Служебная дисциплина в овд
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебная дисциплина в овд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Предусмотренная пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ возможность расторжения контракта о службе в органах внутренних дел с сотрудником, допустившим грубое нарушение служебной дисциплины, и его увольнения из органов внутренних дел призвана обеспечить интересы данного вида правоохранительной службы, гарантировав ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством, и имеют высокие морально-нравственные качества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Пункт 6 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляя правило о том, что сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, направлен на обеспечение интересов данного вида службы и призван гарантировать ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)В качестве заключения. Административное принуждение и дисциплинарное принуждение - два самостоятельных вида государственного принуждения, которые при этом тесно переплетаются на службе в органах внутренних дел и других силовых структурах, чем обеспечиваются служебная дисциплина, режим законности и правопорядка. Совершенствование законодательства о дисциплине, в том числе и о служебной дисциплине в органах внутренних дел Российской Федерации, как справедливо отмечал еще в конце 1990-х годов П.П. Сергун, необходимо рассматривать как одну из важнейших задач правовой науки [18, с. 174]. С тех пор минуло уже более четверти века. Законодательство о службе в органах внутренних дел кардинально обновилось, но эта задача продолжает сохранять актуальность, в частности применительно к процессуальным аспектам соотношения административного и дисциплинарного принуждения. Мы сочли своим долгом внести, возможно, совсем скромную лепту в ее решение.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)В качестве заключения. Административное принуждение и дисциплинарное принуждение - два самостоятельных вида государственного принуждения, которые при этом тесно переплетаются на службе в органах внутренних дел и других силовых структурах, чем обеспечиваются служебная дисциплина, режим законности и правопорядка. Совершенствование законодательства о дисциплине, в том числе и о служебной дисциплине в органах внутренних дел Российской Федерации, как справедливо отмечал еще в конце 1990-х годов П.П. Сергун, необходимо рассматривать как одну из важнейших задач правовой науки [18, с. 174]. С тех пор минуло уже более четверти века. Законодательство о службе в органах внутренних дел кардинально обновилось, но эта задача продолжает сохранять актуальность, в частности применительно к процессуальным аспектам соотношения административного и дисциплинарного принуждения. Мы сочли своим долгом внести, возможно, совсем скромную лепту в ее решение.
Нормативные акты
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)<1> См. об этом: Мамонтов А.А. Юридическая сущность целеполагания в сфере внутриведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 9 - 16; Чмырев С.Н. Виды и организация внутриведомственного контроля в деятельности ОВД // Административное право и процесс. 2009. N 6. С. 17 - 20; Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел. Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 4. С. 55 - 61; и др.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)<1> См. об этом: Мамонтов А.А. Юридическая сущность целеполагания в сфере внутриведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 9 - 16; Чмырев С.Н. Виды и организация внутриведомственного контроля в деятельности ОВД // Административное право и процесс. 2009. N 6. С. 17 - 20; Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел. Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 4. С. 55 - 61; и др.
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В Закон "Об органах внутренних дел РБ", наряду с другими главами, включена гл. 6, посвященная службе в органах внутренних дел (ОВД). В данной главе сформулировано понятие сотрудника ОВД, установлены ограничения при приеме на службу в ОВД, ограничения и запреты в период службы в ОВД. В ст. 33 "Служебная дисциплина в органах внутренних дел" содержится указание на то, что служебная дисциплина сотрудников ОВД регулируется Дисциплинарным уставом органов внутренних дел. Статья 34 рассматриваемого Закона, также посвященная ответственности сотрудников ОВД, имеет отсылочный характер к законодательству Республики Беларусь. Характеризуя в целом гл. 6 Закона "Об органах внутренних дел РБ", следует отметить, что содержание ее статей в целях исключения дублирования логичнее было бы отразить в специальном акте, посвященном службе в ОВД, - Положении о службе в органах внутренних дел РБ. Как указано выше, в статьях гл. 6 закреплены нормы, имеющие отсылочный и оценочный характер, например: "...законодательными актами могут устанавливаться иные ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел", что не способствует эффективному правопониманию и применению норм.
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В Закон "Об органах внутренних дел РБ", наряду с другими главами, включена гл. 6, посвященная службе в органах внутренних дел (ОВД). В данной главе сформулировано понятие сотрудника ОВД, установлены ограничения при приеме на службу в ОВД, ограничения и запреты в период службы в ОВД. В ст. 33 "Служебная дисциплина в органах внутренних дел" содержится указание на то, что служебная дисциплина сотрудников ОВД регулируется Дисциплинарным уставом органов внутренних дел. Статья 34 рассматриваемого Закона, также посвященная ответственности сотрудников ОВД, имеет отсылочный характер к законодательству Республики Беларусь. Характеризуя в целом гл. 6 Закона "Об органах внутренних дел РБ", следует отметить, что содержание ее статей в целях исключения дублирования логичнее было бы отразить в специальном акте, посвященном службе в ОВД, - Положении о службе в органах внутренних дел РБ. Как указано выше, в статьях гл. 6 закреплены нормы, имеющие отсылочный и оценочный характер, например: "...законодательными актами могут устанавливаться иные ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел", что не способствует эффективному правопониманию и применению норм.
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)На службу в органы внутренних дел (ОВД) принимаются граждане Российской Федерации, которые соответствуют квалификационным требованиям и успешно прошли испытания. И это правильно. Сотрудники ОВД являются представителями государственной власти, наделены правом применения мер административного принуждения. Применение этих мер активно ограничивает права и свободы граждан, права и законные интересы организаций, а применение мер специального пресечения может носить необратимый характер. Вместе с тем в практике работы ОВД имеются факты нарушения сотрудниками ОВД служебной дисциплины и привлечения последних к дисциплинарной ответственности.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)На службу в органы внутренних дел (ОВД) принимаются граждане Российской Федерации, которые соответствуют квалификационным требованиям и успешно прошли испытания. И это правильно. Сотрудники ОВД являются представителями государственной власти, наделены правом применения мер административного принуждения. Применение этих мер активно ограничивает права и свободы граждан, права и законные интересы организаций, а применение мер специального пресечения может носить необратимый характер. Вместе с тем в практике работы ОВД имеются факты нарушения сотрудниками ОВД служебной дисциплины и привлечения последних к дисциплинарной ответственности.
Статья: Служебная дисциплина государственного инспектора
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Многими исследователями предлагаются собственные дефиниции этого понятия. Так, А.А. Подупейко утверждал, что служебная дисциплина в органах внутренних дел - это правовой режим осуществления службы (выполнение служебных обязанностей, реализация прав и соблюдение установленных ограничений сотрудниками органов внутренних дел) <11>. В.С. Бялт служебную дисциплину в органах внутренних дел представляет разновидностью нравственных и правовых отношений, характеризующихся высокой категоричностью и жесткостью связей <12>. Е.С. Кученин более широко определяет служебную дисциплину в органах внутренних дел - как обязательное и сознательное соблюдение сотрудниками органов внутренних дел правовых предписаний, установленных и охраняемых государством, приказов и распоряжений начальников, а также морально-этических норм поведения, связанных с прохождением ими государственной службы и реализацией мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью <13>. М.В. Давыдов в структуре служебной дисциплины выделил установленные правовые и моральные нормы поведения сотрудников органов внутренних дел и добровольное и сознательное их соблюдение <14>. Впрочем, нравственная сторона служебной дисциплины исследователями была отмечена и ранее <15>.
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Многими исследователями предлагаются собственные дефиниции этого понятия. Так, А.А. Подупейко утверждал, что служебная дисциплина в органах внутренних дел - это правовой режим осуществления службы (выполнение служебных обязанностей, реализация прав и соблюдение установленных ограничений сотрудниками органов внутренних дел) <11>. В.С. Бялт служебную дисциплину в органах внутренних дел представляет разновидностью нравственных и правовых отношений, характеризующихся высокой категоричностью и жесткостью связей <12>. Е.С. Кученин более широко определяет служебную дисциплину в органах внутренних дел - как обязательное и сознательное соблюдение сотрудниками органов внутренних дел правовых предписаний, установленных и охраняемых государством, приказов и распоряжений начальников, а также морально-этических норм поведения, связанных с прохождением ими государственной службы и реализацией мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью <13>. М.В. Давыдов в структуре служебной дисциплины выделил установленные правовые и моральные нормы поведения сотрудников органов внутренних дел и добровольное и сознательное их соблюдение <14>. Впрочем, нравственная сторона служебной дисциплины исследователями была отмечена и ранее <15>.
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Надо обратить внимание, что увольнение по инициативе представителя нанимателя может быть произведено за совершение виновного деяния служащим, вследствие чего имеет место утрата доверия к нему. Увольнение по утрате доверия является, по сути, разновидностью увольнения по отрицательным основаниям, однако оно имеет свои специфические особенности, вызванные основанием такого увольнения, процессуальным обеспечением увольнения, а также юридическими последствиями. В доктрине указывалось на конкуренцию оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя, в связи с чем в различных сегментах государственной службы этот вопрос решается по-разному. Как отмечают Т.А. Батрова и О.В. Корнеева, исключение некоторое время назад увольнения в связи с утратой доверия из числа грубых нарушений служебной дисциплины не решило всех проблем на службе в органах внутренних дел. Так, сегодня имеет место конкуренция между увольнением по утрате доверия и основаниями увольнения, которые предусмотрены за грубое нарушение служебной дисциплины в органах внутренних дел [2].
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Надо обратить внимание, что увольнение по инициативе представителя нанимателя может быть произведено за совершение виновного деяния служащим, вследствие чего имеет место утрата доверия к нему. Увольнение по утрате доверия является, по сути, разновидностью увольнения по отрицательным основаниям, однако оно имеет свои специфические особенности, вызванные основанием такого увольнения, процессуальным обеспечением увольнения, а также юридическими последствиями. В доктрине указывалось на конкуренцию оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя, в связи с чем в различных сегментах государственной службы этот вопрос решается по-разному. Как отмечают Т.А. Батрова и О.В. Корнеева, исключение некоторое время назад увольнения в связи с утратой доверия из числа грубых нарушений служебной дисциплины не решило всех проблем на службе в органах внутренних дел. Так, сегодня имеет место конкуренция между увольнением по утрате доверия и основаниями увольнения, которые предусмотрены за грубое нарушение служебной дисциплины в органах внутренних дел [2].
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)На основе изучения действующего законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции, специальной литературы и правоприменительной практики в статье рассмотрен институт мер дисциплинарного пресечения. Проанализированы виды мер дисциплинарного пресечения. Дана оценка эффективности применения мер дисциплинарного пресечения в обеспечении законности и поддержании служебной дисциплины в органах внутренних дел.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)На основе изучения действующего законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции, специальной литературы и правоприменительной практики в статье рассмотрен институт мер дисциплинарного пресечения. Проанализированы виды мер дисциплинарного пресечения. Дана оценка эффективности применения мер дисциплинарного пресечения в обеспечении законности и поддержании служебной дисциплины в органах внутренних дел.
Статья: Отдельные проблемы соблюдения права человека на достоинство личности на государственной службе
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)На основании Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в целях обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел нашего государства Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ, по которому служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается в том числе "уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных", а сотрудник органов внутренних дел обязан, кроме прочего, "проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы" (подп. "к" п. 4 и подп. "д" п. 5). Данные формулировки позволяют применить к сотруднику органов внутренних дел за унижение человеческого достоинства, проявленное (высказанное) в том числе в отношении подчиненного, в любой форме и в любом месте, дисциплинарное взыскание, начиная от замечания, заканчивая увольнением со службы.
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)На основании Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в целях обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел нашего государства Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ, по которому служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается в том числе "уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных", а сотрудник органов внутренних дел обязан, кроме прочего, "проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы" (подп. "к" п. 4 и подп. "д" п. 5). Данные формулировки позволяют применить к сотруднику органов внутренних дел за унижение человеческого достоинства, проявленное (высказанное) в том числе в отношении подчиненного, в любой форме и в любом месте, дисциплинарное взыскание, начиная от замечания, заканчивая увольнением со службы.