Снятие опеки по заявлению родителя

Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие опеки по заявлению родителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Институт отобрания ребенка у родителей: недостатки правового регулирования и пути разрешения проблем
(Швабауэр А.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 10)
Отобрание ребенка - это временное прекращение права родителей на личное воспитание ребенка. Орган опеки (полиции), подавая заявление в суд, оспаривает указанное право родителей. Вместе с тем особое производство предполагает отсутствие спора о праве и двух спорящих сторон (ч. 3 ст. 263 ГПК). Это означает, что дело об отобрании ребенка принципиально не может рассматриваться в порядке особого производства.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)
Вместе с тем обнаружился важный аспект применения ст. 77 СК РФ - Верховный Суд РФ указал на последствия административного отобрания: принятие соответствующего акта "влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей)" (п. 31), фактически дополняя этой установкой СК РФ. Тем самым применение административной процедуры лишает титульных воспитателей важнейшей составляющей их права на воспитание ребенка - возможности личного общения с ребенком, что, на наш взгляд, прямо противоречит ст. 9 Конвенции о правах ребенка, требующей, как общее правило, сохранения регулярного межличностного общения ребенка и родителя даже при их судебном разлучении. Очевидно, что при таком варианте развития событий, на практике нередко отягощенном различными необоснованными бюрократическими заморочками, период отсутствия личных контактов психологически, да и физически, крайне отрицательно сказывается прежде всего на самом ребенке, привязанном к своим родителям, какими плохими они бы ни казались работникам органа опеки или какими плохими бы они ни оказались, особенно в ситуации необоснованных отобраний. Лишение родителя и ребенка важнейшего права межличностного общения вследствие административного отобрания прямо не предусмотрено ст. 77 СК РФ и не закреплено среди полномочий органа опеки.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"
31. Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
Приказ Росстата от 17.12.2021 N 928
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В строке 02 показываются данные о численности детей, в отношении которых была прекращена та или иная форма семейного устройства в связи с передачей их на другую форму семейного устройства (например, дети, в отношении которых прекращена безвозмездная опека в связи с передачей их под опеку по договору о приемной или патронатной семье; дети, в отношении которых прекращена опека (попечительство) в связи с передачей на усыновление, и так далее. В том числе следует показывать численность детей, в отношении которых первоначально была назначена опека по заявлению родителей (добровольно переданные под опеку), а в дальнейшем было установлено, что родители не принимают участие в воспитании и содержании ребенка). Дети, в отношении которых была прекращена та или иная форма семейного устройства по основаниям, перечисленным в строках 17 - 22, 37, 38 (например, дети, которые затем были устроены под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в строке 02 не показываются, они отражаются в строке 16.