виде. Следует согласиться с тем, что в современных условиях важное значение приобретает интегративная модель социальной справедливости <21>, при которой, с одной стороны, у государства есть достаточный потенциал для осуществления дистрибутивной функции, а с другой стороны, социальная функция государства обеспечивается также его горизонтальными связями с гражданскими институтами.
Статья: Проблемы исполнения судебных актов в национальном правопорядке (в контексте развития концепции судебного права)
(Завриев С.С., Белякова А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)9. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г. Влияние цифровых технологий на реализацию социальных функций государства в контексте обеспечения права на исполнение судебного решения // Российский судья. 2020. N 3. С. 16 - 20.
(Завриев С.С., Белякова А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)9. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г. Влияние цифровых технологий на реализацию социальных функций государства в контексте обеспечения права на исполнение судебного решения // Российский судья. 2020. N 3. С. 16 - 20.
Статья: Предупреждение рецидивной преступности: состояние проблемы
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)<3> Воронков К.И. Институт ресоциализации в структуре социальной функции государства (историко-теоретический и сравнительно-правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2021; Ромашов Р.А. Пенитенциарная социализация и постпенитенциарная ресоциализация лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Юридическая наука: история и современность. 2018. N 7. С. 181 - 194; Брылева Е.А. Трудовая деятельность в воспитательных колониях России как важнейшее направление ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Юридическая наука: история и современность. 2017. N 3. С. 126 - 132; Абатуров А.И., Брылева Е.А., Сальников В.П. Ресоциализация и постпенитенциарный контроль осужденных-мигрантов как один из аспектов миграционной безопасности России // Миграционное право. 2019. N 3. С. 34 - 38; Сальников В.П., Захарцев С.И., Воронков К.И. Компрехендная концепция субъектного состава ресоциализационных отношений // Мониторинг правоприменения. 2022. N 1. С. 29 - 38.
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)<3> Воронков К.И. Институт ресоциализации в структуре социальной функции государства (историко-теоретический и сравнительно-правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2021; Ромашов Р.А. Пенитенциарная социализация и постпенитенциарная ресоциализация лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Юридическая наука: история и современность. 2018. N 7. С. 181 - 194; Брылева Е.А. Трудовая деятельность в воспитательных колониях России как важнейшее направление ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Юридическая наука: история и современность. 2017. N 3. С. 126 - 132; Абатуров А.И., Брылева Е.А., Сальников В.П. Ресоциализация и постпенитенциарный контроль осужденных-мигрантов как один из аспектов миграционной безопасности России // Миграционное право. 2019. N 3. С. 34 - 38; Сальников В.П., Захарцев С.И., Воронков К.И. Компрехендная концепция субъектного состава ресоциализационных отношений // Мониторинг правоприменения. 2022. N 1. С. 29 - 38.
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Оценивая все вышеизложенное, возможно сделать вывод о том, что плата за землеустройство выполняла не только экономическую, но и социальную функцию государства.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Оценивая все вышеизложенное, возможно сделать вывод о том, что плата за землеустройство выполняла не только экономическую, но и социальную функцию государства.
Статья: Постоянный посторонний уход: правовые вызовы
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<5> Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. N 12. С. 89 - 102. DOI: 10.12737/jrl.2020.150.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<5> Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. N 12. С. 89 - 102. DOI: 10.12737/jrl.2020.150.