Смешение товарных знаков
Подборка наиболее важных документов по запросу Смешение товарных знаков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие могут быть последствия использования обозначений, сходных до степени смешения с чужими средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)Ряд критериев установлен для того, чтобы оценивать сходство обозначения с товарными знаками или знаками обслуживания, когда оно регистрируется в качестве такого знака. Эти критерии и правила их применения указаны в п. п. 42 - 44 Правил, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482. Например, сходство словесных обозначений оценивают по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам. И в частности, в оценке звуковых признаков учтут, есть ли в сравниваемых обозначениях близкие и совпадающие звуки, где стоит ударение. А при оценке смысловых - подобны или противоположны заложенные в обозначениях понятия, идеи (п. п. 1, 41, 42 Правил, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482).
(КонсультантПлюс, 2025)Ряд критериев установлен для того, чтобы оценивать сходство обозначения с товарными знаками или знаками обслуживания, когда оно регистрируется в качестве такого знака. Эти критерии и правила их применения указаны в п. п. 42 - 44 Правил, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482. Например, сходство словесных обозначений оценивают по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам. И в частности, в оценке звуковых признаков учтут, есть ли в сравниваемых обозначениях близкие и совпадающие звуки, где стоит ударение. А при оценке смысловых - подобны или противоположны заложенные в обозначениях понятия, идеи (п. п. 1, 41, 42 Правил, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482).
Статья: Условия установления сходства и смешения товарных знаков
(Терещенко О.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1
(Терещенко О.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
(ред. от 23.07.2025)6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Статья: Достоверность социологических исследований в практике защиты прав на средства индивидуализации
(Неретин О.П., Чеканов А.А., Русаков И.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)2. Медведев Н.Ю. Социологический опрос как доказательство смешения товарных знаков потребителями. [Электронный ресурс] URL: https://www1.fips.ru/about/deyatelnost/konferentsii-seminary/doc_Medvedev.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
(Неретин О.П., Чеканов А.А., Русаков И.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)2. Медведев Н.Ю. Социологический опрос как доказательство смешения товарных знаков потребителями. [Электронный ресурс] URL: https://www1.fips.ru/about/deyatelnost/konferentsii-seminary/doc_Medvedev.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
Статья: Защита добросовестного приобретателя исключительного права
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В пользу защиты добросовестного приобретателя говорит ряд аргументов: при ее отсутствии нарушается принцип равенства, возникает риск вынесения несправедливых решений, притом что круг заинтересованных в такой защите лиц шире, чем это свойственно обороту вещей, он определяется интересами конечного приобретателя, многочисленных лицензиатов, сублицензиатов, технических, информационных посредников, правообладателей активов, созданных на основе спорного исключительного права (производные произведения, зарегистрированные на их основе товарные знаки, промышленные образцы, зарегистрированные на основе письма-согласия (п. 6 ст. 1483 ГК) сходные до степени смешения товарные знаки, доменные имена и т.д.). Иными словами, в результате деятельности последующих приобретателей спорный объект интеллектуальной собственности может преобразовываться, мультиплицироваться и активно распространяться по рынку, в связи с чем его выбытие из обладания конечного приобретателя затронет интересы значительного числа участников оборота. Предоставление такой защиты, напротив, имеет ряд позитивных последствий: позволит укрепить оборот исключительных прав и положительно отразится на стимулах для инвестиционной деятельности в творческих или инновационных сферах экономики.
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В пользу защиты добросовестного приобретателя говорит ряд аргументов: при ее отсутствии нарушается принцип равенства, возникает риск вынесения несправедливых решений, притом что круг заинтересованных в такой защите лиц шире, чем это свойственно обороту вещей, он определяется интересами конечного приобретателя, многочисленных лицензиатов, сублицензиатов, технических, информационных посредников, правообладателей активов, созданных на основе спорного исключительного права (производные произведения, зарегистрированные на их основе товарные знаки, промышленные образцы, зарегистрированные на основе письма-согласия (п. 6 ст. 1483 ГК) сходные до степени смешения товарные знаки, доменные имена и т.д.). Иными словами, в результате деятельности последующих приобретателей спорный объект интеллектуальной собственности может преобразовываться, мультиплицироваться и активно распространяться по рынку, в связи с чем его выбытие из обладания конечного приобретателя затронет интересы значительного числа участников оборота. Предоставление такой защиты, напротив, имеет ряд позитивных последствий: позволит укрепить оборот исключительных прав и положительно отразится на стимулах для инвестиционной деятельности в творческих или инновационных сферах экономики.
Статья: Риски использования товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)В статье рассматриваются правовые проблемы, возникающие при использовании слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах. Автор приходит к выводу, что правоприменительная практика полагает возможным признание такого использования актом недобросовестной конкуренции, что не лишает правообладателя товарного знака возможностей применять иные правовые механизмы для защиты своего права.
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)В статье рассматриваются правовые проблемы, возникающие при использовании слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах. Автор приходит к выводу, что правоприменительная практика полагает возможным признание такого использования актом недобросовестной конкуренции, что не лишает правообладателя товарного знака возможностей применять иные правовые механизмы для защиты своего права.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)§ 6.6. Использование обозначения, сходного до степени
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)§ 6.6. Использование обозначения, сходного до степени
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (первое полугодие 2024 г.)
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.3. Президиум Суда по интеллектуальным правам признал
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.3. Президиум Суда по интеллектуальным правам признал
Статья: Товарный знак
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 N 57-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам" положения п. 3 ст. 1252 и пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с другими положениями ГК РФ, при рассмотрении судом требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товаре того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не позволяют, в том числе при аффилированности таких правообладателей, снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 N 57-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам" положения п. 3 ст. 1252 и пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с другими положениями ГК РФ, при рассмотрении судом требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товаре того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не позволяют, в том числе при аффилированности таких правообладателей, снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании;
Статья: Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.01.2024 N 305-ЭС23-17695 по делу N А40-134433/2022 <Когда вас не могут трижды оштрафовать по одной и той же таможенной декларации>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)- ввоза обществом на российскую территорию товаров, содержащих изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком другой компании;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)- ввоза обществом на российскую территорию товаров, содержащих изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком другой компании;
Готовое решение: Какая ответственность установлена за нарушение законодательства о рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)рекламирует товар, который запрещено рекламировать данным способом, в данное время или в данном месте, под видом рекламы другого товара со схожим до степени смешения товарным знаком или знаком обслуживания или под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
(КонсультантПлюс, 2025)рекламирует товар, который запрещено рекламировать данным способом, в данное время или в данном месте, под видом рекламы другого товара со схожим до степени смешения товарным знаком или знаком обслуживания или под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
Статья: О некоторых особенностях осуществления прав на средства индивидуализации
(Руженцева М.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 3)Автор (соавтор) таких научных трудов: Актуальные вопросы оценки сходства до степени смешения товарных знаков (обозначений) (2020 г.), Некоторые особенности раздела интеллектуальных прав в семейном бизнесе (в монографии "Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму правового режима малого предпринимательства", 2021 г.), Проблема определения правового статуса владельца электронной площадки (2022 г.). Подготовлен ряд научных статей, касающихся вопросов правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, осуществлено участие в научно-практических конференциях, включая участие с Докладом в XXV Международной конференции Роспатента "Формирование экосистемы интеллектуальной собственности", 29 - 30 сентября 2021 г.
(Руженцева М.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 3)Автор (соавтор) таких научных трудов: Актуальные вопросы оценки сходства до степени смешения товарных знаков (обозначений) (2020 г.), Некоторые особенности раздела интеллектуальных прав в семейном бизнесе (в монографии "Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму правового режима малого предпринимательства", 2021 г.), Проблема определения правового статуса владельца электронной площадки (2022 г.). Подготовлен ряд научных статей, касающихся вопросов правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, осуществлено участие в научно-практических конференциях, включая участие с Докладом в XXV Международной конференции Роспатента "Формирование экосистемы интеллектуальной собственности", 29 - 30 сентября 2021 г.
Готовое решение: Какая предусмотрена ответственность за реализацию контрафактной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)недобросовестную конкуренцию, в том числе недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав. Например, недобросовестной конкуренцией при определенных условиях могут признать незаконное использование на товаре обозначения, которое тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком конкурента. Административный штраф для юрлица за такое введение в оборот товара посчитают в определенной доле от выручки от реализации товара. Но его размер будет не менее 100 тыс. руб. (п. 7 ст. 1252 ГК РФ, ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции);
(КонсультантПлюс, 2025)недобросовестную конкуренцию, в том числе недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав. Например, недобросовестной конкуренцией при определенных условиях могут признать незаконное использование на товаре обозначения, которое тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком конкурента. Административный штраф для юрлица за такое введение в оборот товара посчитают в определенной доле от выручки от реализации товара. Но его размер будет не менее 100 тыс. руб. (п. 7 ст. 1252 ГК РФ, ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции);