Снижение штрафа пандемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение штрафа пандемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Сам по себе факт пандемии также не может являться основанием для снижения штрафа.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Сам по себе факт пандемии также не может являться основанием для снижения штрафа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы осуществления дистанционного правосудия в России
(Чеботарев А.В., Панарина М.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 3)Необходимо отметить, что российские суды принимают во внимание сложившуюся сложную эпидемиологическую ситуацию. Так, Арбитражный суд Красноярского края в деле N А33-12199/2016 ограничился арестом "иного имущества" и не стал арестовывать счета "контролирующего лица" должника. Суд сослался на то, что в сложившейся ситуации с эпидемией "заморозка денег" могла бы привести к нарушению прав третьих лиц. Такой взвешенный подход позволяет максимально соблюсти интересы всех сторон процесса в условиях пандемии <5>. Судьи также начали снижать и размеры штрафов из-за эпидемии. Так, Арбитражный суд Смоленской области в решении от 17 апреля 2020 г. (дело N А62-1941/2020) указал, что факт пандемии влияет на финансовое состояние нарушителя <6>. В этом споре суд привлек производителя молока к ответственности за нарушения при производстве продукта, но максимально снизил размер штрафа - на 50%. Скорее всего, данная позиция найдет массовое применение в административных спорах.
(Чеботарев А.В., Панарина М.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 3)Необходимо отметить, что российские суды принимают во внимание сложившуюся сложную эпидемиологическую ситуацию. Так, Арбитражный суд Красноярского края в деле N А33-12199/2016 ограничился арестом "иного имущества" и не стал арестовывать счета "контролирующего лица" должника. Суд сослался на то, что в сложившейся ситуации с эпидемией "заморозка денег" могла бы привести к нарушению прав третьих лиц. Такой взвешенный подход позволяет максимально соблюсти интересы всех сторон процесса в условиях пандемии <5>. Судьи также начали снижать и размеры штрафов из-за эпидемии. Так, Арбитражный суд Смоленской области в решении от 17 апреля 2020 г. (дело N А62-1941/2020) указал, что факт пандемии влияет на финансовое состояние нарушителя <6>. В этом споре суд привлек производителя молока к ответственности за нарушения при производстве продукта, но максимально снизил размер штрафа - на 50%. Скорее всего, данная позиция найдет массовое применение в административных спорах.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В Докладе Россельхознадзора за 2020 г. (сформированном еще не на основе ключевых и индикативных показателей) раздел "Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)" начинается с указания количества проведенных плановых и внеплановых проверок, общей суммы наложенных административных штрафов и общей суммы уплаченных (взысканных) административных штрафов. В 2020 г. за одну проверку налагалось 16 968 тыс. руб. штрафов, а в 2019 г. - 14 304 тыс. Свидетельствует ли это о повышении эффективности контроля (надзора)? Чем обусловлено такое снижение этого показателя? Возможно, снижение интенсивности проверок компенсировалось выбором более строгих наказаний за выявленные нарушения. А возможно, все гораздо проще - в соответствующие статьи КоАП РФ были внесены изменения, увеличившие размеры административных штрафов. Учитывая, что снижение количества проверок и наложенных штрафов стало результатом моратория на проверки, введенного в связи с пандемией, эти данные ничего не говорят ни об эффективности, ни о результативности контрольно-надзорной деятельности.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В Докладе Россельхознадзора за 2020 г. (сформированном еще не на основе ключевых и индикативных показателей) раздел "Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)" начинается с указания количества проведенных плановых и внеплановых проверок, общей суммы наложенных административных штрафов и общей суммы уплаченных (взысканных) административных штрафов. В 2020 г. за одну проверку налагалось 16 968 тыс. руб. штрафов, а в 2019 г. - 14 304 тыс. Свидетельствует ли это о повышении эффективности контроля (надзора)? Чем обусловлено такое снижение этого показателя? Возможно, снижение интенсивности проверок компенсировалось выбором более строгих наказаний за выявленные нарушения. А возможно, все гораздо проще - в соответствующие статьи КоАП РФ были внесены изменения, увеличившие размеры административных штрафов. Учитывая, что снижение количества проверок и наложенных штрафов стало результатом моратория на проверки, введенного в связи с пандемией, эти данные ничего не говорят ни об эффективности, ни о результативности контрольно-надзорной деятельности.
Нормативные акты
Информационное сообщение Банка России от 20.03.2020
"Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса"В условиях развития пандемии коронавирусной инфекции требуется поддержка потребителей финансовых услуг, снижение рисков для их финансового благополучия в дальнейшем. Банк России:
"Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса"В условиях развития пандемии коронавирусной инфекции требуется поддержка потребителей финансовых услуг, снижение рисков для их финансового благополучия в дальнейшем. Банк России:
Статья: Пределы подзаконного регулирования в сфере обязательных платежей
(Линев В.Е.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Но Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изначальный замысел законодателя был изменен - п. 1 ст. 4 НК РФ дополнен словами "если иное не предусмотрено настоящей статьей". Это было продиктовано потребностью принятия скорейших мер поддержки в области налогообложения, направленных на смягчение последствий пандемии для налогоплательщиков. Однако пандемия закончилась, а нормотворческая компетенция Правительства РФ не уменьшилась.
(Линев В.Е.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Но Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изначальный замысел законодателя был изменен - п. 1 ст. 4 НК РФ дополнен словами "если иное не предусмотрено настоящей статьей". Это было продиктовано потребностью принятия скорейших мер поддержки в области налогообложения, направленных на смягчение последствий пандемии для налогоплательщиков. Однако пандемия закончилась, а нормотворческая компетенция Правительства РФ не уменьшилась.
Статья: Из зала суда: нецелевое использование бюджетных средств и средств ОМС
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Судом также отмечено, что умысел при нецелевом использовании средств у поликлиники отсутствовал, доказательств иного материалы дела не содержат. Учреждение выполняло в регионе социально-значимые функции для населения, в том числе в условиях пандемии. С учетом изложенного, принимая во внимание правовую позицию КС РФ, суд снизил размер штрафных санкций до 15 000 руб.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Судом также отмечено, что умысел при нецелевом использовании средств у поликлиники отсутствовал, доказательств иного материалы дела не содержат. Учреждение выполняло в регионе социально-значимые функции для населения, в том числе в условиях пандемии. С учетом изложенного, принимая во внимание правовую позицию КС РФ, суд снизил размер штрафных санкций до 15 000 руб.
Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)По данным индекса административного давления <4>, до пандемии самая позитивная динамика была характерна для Роспотребнадзора. Выросла доля предупреждений по итогам проверок (с 11,9 до 15,1%), снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством (более чем на 400 млн руб.), а доля дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок, уменьшилась (до 15%).
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)По данным индекса административного давления <4>, до пандемии самая позитивная динамика была характерна для Роспотребнадзора. Выросла доля предупреждений по итогам проверок (с 11,9 до 15,1%), снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством (более чем на 400 млн руб.), а доля дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок, уменьшилась (до 15%).
Статья: Межведомственное информационное взаимодействие налоговых и таможенных органов
(Аксенов И.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)О целесообразности дальнейшего развития межведомственного взаимодействия свидетельствует и единовременное увеличение сумм взысканных таможенных платежей, пени и штрафов, сопряженное с единовременным снижением количества совместных проверочных мероприятий ФНС и ФТС России. Так, в 2019 году число межведомственных проверок составляло 680 мероприятий, годом ранее указанный показатель составлял 796 мероприятий, что свидетельствует о снижении их количества на величину около 15% по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, сумма взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов возросла на 66%, поскольку в 2019 г. указанный показатель оценивался величиной 6,2 млрд руб., в 2018 г. - 2,01 млрд руб. Об увеличении эффективности также свидетельствуют результаты межведомственного взаимодействия в 2020 г., поскольку количество проверок во взаимодействии сократилось до 385. Впрочем, снижение числа проверок может быть связано с введением моратория на их проведение, обусловленного пандемией. Об этом косвенно свидетельствует начисление 5,5 млрд руб. в первом квартале 2020 г., то есть до введения публичных ограничений. Вместе с тем годовая сумма дополнительно начисленных платежей, пеней, штрафов составляет около 10,2 млрд руб., сопровождаясь значительным снижением количества самих проверочных мероприятий.
(Аксенов И.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)О целесообразности дальнейшего развития межведомственного взаимодействия свидетельствует и единовременное увеличение сумм взысканных таможенных платежей, пени и штрафов, сопряженное с единовременным снижением количества совместных проверочных мероприятий ФНС и ФТС России. Так, в 2019 году число межведомственных проверок составляло 680 мероприятий, годом ранее указанный показатель составлял 796 мероприятий, что свидетельствует о снижении их количества на величину около 15% по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, сумма взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов возросла на 66%, поскольку в 2019 г. указанный показатель оценивался величиной 6,2 млрд руб., в 2018 г. - 2,01 млрд руб. Об увеличении эффективности также свидетельствуют результаты межведомственного взаимодействия в 2020 г., поскольку количество проверок во взаимодействии сократилось до 385. Впрочем, снижение числа проверок может быть связано с введением моратория на их проведение, обусловленного пандемией. Об этом косвенно свидетельствует начисление 5,5 млрд руб. в первом квартале 2020 г., то есть до введения публичных ограничений. Вместе с тем годовая сумма дополнительно начисленных платежей, пеней, штрафов составляет около 10,2 млрд руб., сопровождаясь значительным снижением количества самих проверочных мероприятий.