Служебное обмундирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебное обмундирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-пятых, в правоохранительных органах реализуется особый вид службы - правоохранительной, который имеет существенные отличия от государственной гражданской и военной службы. Внутренняя иерархия отношений в правоохранительных органах выстраивается достаточно жестко согласно вертикальному принципу "власть - подчинение". Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <16> система органов прокуратуры действует на основании подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Как правило, работники правоохранительных органов имеют специальные звания или классные чины (форму и знаки различия). До недавнего времени судьи, будучи представителями судебных органов, не имели собственной формы, однако с внесением 16 апреля 2022 г. изменений в Закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <17> судьи также обеспечиваются, помимо мантий, служебным обмундированием. Правоохранительную службу следует отличать от службы в силовых структурах, поскольку данные понятия на кругах Эйлера находятся в отношениях пересечения <18>. Силовыми следует считать только те органы и их подразделения (подведомственные организации), сотрудники которых в процессе своей непосредственной служебной деятельности применяют силовые методы и средства, в том числе специальные (огнестрельное и холодное оружие, химические вещества, светозвуковые устройства и т.д.). В этом смысле значительная часть правоохранительных органов и их подразделений (подведомственных организаций) являются силовыми (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России и др.). Вместе с тем ряд правоохранительных органов (судебные органы, органы прокуратуры, Следственный комитет РФ и пр.) в своей деятельности не используют силовые методы и средства, соответственно, не являются силовыми. В свою очередь, отдельные силовые ведомства и их подразделения (Минобороны России, Служба внешней разведки РФ и т.п.) не имеют в качестве своих основных целей и задач охрану прав и законных интересов различных субъектов, вследствие чего в систему правоохранительных органов они не входят.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-пятых, в правоохранительных органах реализуется особый вид службы - правоохранительной, который имеет существенные отличия от государственной гражданской и военной службы. Внутренняя иерархия отношений в правоохранительных органах выстраивается достаточно жестко согласно вертикальному принципу "власть - подчинение". Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <16> система органов прокуратуры действует на основании подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Как правило, работники правоохранительных органов имеют специальные звания или классные чины (форму и знаки различия). До недавнего времени судьи, будучи представителями судебных органов, не имели собственной формы, однако с внесением 16 апреля 2022 г. изменений в Закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <17> судьи также обеспечиваются, помимо мантий, служебным обмундированием. Правоохранительную службу следует отличать от службы в силовых структурах, поскольку данные понятия на кругах Эйлера находятся в отношениях пересечения <18>. Силовыми следует считать только те органы и их подразделения (подведомственные организации), сотрудники которых в процессе своей непосредственной служебной деятельности применяют силовые методы и средства, в том числе специальные (огнестрельное и холодное оружие, химические вещества, светозвуковые устройства и т.д.). В этом смысле значительная часть правоохранительных органов и их подразделений (подведомственных организаций) являются силовыми (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России и др.). Вместе с тем ряд правоохранительных органов (судебные органы, органы прокуратуры, Следственный комитет РФ и пр.) в своей деятельности не используют силовые методы и средства, соответственно, не являются силовыми. В свою очередь, отдельные силовые ведомства и их подразделения (Минобороны России, Служба внешней разведки РФ и т.п.) не имеют в качестве своих основных целей и задач охрану прав и законных интересов различных субъектов, вследствие чего в систему правоохранительных органов они не входят.
Статья: Особо квалифицированные виды превышения должностных полномочий в свете судебной практики
(Басова Т.Б.)
("Закон", 2022, N 4)Так, следственные органы предъявили Ц-вой обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ. Она, будучи должностным лицом, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, в форменном обмундировании сотрудника милиции, обманным путем силами оперативных сотрудников милиции принудительно доставила гр-на N в ОВД, где предъявила ему требование о возврате долга под угрозой привлечения к уголовной ответственности в случае невыполнения требований. Ц-ва действовала умышленно, вопреки интересам службы и установленного законом порядка осуществления уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и проведения проверки сообщения о преступлении, преследовала незаконную цель - путем совершения неправомерных действий получить от гр-на N денежные средства, ранее отданные ему в долг. Когда потерпевший пояснил, что пока не располагает денежными средствами, Ц-ва, превышая властные полномочия, потребовала от него передать ей до полного возвращения суммы долга принадлежащий ему автомобиль. При этом она угрожала написать заявление в ОВД о краже ее вещей и пообещала поспособствовать заключению потерпевшего под стражу. Испугавшись угроз, гр-н N написал на имя Ц-вой простую письменную доверенность на право управления указанным автомобилем сроком на 1 год. Суд не согласился со стороной обвинения, которая не представила доказательств применения подсудимой насилия или угрозы его применения в смысле п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ, указав в приговоре, что "...под применением насилия при превышении должностных полномочий подразумевается как причинение гражданину физического вреда (побои, истязание, причинение иного вреда здоровью), так и психическое воздействие на него, которое может выражаться в угрозах физической расправы, с целью подавления воли потерпевшего" <2>, и справедливо переквалифицировал действия Ц-вой на ч. 1 ст. 286 УК РФ.
(Басова Т.Б.)
("Закон", 2022, N 4)Так, следственные органы предъявили Ц-вой обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ. Она, будучи должностным лицом, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, в форменном обмундировании сотрудника милиции, обманным путем силами оперативных сотрудников милиции принудительно доставила гр-на N в ОВД, где предъявила ему требование о возврате долга под угрозой привлечения к уголовной ответственности в случае невыполнения требований. Ц-ва действовала умышленно, вопреки интересам службы и установленного законом порядка осуществления уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и проведения проверки сообщения о преступлении, преследовала незаконную цель - путем совершения неправомерных действий получить от гр-на N денежные средства, ранее отданные ему в долг. Когда потерпевший пояснил, что пока не располагает денежными средствами, Ц-ва, превышая властные полномочия, потребовала от него передать ей до полного возвращения суммы долга принадлежащий ему автомобиль. При этом она угрожала написать заявление в ОВД о краже ее вещей и пообещала поспособствовать заключению потерпевшего под стражу. Испугавшись угроз, гр-н N написал на имя Ц-вой простую письменную доверенность на право управления указанным автомобилем сроком на 1 год. Суд не согласился со стороной обвинения, которая не представила доказательств применения подсудимой насилия или угрозы его применения в смысле п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ, указав в приговоре, что "...под применением насилия при превышении должностных полномочий подразумевается как причинение гражданину физического вреда (побои, истязание, причинение иного вреда здоровью), так и психическое воздействие на него, которое может выражаться в угрозах физической расправы, с целью подавления воли потерпевшего" <2>, и справедливо переквалифицировал действия Ц-вой на ч. 1 ст. 286 УК РФ.
Нормативные акты
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"9. Порядок и нормы обеспечения судей мантиями и служебным обмундированием, порядок их ношения и случаи обязательности ношения служебного обмундирования судьями утверждаются Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий по согласованию с Советом судей Российской Федерации.
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"9. Порядок и нормы обеспечения судей мантиями и служебным обмундированием, порядок их ношения и случаи обязательности ношения служебного обмундирования судьями утверждаются Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий по согласованию с Советом судей Российской Федерации.