Собираемость налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Собираемость налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование законодательства в сфере трудовой деятельности иностранных граждан как способ легализации их доходов, подлежащих налогообложению
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Необходимо также продумать качественное взаимодействие между органами контроля правонарушений и преступлений в миграционной сфере и налоговыми органами для возмещения не уплаченных иностранцами налогов, внедрить обязательные электронные системы постановки на учет и уплаты налогов для иностранцев, что значительно повысит уровень собираемости налогов. Неуплата налогов является одной из наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются государства по всему миру. Это негативно сказывается на финансовых ресурсах государства, ограничивая возможности для финансирования социальных программ, инфраструктурных проектов и других необходимых инициатив. В условиях экономической нестабильности и кризисов проблема неуплаты налогов становится особенно актуальной. Разностороннее продумывание, изменение и усиление миграционной политики - это основа единства нации и гарантия финансовой стабильности государства.
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Необходимо также продумать качественное взаимодействие между органами контроля правонарушений и преступлений в миграционной сфере и налоговыми органами для возмещения не уплаченных иностранцами налогов, внедрить обязательные электронные системы постановки на учет и уплаты налогов для иностранцев, что значительно повысит уровень собираемости налогов. Неуплата налогов является одной из наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются государства по всему миру. Это негативно сказывается на финансовых ресурсах государства, ограничивая возможности для финансирования социальных программ, инфраструктурных проектов и других необходимых инициатив. В условиях экономической нестабильности и кризисов проблема неуплаты налогов становится особенно актуальной. Разностороннее продумывание, изменение и усиление миграционной политики - это основа единства нации и гарантия финансовой стабильности государства.
Статья: Особенности исчисления НДС для некоммерческих организаций на упрощенной системе налогообложения
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)Налоговые поступления в РФ стабильно росли в период с 2017 по 2024 г., увеличившись с 17,3 трлн руб. до 43,5 трлн руб. - почти в 2,5 раза всего за восемь лет (рис. 7). Причиной такого развития событий стали многочисленные факторы, такие как: улучшение налогового администрирования, расширение налоговой базы, инфляционные процессы и изменения в законодательстве, направленные на повышение собираемости налогов [1].
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)Налоговые поступления в РФ стабильно росли в период с 2017 по 2024 г., увеличившись с 17,3 трлн руб. до 43,5 трлн руб. - почти в 2,5 раза всего за восемь лет (рис. 7). Причиной такого развития событий стали многочисленные факторы, такие как: улучшение налогового администрирования, расширение налоговой базы, инфляционные процессы и изменения в законодательстве, направленные на повышение собираемости налогов [1].
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 N 811
(ред. от 21.11.2025)
"Об утверждении Правил маркировки пищевой продукции для питания спортсменов средствами идентификации, особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении пищевой продукции для питания спортсменов, и о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации пищевой продукции для питания спортсменов"б) апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации пищевой продукции для питания спортсменов для обеспечения противодействия незаконным ввозу, производству и обороту указанной продукции, в том числе контрафактной, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;
(ред. от 21.11.2025)
"Об утверждении Правил маркировки пищевой продукции для питания спортсменов средствами идентификации, особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении пищевой продукции для питания спортсменов, и о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации пищевой продукции для питания спортсменов"б) апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации пищевой продукции для питания спортсменов для обеспечения противодействия незаконным ввозу, производству и обороту указанной продукции, в том числе контрафактной, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;
Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 N 1823
"О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации мясных изделий, включая изделия колбасные и аналогичную пищевую продукцию из мяса, субпродуктов или крови животных, из мяса и субпродуктов птицы, упакованных в потребительскую упаковку, а также эксперимента по маркировке средствами идентификации полуфабрикатов и замороженной пищевой продукции, упакованных в потребительскую упаковку"
(вместе с "Положением о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации мясных изделий, включая изделия колбасные и аналогичную пищевую продукцию из мяса, субпродуктов или крови животных, из мяса и субпродуктов птицы, упакованных в потребительскую упаковку, а также эксперимента по маркировке средствами идентификации полуфабрикатов и замороженной пищевой продукции, упакованных в потребительскую упаковку")б) апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации товаров для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту товаров, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;
"О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации мясных изделий, включая изделия колбасные и аналогичную пищевую продукцию из мяса, субпродуктов или крови животных, из мяса и субпродуктов птицы, упакованных в потребительскую упаковку, а также эксперимента по маркировке средствами идентификации полуфабрикатов и замороженной пищевой продукции, упакованных в потребительскую упаковку"
(вместе с "Положением о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации мясных изделий, включая изделия колбасные и аналогичную пищевую продукцию из мяса, субпродуктов или крови животных, из мяса и субпродуктов птицы, упакованных в потребительскую упаковку, а также эксперимента по маркировке средствами идентификации полуфабрикатов и замороженной пищевой продукции, упакованных в потребительскую упаковку")б) апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации товаров для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту товаров, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;
Интервью: Задача соседского права - заставить считаться с интересами соседей и до разумных пределов переносить неудобства, которые причиняет соседство
("Закон", 2024, N 10)- Думаю, что одна из целей принятия такого Закона - политико-правовая и экономическая. Это необходимо для повышения собираемости налогов, а также для контроля над использованием недвижимости в целях соблюдения требований пожарной безопасности, миграционного, земельного законодательства и т.д. Можно сказать, что в этом отношении государство использует метод пряника и кнута. Вначале была дачная амнистия, когда предлагалось добровольно зарегистрировать права, теперь требуют сделать это под угрозой применения ответственности и принудительной регистрации. Но этот подход может на практике вызвать и сложности, которых нужно избежать при дальнейшем рассмотрении законопроекта. Например, как поступать с вспомогательными сооружениями на участке (бани, сараи)? Не получится ли, что требование зарегистрировать права на такие объекты сделает непосильным бремя их налогового содержания для граждан? Например, сейчас по НК пенсионер может освободить от налогообложения только один объект каждого вида недвижимости. Не вызовет ли это волну судебных споров о том, являются ли такие объекты недвижимостью? Надо заранее подумать о том, как упростить процедуру разрешения таких споров, если они будут возникать, чтобы не доводить их до суда. Даже в советской России было понятие "домовладение", и в похозяйственной книге все, что на участке, записывалось как один объект. Пока непонятно, какова будет санкция за бездействие собственника, который построил здание и не зарегистрировал его. Насколько она должна быть строга, чтобы могла бы стать стимулом для оформления права на недвижимое имущество? В общем, законодателю надо быть внимательным при подготовке этого Закона.
("Закон", 2024, N 10)- Думаю, что одна из целей принятия такого Закона - политико-правовая и экономическая. Это необходимо для повышения собираемости налогов, а также для контроля над использованием недвижимости в целях соблюдения требований пожарной безопасности, миграционного, земельного законодательства и т.д. Можно сказать, что в этом отношении государство использует метод пряника и кнута. Вначале была дачная амнистия, когда предлагалось добровольно зарегистрировать права, теперь требуют сделать это под угрозой применения ответственности и принудительной регистрации. Но этот подход может на практике вызвать и сложности, которых нужно избежать при дальнейшем рассмотрении законопроекта. Например, как поступать с вспомогательными сооружениями на участке (бани, сараи)? Не получится ли, что требование зарегистрировать права на такие объекты сделает непосильным бремя их налогового содержания для граждан? Например, сейчас по НК пенсионер может освободить от налогообложения только один объект каждого вида недвижимости. Не вызовет ли это волну судебных споров о том, являются ли такие объекты недвижимостью? Надо заранее подумать о том, как упростить процедуру разрешения таких споров, если они будут возникать, чтобы не доводить их до суда. Даже в советской России было понятие "домовладение", и в похозяйственной книге все, что на участке, записывалось как один объект. Пока непонятно, какова будет санкция за бездействие собственника, который построил здание и не зарегистрировал его. Насколько она должна быть строга, чтобы могла бы стать стимулом для оформления права на недвижимое имущество? В общем, законодателю надо быть внимательным при подготовке этого Закона.
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Все действия ФНС России направлены на повышение собираемости налогов, и именно ради этого была заведена практика вызывать налогоплательщика в налоговую инспекцию "на разговор". В настоящее время вызов на комиссию по легализации налоговой базы воспринимается налогоплательщиками как скрытая форма налоговой проверки. Это означает, что снижение количества выездных налоговых проверок, о котором рапортует ФНС России, все же фактически не произошло.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Все действия ФНС России направлены на повышение собираемости налогов, и именно ради этого была заведена практика вызывать налогоплательщика в налоговую инспекцию "на разговор". В настоящее время вызов на комиссию по легализации налоговой базы воспринимается налогоплательщиками как скрытая форма налоговой проверки. Это означает, что снижение количества выездных налоговых проверок, о котором рапортует ФНС России, все же фактически не произошло.
Статья: Показатели бюджета, основные налоги и налоговый контроль во Франции
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Франция как член Европейского союза - государство с ярко выраженной социально направленной политикой, что соответствует современному наднациональному тренду. Принцип Французской Республики - правление народа, народом и для народа. Во времена глобальной нестабильности в целях проведения эффективной социальной политики государству необходимы стабильные финансовые потоки и высокая собираемость налогов. Государственный бюджет Франции стоит считать основным звеном финансовой системы, так как на его долю приходится 50% всех финансовых ресурсов государства [1]. Бюджет в основном пополняется за счет налогов, они составляют около 90% доходной части бюджета Франции <1>. Контролирует исполнение бюджетного процесса Счетная палата Франции.
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Франция как член Европейского союза - государство с ярко выраженной социально направленной политикой, что соответствует современному наднациональному тренду. Принцип Французской Республики - правление народа, народом и для народа. Во времена глобальной нестабильности в целях проведения эффективной социальной политики государству необходимы стабильные финансовые потоки и высокая собираемость налогов. Государственный бюджет Франции стоит считать основным звеном финансовой системы, так как на его долю приходится 50% всех финансовых ресурсов государства [1]. Бюджет в основном пополняется за счет налогов, они составляют около 90% доходной части бюджета Франции <1>. Контролирует исполнение бюджетного процесса Счетная палата Франции.
Статья: Дробление предмета налогообложения как форма уклонения от прогрессивного налогообложения
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Ставить рост поступлений от НДФЛ в прямую зависимость от перехода на развернутую шкалу прогрессивной налоговой ставки представляется не вполне верным, поскольку такой рост наблюдался уже в 2024 г. в силу объективных экономических причин, а не за счет номинально прогрессивного налогообложения <5>. Более того, после введения в 2001 г. в действие НДФЛ с пропорциональной налоговой ставкой также наблюдался существенный рост собираемости налога, который связывали именно с переходом на пропорциональное подоходное налогообложение, игнорируя общий экономический рост экономики.
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Ставить рост поступлений от НДФЛ в прямую зависимость от перехода на развернутую шкалу прогрессивной налоговой ставки представляется не вполне верным, поскольку такой рост наблюдался уже в 2024 г. в силу объективных экономических причин, а не за счет номинально прогрессивного налогообложения <5>. Более того, после введения в 2001 г. в действие НДФЛ с пропорциональной налоговой ставкой также наблюдался существенный рост собираемости налога, который связывали именно с переходом на пропорциональное подоходное налогообложение, игнорируя общий экономический рост экономики.
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)3) вести борьбу с уклонением от уплаты налогов. Правильное определение кадастровой стоимости помогает бороться с уклонением от уплаты налогов. Если кадастровая стоимость недвижимости определена неверно, то это может способствовать уклонению от уплаты налогов. Если владельцы имущества уверены, что их налоговые платежи основаны на объективных и надежных данных, то собираемость налогов повышается.
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)3) вести борьбу с уклонением от уплаты налогов. Правильное определение кадастровой стоимости помогает бороться с уклонением от уплаты налогов. Если кадастровая стоимость недвижимости определена неверно, то это может способствовать уклонению от уплаты налогов. Если владельцы имущества уверены, что их налоговые платежи основаны на объективных и надежных данных, то собираемость налогов повышается.
Статья: Реформирование института налоговой обязанности в условиях цифровизации: новые подходы и характер правового регулирования (часть 1)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 10)В частности, придание налоговым органам роли активного участника исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности делает функцию осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и СВ второстепенной. "В настоящее время функции налоговых органов сводятся не только к контролю. Создается благоприятная атмосфера исполнения налоговых обязательств, что повышает собираемость налогов... Функциональные обязанности ФНС России стали намного шире и объемней... Это не только контролирующий орган власти, но и сервисная служба, обеспечивающая высокий уровень предоставляемых государственных услуг по организации бизнеса и уплате налогов...: официальный сайт ФНС России представляет собой мощный информационный ресурс, на котором размещены 66 электронных сервисов... Достижение такого высокого уровня стало возможным вследствие внедрения и развития бесконтактных сервисов и программ, информационных ресурсов, позволяющих систематизировать огромные потоки данных" [7].
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 10)В частности, придание налоговым органам роли активного участника исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности делает функцию осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и СВ второстепенной. "В настоящее время функции налоговых органов сводятся не только к контролю. Создается благоприятная атмосфера исполнения налоговых обязательств, что повышает собираемость налогов... Функциональные обязанности ФНС России стали намного шире и объемней... Это не только контролирующий орган власти, но и сервисная служба, обеспечивающая высокий уровень предоставляемых государственных услуг по организации бизнеса и уплате налогов...: официальный сайт ФНС России представляет собой мощный информационный ресурс, на котором размещены 66 электронных сервисов... Достижение такого высокого уровня стало возможным вследствие внедрения и развития бесконтактных сервисов и программ, информационных ресурсов, позволяющих систематизировать огромные потоки данных" [7].
Статья: Государственное администрирование труда: экономическая необходимость и целесообразность
(Марков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Так, законодательно введен ряд требований к заработной плате, которые тесно связаны с экономическим целеполаганием: выплата должна производиться в денежной форме; доля "неденежного" вознаграждения не может превышать 20%; установлен запрет на выплату долговыми расписками, купонами и т.д.; зафиксирована периодичность выплат; ограничен размеров удержаний из заработной платы (ст. 131, 133, 136, 138 ТК РФ) и т.д. Все эти меры направлены на обеспечение непрерывного циркулирования денег в экономике и минимизации в экономической жизни бартера <5>, который мгновенно разрушает производственные цепочки, "упрощая" экономику, значительно понижает собираемость налогов (вместе с ней наполняемость бюджетов), что влечет за собой целый набор негативных социальных и экономических последствий, отражающихся на жизни каждого гражданина в частности, общества в целом и государства как такового. Бесконтрольное сокращение денежной массы, равно как и отсутствие движения денег в экономике, влекут разрушение производственных и логистических цепочек, т.е. делают экономику примитивной, что исключает возможность производить сложные (в том числе технологичные) товары, а соответственно, и удовлетворять даже базовые потребности людей в современном обществе.
(Марков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Так, законодательно введен ряд требований к заработной плате, которые тесно связаны с экономическим целеполаганием: выплата должна производиться в денежной форме; доля "неденежного" вознаграждения не может превышать 20%; установлен запрет на выплату долговыми расписками, купонами и т.д.; зафиксирована периодичность выплат; ограничен размеров удержаний из заработной платы (ст. 131, 133, 136, 138 ТК РФ) и т.д. Все эти меры направлены на обеспечение непрерывного циркулирования денег в экономике и минимизации в экономической жизни бартера <5>, который мгновенно разрушает производственные цепочки, "упрощая" экономику, значительно понижает собираемость налогов (вместе с ней наполняемость бюджетов), что влечет за собой целый набор негативных социальных и экономических последствий, отражающихся на жизни каждого гражданина в частности, общества в целом и государства как такового. Бесконтрольное сокращение денежной массы, равно как и отсутствие движения денег в экономике, влекут разрушение производственных и логистических цепочек, т.е. делают экономику примитивной, что исключает возможность производить сложные (в том числе технологичные) товары, а соответственно, и удовлетворять даже базовые потребности людей в современном обществе.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Когда речь заходит о налогообложении, в первую очередь на ум приходят налоги и те суммы, которые необходимо отдавать государству. И хотя они играют очень важную роль в том, чтобы делать экономику стабильной, позволяя государству предоставлять общественные блага, а населению - пользоваться ими, регулирование фискальной нагрузки было бы не столь эффективным, если бы государство не уделяло внимания нагрузке административной. В самом общем виде под административной нагрузкой в сфере налогообложения понимается объем требований, которые должен выполнить налогоплательщик, чтобы, с одной стороны, уплатить налоги и отчитаться по ним, а с другой стороны, обеспечить налоговым органам условия для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты. На выполнение требований уходят ресурсы налогоплательщика (трудовые, временные и финансовые), и чем меньше их надо затратить, тем легче проходит процесс выполнения налоговых обязательств, а значит, меньше мотивов для уклонения от налогообложения, лучше платежная дисциплина и, как итог, выше собираемость налогов, от которой зависит стабильность бюджетной системы. Поэтому в своей деятельности государство уделяет значительное внимание тому, чтобы последовательно оптимизировать налоговое администрирование, а именно: сокращать объем налоговой отчетности, делать налоговый контроль менее обременительным для бизнеса (в том числе бесконтактным), сосредоточивать его в тех областях экономики, где риски неуплаты наиболее высоки, заменять рутинные процедуры электронными сервисами, автоматизировать обработку информации и т.д. Основная задача оптимизации состоит в том, чтобы налоговое администрирование становилось менее затратным, но более эффективным. Поскольку данная цель достигается при условии перехода на качественно другой уровень взаимодействия бизнеса с государством, в России проводится курс на цифровую трансформацию налогового администрирования. Наиболее крупной реализованной инициативой в этом направлении стал налоговый мониторинг, который действует в России с 1 января 2015 года <1> и является альтернативной формой налогового контроля, строящейся на приоритете предупреждения налоговых правонарушений (вместо наказания за их совершение) и призванной заметно повысить уровень доверия бизнеса к государству за счет выстраивания горизонтальных отношений с налогоплательщиком. Основу последних определяет идея сотрудничества, в котором налогоплательщик воспринимается скорее как партнер, нежели как подконтрольное лицо.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Когда речь заходит о налогообложении, в первую очередь на ум приходят налоги и те суммы, которые необходимо отдавать государству. И хотя они играют очень важную роль в том, чтобы делать экономику стабильной, позволяя государству предоставлять общественные блага, а населению - пользоваться ими, регулирование фискальной нагрузки было бы не столь эффективным, если бы государство не уделяло внимания нагрузке административной. В самом общем виде под административной нагрузкой в сфере налогообложения понимается объем требований, которые должен выполнить налогоплательщик, чтобы, с одной стороны, уплатить налоги и отчитаться по ним, а с другой стороны, обеспечить налоговым органам условия для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты. На выполнение требований уходят ресурсы налогоплательщика (трудовые, временные и финансовые), и чем меньше их надо затратить, тем легче проходит процесс выполнения налоговых обязательств, а значит, меньше мотивов для уклонения от налогообложения, лучше платежная дисциплина и, как итог, выше собираемость налогов, от которой зависит стабильность бюджетной системы. Поэтому в своей деятельности государство уделяет значительное внимание тому, чтобы последовательно оптимизировать налоговое администрирование, а именно: сокращать объем налоговой отчетности, делать налоговый контроль менее обременительным для бизнеса (в том числе бесконтактным), сосредоточивать его в тех областях экономики, где риски неуплаты наиболее высоки, заменять рутинные процедуры электронными сервисами, автоматизировать обработку информации и т.д. Основная задача оптимизации состоит в том, чтобы налоговое администрирование становилось менее затратным, но более эффективным. Поскольку данная цель достигается при условии перехода на качественно другой уровень взаимодействия бизнеса с государством, в России проводится курс на цифровую трансформацию налогового администрирования. Наиболее крупной реализованной инициативой в этом направлении стал налоговый мониторинг, который действует в России с 1 января 2015 года <1> и является альтернативной формой налогового контроля, строящейся на приоритете предупреждения налоговых правонарушений (вместо наказания за их совершение) и призванной заметно повысить уровень доверия бизнеса к государству за счет выстраивания горизонтальных отношений с налогоплательщиком. Основу последних определяет идея сотрудничества, в котором налогоплательщик воспринимается скорее как партнер, нежели как подконтрольное лицо.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Уплата налога традиционно сопряжена со значительными временными и организационными затратами как для налогоплательщика, так и для налоговых органов, поскольку, например, для организации и некоторых предпринимателей включает необходимость расчета суммы налога к уплате, заполнение различных документов финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, совершение иных установленных налоговым законодательством действий. Очевидными дефектами такой модели отношений являются значительные риски ошибок, дополнительные расходы на юридические услуги, возможные длительные судебные разбирательства. Не вызывает сомнений, что государство заинтересовано в снижении подобных издержек, в связи с чем появился столь выраженный тренд на облегчение процесса уплаты налогов, его преобразование в более удобный, быстрый, бесконтактный и менее затратный формат, что одновременно будет обеспечивать собираемость налогов в условиях экономии ресурсов налоговых органов, предполагающей отказ от низкоэффективных камеральных проверок, приближение срока выявления недоимки к дате уплаты налога, а также снижение различных издержек на обеспечение исполнения налоговой обязанности в отношении всех участников соответствующих процедур.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Уплата налога традиционно сопряжена со значительными временными и организационными затратами как для налогоплательщика, так и для налоговых органов, поскольку, например, для организации и некоторых предпринимателей включает необходимость расчета суммы налога к уплате, заполнение различных документов финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, совершение иных установленных налоговым законодательством действий. Очевидными дефектами такой модели отношений являются значительные риски ошибок, дополнительные расходы на юридические услуги, возможные длительные судебные разбирательства. Не вызывает сомнений, что государство заинтересовано в снижении подобных издержек, в связи с чем появился столь выраженный тренд на облегчение процесса уплаты налогов, его преобразование в более удобный, быстрый, бесконтактный и менее затратный формат, что одновременно будет обеспечивать собираемость налогов в условиях экономии ресурсов налоговых органов, предполагающей отказ от низкоэффективных камеральных проверок, приближение срока выявления недоимки к дате уплаты налога, а также снижение различных издержек на обеспечение исполнения налоговой обязанности в отношении всех участников соответствующих процедур.
Статья: Правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках в системе национальных ценовых индикаторов: вопросы теории и практики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Какие еще возможности есть у государства, чтобы получить необходимую информацию о сделках и о ценах? Например, Даниил Егоров, глава ФНС России, докладывая Президенту РФ о промежуточных итогах сбора налогов в 2024 г., заявил, что "у нас упрощенная автоматизированная налоговая система со следующего года открывается как возможность для всех регионов. Что это значит? Это такая система, где теперь не налогоплательщики заполняют декларации, а мы заполняем за них декларации. Мы собираем все данные банковской системы, все онлайн-данные кассовых машин, обрабатываем их и предоставляем налогоплательщикам, по сути, предзаполненную декларацию. Они нас могут поправить или согласиться с нашими данными" <40>. С этим он связывает рост собираемости налогов и снижение в два раза числа должников по налогам.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Какие еще возможности есть у государства, чтобы получить необходимую информацию о сделках и о ценах? Например, Даниил Егоров, глава ФНС России, докладывая Президенту РФ о промежуточных итогах сбора налогов в 2024 г., заявил, что "у нас упрощенная автоматизированная налоговая система со следующего года открывается как возможность для всех регионов. Что это значит? Это такая система, где теперь не налогоплательщики заполняют декларации, а мы заполняем за них декларации. Мы собираем все данные банковской системы, все онлайн-данные кассовых машин, обрабатываем их и предоставляем налогоплательщикам, по сути, предзаполненную декларацию. Они нас могут поправить или согласиться с нашими данными" <40>. С этим он связывает рост собираемости налогов и снижение в два раза числа должников по налогам.