Служебное оружие судьям
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебное оружие судьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2023 N 16-4415/2023 (УИД 03MS0193-01-2022-003147-21)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ за стрельбу из оружия в отведенных местах с нарушением правил или в не отведенных для этого местах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Квалификация судьей названного межрайонного суда деяния М. по части 2 статьи 20.13 КоАП РФ, как "стрельба из служебного оружия в неотведенном для этого месте", не подтверждается вышеназванным протоколом об административном правонарушении должностного лица Росгвардии от 25 августа 2022 года, согласно которому М. произвел из названного служебного оружия один выстрел.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ за стрельбу из оружия в отведенных местах с нарушением правил или в не отведенных для этого местах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Квалификация судьей названного межрайонного суда деяния М. по части 2 статьи 20.13 КоАП РФ, как "стрельба из служебного оружия в неотведенном для этого месте", не подтверждается вышеназванным протоколом об административном правонарушении должностного лица Росгвардии от 25 августа 2022 года, согласно которому М. произвел из названного служебного оружия один выстрел.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2019 г. N 170 "Об осуществлении мер по обеспечению судей служебным оружием и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2019 г. N 170 "Об осуществлении мер по обеспечению судей служебным оружием и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10) предоставление судье права на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10) предоставление судье права на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814
(ред. от 15.10.2025)
"О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"
(вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему")г) патроны физическим лицам, имеющим разрешения на хранение и ношение оружия, полученного во временное пользование, за исключением лиц, получивших служебное оружие в порядке, установленном Правилами выдачи судьям служебного оружия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N 170 "Об осуществлении мер по обеспечению судей служебным оружием и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
(ред. от 15.10.2025)
"О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"
(вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему")г) патроны физическим лицам, имеющим разрешения на хранение и ношение оружия, полученного во временное пользование, за исключением лиц, получивших служебное оружие в порядке, установленном Правилами выдачи судьям служебного оружия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N 170 "Об осуществлении мер по обеспечению судей служебным оружием и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-пятых, в правоохранительных органах реализуется особый вид службы - правоохранительной, который имеет существенные отличия от государственной гражданской и военной службы. Внутренняя иерархия отношений в правоохранительных органах выстраивается достаточно жестко согласно вертикальному принципу "власть - подчинение". Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <16> система органов прокуратуры действует на основании подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Как правило, работники правоохранительных органов имеют специальные звания или классные чины (форму и знаки различия). До недавнего времени судьи, будучи представителями судебных органов, не имели собственной формы, однако с внесением 16 апреля 2022 г. изменений в Закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <17> судьи также обеспечиваются, помимо мантий, служебным обмундированием. Правоохранительную службу следует отличать от службы в силовых структурах, поскольку данные понятия на кругах Эйлера находятся в отношениях пересечения <18>. Силовыми следует считать только те органы и их подразделения (подведомственные организации), сотрудники которых в процессе своей непосредственной служебной деятельности применяют силовые методы и средства, в том числе специальные (огнестрельное и холодное оружие, химические вещества, светозвуковые устройства и т.д.). В этом смысле значительная часть правоохранительных органов и их подразделений (подведомственных организаций) являются силовыми (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России и др.). Вместе с тем ряд правоохранительных органов (судебные органы, органы прокуратуры, Следственный комитет РФ и пр.) в своей деятельности не используют силовые методы и средства, соответственно, не являются силовыми. В свою очередь, отдельные силовые ведомства и их подразделения (Минобороны России, Служба внешней разведки РФ и т.п.) не имеют в качестве своих основных целей и задач охрану прав и законных интересов различных субъектов, вследствие чего в систему правоохранительных органов они не входят.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-пятых, в правоохранительных органах реализуется особый вид службы - правоохранительной, который имеет существенные отличия от государственной гражданской и военной службы. Внутренняя иерархия отношений в правоохранительных органах выстраивается достаточно жестко согласно вертикальному принципу "власть - подчинение". Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <16> система органов прокуратуры действует на основании подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Как правило, работники правоохранительных органов имеют специальные звания или классные чины (форму и знаки различия). До недавнего времени судьи, будучи представителями судебных органов, не имели собственной формы, однако с внесением 16 апреля 2022 г. изменений в Закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <17> судьи также обеспечиваются, помимо мантий, служебным обмундированием. Правоохранительную службу следует отличать от службы в силовых структурах, поскольку данные понятия на кругах Эйлера находятся в отношениях пересечения <18>. Силовыми следует считать только те органы и их подразделения (подведомственные организации), сотрудники которых в процессе своей непосредственной служебной деятельности применяют силовые методы и средства, в том числе специальные (огнестрельное и холодное оружие, химические вещества, светозвуковые устройства и т.д.). В этом смысле значительная часть правоохранительных органов и их подразделений (подведомственных организаций) являются силовыми (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России и др.). Вместе с тем ряд правоохранительных органов (судебные органы, органы прокуратуры, Следственный комитет РФ и пр.) в своей деятельности не используют силовые методы и средства, соответственно, не являются силовыми. В свою очередь, отдельные силовые ведомства и их подразделения (Минобороны России, Служба внешней разведки РФ и т.п.) не имеют в качестве своих основных целей и задач охрану прав и законных интересов различных субъектов, вследствие чего в систему правоохранительных органов они не входят.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)5. Порядок в судебном заседании обеспечивает судебный пристав - должностное лицо, состоящее на государственной службе в органах юстиции, получившее необходимую специальную подготовку и имеющее право на ношение огнестрельного оружия и специальных средств. При исполнении служебных обязанностей судебный пристав носит форменную одежду. Он выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании и осуществляет другие полномочия, возложенные на него законом, а именно: обеспечивает безопасность судей и всех других участников судебного процесса; исполняет судебные решения о применении к подсудимому и к другим гражданам мер процессуального принуждения; обеспечивает охрану совещательной комнаты; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд (статьи 4 и 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; с послед. изм. и доп.). Максимально детально обязанности судебных приставов прописаны в Административном регламенте исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (утвержден Приказом Минюста России от 27 декабря 2006 г. // Российская газета. 2007. 25 янв.).
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)5. Порядок в судебном заседании обеспечивает судебный пристав - должностное лицо, состоящее на государственной службе в органах юстиции, получившее необходимую специальную подготовку и имеющее право на ношение огнестрельного оружия и специальных средств. При исполнении служебных обязанностей судебный пристав носит форменную одежду. Он выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании и осуществляет другие полномочия, возложенные на него законом, а именно: обеспечивает безопасность судей и всех других участников судебного процесса; исполняет судебные решения о применении к подсудимому и к другим гражданам мер процессуального принуждения; обеспечивает охрану совещательной комнаты; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд (статьи 4 и 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; с послед. изм. и доп.). Максимально детально обязанности судебных приставов прописаны в Административном регламенте исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (утвержден Приказом Минюста России от 27 декабря 2006 г. // Российская газета. 2007. 25 янв.).
Статья: Актуальные вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)При осуществлении приводов, равно как и при реализации других направлений своей работы, приставы по ОУПДС должны тщательно выверять основания для применения физической силы и оружия, чтобы не превысить должностных полномочий.
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)При осуществлении приводов, равно как и при реализации других направлений своей работы, приставы по ОУПДС должны тщательно выверять основания для применения физической силы и оружия, чтобы не превысить должностных полномочий.
Статья: Уточнение понятия "использование своего служебного положения" при сбыте наркотических средств
(Винокуров В.Н., Ступина С.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.
(Винокуров В.Н., Ступина С.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия;
Статья: Холодное оружие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением может быть признано любое отклонение от правил ношения холодного оружия, установленных разд. XII Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением может быть признано любое отклонение от правил ношения холодного оружия, установленных разд. XII Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814.
Статья: Войска национальной гвардии Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исполнение решений суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исполнение решений суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов;
Статья: Мировые судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, по его заявлению в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (п. 2 ст. 9 Закона о статусе судей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, по его заявлению в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (п. 2 ст. 9 Закона о статусе судей).