Снт отходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Снт отходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2025 N 33-12800/2025 (УИД 78RS0023-01-2024-000171-37)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования: 1) О взыскании задолженности по договору на эксплуатационное обслуживание; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Между истцом и ответчиком был заключен договор на эксплуатационное обслуживание коттеджного поселка. Истец надлежащим образом оказал ответчику эксплуатационные услуги и осуществил техническое обслуживание объектов общего пользования, однако ответчик услуги не оплатил.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на получение выписки из ЕГРН - удовлетворено.Ссылки ответчика на оплату ТБО в СНТ "Дачный 3" не подрывают выводы суда первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не доказано материалами дела, и, кроме того, само по себе не свидетельствует о том, что указанные услуги истцом ответчику не оказывались.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования: 1) О взыскании задолженности по договору на эксплуатационное обслуживание; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Между истцом и ответчиком был заключен договор на эксплуатационное обслуживание коттеджного поселка. Истец надлежащим образом оказал ответчику эксплуатационные услуги и осуществил техническое обслуживание объектов общего пользования, однако ответчик услуги не оплатил.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на получение выписки из ЕГРН - удовлетворено.Ссылки ответчика на оплату ТБО в СНТ "Дачный 3" не подрывают выводы суда первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не доказано материалами дела, и, кроме того, само по себе не свидетельствует о том, что указанные услуги истцом ответчику не оказывались.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2025 N Ф09-3846/25 по делу N А50-32040/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки.
Обстоятельства: Указано на неоплату садоводческим товариществом оказанных услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в спорный период организованная контейнерная площадка у товарищества отсутствовала, товарищество не было включено в территориальную схему обращения с отходами в качестве отходообразователя, услуги по обращению с отходами оплачивались напрямую собственниками.Кроме того, довод заявителя жалобы о том, что каждый объект вне зависимости от нахождения или отсутствия его в территориальной схеме является отходообразователем, а образованные им отходы уже включены в общий объем отходов, на основании которых построена территориальная схема, не имеет значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку возможность взимания платы за обращение с ТКО в данном случае поставлена в зависимость от установления факта реального оказания собственникам отходов в границах территории СНТ соответствующих услуг, бремя доказывания чего возлагается на регионального оператора - профессионального участника отношений рынка услуг по сбору и транспортированию отходов. При этом обязанность по доказыванию названного обстоятельства не может считаться выполненной за счет самой по себе ссылки на осуществление региональным оператором вывоза ТКО с близлежащих организованных точек их накопления.
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки.
Обстоятельства: Указано на неоплату садоводческим товариществом оказанных услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в спорный период организованная контейнерная площадка у товарищества отсутствовала, товарищество не было включено в территориальную схему обращения с отходами в качестве отходообразователя, услуги по обращению с отходами оплачивались напрямую собственниками.Кроме того, довод заявителя жалобы о том, что каждый объект вне зависимости от нахождения или отсутствия его в территориальной схеме является отходообразователем, а образованные им отходы уже включены в общий объем отходов, на основании которых построена территориальная схема, не имеет значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку возможность взимания платы за обращение с ТКО в данном случае поставлена в зависимость от установления факта реального оказания собственникам отходов в границах территории СНТ соответствующих услуг, бремя доказывания чего возлагается на регионального оператора - профессионального участника отношений рынка услуг по сбору и транспортированию отходов. При этом обязанность по доказыванию названного обстоятельства не может считаться выполненной за счет самой по себе ссылки на осуществление региональным оператором вывоза ТКО с близлежащих организованных точек их накопления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)организация (в том числе садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(КонсультантПлюс, 2025)организация (в том числе садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что термин "имущество общего пользования" является в данном случае юридически некорректным. Законодательно он определен только применительно к п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В нем сказано, что имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Представляется, что в данном случае более уместным является термин п. 2 ст. 141.4 ГК РФ - "общее имущество".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что термин "имущество общего пользования" является в данном случае юридически некорректным. Законодательно он определен только применительно к п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В нем сказано, что имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Представляется, что в данном случае более уместным является термин п. 2 ст. 141.4 ГК РФ - "общее имущество".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Исходя из приведенных положений законодательства суды сочли необоснованным довод регионального оператора о том, что установленная в договоре периодичность вывоза сухих сортированных отходов по заявке создаст ситуацию, когда отходы, образуемые СНТ, будут накапливаться, но заявки на вывоз ТКО поступать не будет. Кроме того, по общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Исходя из приведенных положений законодательства суды сочли необоснованным довод регионального оператора о том, что установленная в договоре периодичность вывоза сухих сортированных отходов по заявке создаст ситуацию, когда отходы, образуемые СНТ, будут накапливаться, но заявки на вывоз ТКО поступать не будет. Кроме того, по общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N АКПИ19-128
<Об удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 148(5) Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют частям 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
<Об удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 148(5) Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют частям 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Понятие "имущество общего пользования" в настоящее время раскрывается в ст. 3 ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд". К нему относятся объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Понятие "имущество общего пользования" в настоящее время раскрывается в ст. 3 ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд". К нему относятся объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Статья: О кворуме общих собраний в садоводческом некоммерческом товариществе
(Чеговадзе Л.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)<4> Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 217-ФЗ это расположенные в границах территории садоводства или огородничества объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (п. 5 ст. 3 Закона N 217-ФЗ).
(Чеговадзе Л.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)<4> Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 217-ФЗ это расположенные в границах территории садоводства или огородничества объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (п. 5 ст. 3 Закона N 217-ФЗ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Ситуация с ТКО является непростой прежде всего в отношении собственников индивидуальных жилых домов. Повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, а также дачных, садовых и огородных земельных участков либо председатели и иные уполномоченные лица соответствующих некоммерческих объединений (садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ и партнерств и т.п.) не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов. Граждане нередко пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или даже выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Ситуация с ТКО является непростой прежде всего в отношении собственников индивидуальных жилых домов. Повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, а также дачных, садовых и огородных земельных участков либо председатели и иные уполномоченные лица соответствующих некоммерческих объединений (садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ и партнерств и т.п.) не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов. Граждане нередко пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или даже выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений.
Статья: Разведение птиц и домашних животных для собственных нужд на дачных участках СНТ
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 5)4. Соблюдение ветеринарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил. Здесь свод законодательных и подзаконных актов весьма обширен. Письмо Минсельхоза России от 20.09.2022 N УМ-25-27/20280 "О содержании сельскохозяйственных животных на участках, расположенных на территории садовых некоммерческих товариществ" содержит ряд пояснений к Федеральному закону N 312-ФЗ, в частности: "Согласно требованиям части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии"), при планировке и строительстве личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 5)4. Соблюдение ветеринарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил. Здесь свод законодательных и подзаконных актов весьма обширен. Письмо Минсельхоза России от 20.09.2022 N УМ-25-27/20280 "О содержании сельскохозяйственных животных на участках, расположенных на территории садовых некоммерческих товариществ" содержит ряд пояснений к Федеральному закону N 312-ФЗ, в частности: "Согласно требованиям части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии"), при планировке и строительстве личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.
Готовое решение: Бухгалтерский и налоговый учет в садоводческих некоммерческих товариществах
(КонсультантПлюс, 2025)Учет основных средств, поступающих в СНТ, в том числе имущества, предназначенного для использования исключительно для удовлетворения потребностей садоводов (для прохода, проезда, снабжения тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, охраны, сбора твердых коммунальных отходов и т.п.), ведите в общем порядке с начислением по ним амортизации. При этом организации, как и другим НКО, на наш взгляд, следует самостоятельно принять решение, будет ли она формировать фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества при приобретении ОС.
(КонсультантПлюс, 2025)Учет основных средств, поступающих в СНТ, в том числе имущества, предназначенного для использования исключительно для удовлетворения потребностей садоводов (для прохода, проезда, снабжения тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, охраны, сбора твердых коммунальных отходов и т.п.), ведите в общем порядке с начислением по ним амортизации. При этом организации, как и другим НКО, на наш взгляд, следует самостоятельно принять решение, будет ли она формировать фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества при приобретении ОС.
Статья: Порядок государственной регистрации СНТ при создании
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении садоводства) СНТ может быть создано для следующих целей:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении садоводства) СНТ может быть создано для следующих целей:
Вопрос: О налоге на имущество организаций и налоге на имущество физлиц в отношении газопровода, проложенного в СНТ и оплаченного за счет членских взносов участников товарищества.
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-05-06-01/126903)В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности СНТ, относятся к имуществу общего пользования.
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-05-06-01/126903)В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности СНТ, относятся к имуществу общего пользования.
Вопрос: Об НДС и выставлении счетов-фактур при оказании региональными операторами услуг по обращению с ТКО.
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-07-11/1487)Вопрос: Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости (далее - товарищество) по договору (далее - договор) с Обществом с ограниченной ответственностью (далее - региональный оператор) получает с января 2020 г. коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-07-11/1487)Вопрос: Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости (далее - товарищество) по договору (далее - договор) с Обществом с ограниченной ответственностью (далее - региональный оператор) получает с января 2020 г. коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Комитет обратился в арбитражный суд с требованием к садоводческому некоммерческому товариществу о возмещении причиненного вреда в денежном эквиваленте (23 215 618 рублей), а также обязании совершить действия, направленные на устранение загрязнения территории, и сослался при этом на то, что товарищество не предприняло никаких действий по защите земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления и допустило загрязнение его территории, что повлекло причинение ущерба объекту окружающей среды.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Комитет обратился в арбитражный суд с требованием к садоводческому некоммерческому товариществу о возмещении причиненного вреда в денежном эквиваленте (23 215 618 рублей), а также обязании совершить действия, направленные на устранение загрязнения территории, и сослался при этом на то, что товарищество не предприняло никаких действий по защите земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления и допустило загрязнение его территории, что повлекло причинение ущерба объекту окружающей среды.