Словесный товарный знак
Подборка наиболее важных документов по запросу Словесный товарный знак (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1515 ГК РФУпотребление слов, зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги >>>
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (Пользователь) товарного знака требует признать недобросовестной конкуренцией приобретение исключительного права на сходный (тождественный) товарный знак и его использование
(КонсультантПлюс, 2025)нотариальным протоколом осмотра сайта, которым подтверждается регистрация Пользователем группы в социальной сети с названием, тождественным словесному элементу товарного знака, до даты его приоритета, а также количество подписчиков этой группы >>>
(КонсультантПлюс, 2025)нотариальным протоколом осмотра сайта, которым подтверждается регистрация Пользователем группы в социальной сети с названием, тождественным словесному элементу товарного знака, до даты его приоритета, а также количество подписчиков этой группы >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли организация в настоящее время размещать на вывеске ресторана зарегистрированный словесный товарный знак только на иностранном языке? Если да, то потребуется ли с 01.03.2026 перевод или дублирование этого товарного знака на русском языке?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли организация в настоящее время размещать на вывеске ресторана зарегистрированный словесный товарный знак только на иностранном языке? Если да, то потребуется ли с 01.03.2026 перевод или дублирование этого товарного знака на русском языке?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли организация в настоящее время размещать на вывеске ресторана зарегистрированный словесный товарный знак только на иностранном языке? Если да, то потребуется ли с 01.03.2026 перевод или дублирование этого товарного знака на русском языке?
Статья: Охрана объектов интеллектуальной собственности после переработки по законодательству Республики Казахстан
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)Так, Специализированным межрайонным административным судом города Нур-Султан (ныне Астаны) рассматривалось административное дело по иску ИП И.В. к государственному учреждению - Министерству юстиции Республики Казахстан (далее - Минюст РК) с требованиями о признании полностью незаконным и отмене решения Апелляционного совета N 39/2021 от 26.04.2021 об отказе в удовлетворении возражения ИП И.В. против регистрации словесного товарного знака ARGUS по Свидетельству РК N 69747 от 30.07.2020 по товарам 6-го класса МКТУ (заявка N 91483 от 01.07.2019) на имя ЗАО "С"; о признании недействительной государственной регистрации словесного товарного знака ARGUS по Свидетельству РК N 69747 от 30.07.2020 по товарам 6-го класса МКТУ (заявка N 91483 от 01.07.2019) на имя ЗАО "С".
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)Так, Специализированным межрайонным административным судом города Нур-Султан (ныне Астаны) рассматривалось административное дело по иску ИП И.В. к государственному учреждению - Министерству юстиции Республики Казахстан (далее - Минюст РК) с требованиями о признании полностью незаконным и отмене решения Апелляционного совета N 39/2021 от 26.04.2021 об отказе в удовлетворении возражения ИП И.В. против регистрации словесного товарного знака ARGUS по Свидетельству РК N 69747 от 30.07.2020 по товарам 6-го класса МКТУ (заявка N 91483 от 01.07.2019) на имя ЗАО "С"; о признании недействительной государственной регистрации словесного товарного знака ARGUS по Свидетельству РК N 69747 от 30.07.2020 по товарам 6-го класса МКТУ (заявка N 91483 от 01.07.2019) на имя ЗАО "С".
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
(ред. от 23.07.2025)1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482
(ред. от 20.09.2024)
"Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38572)К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.
(ред. от 20.09.2024)
"Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38572)К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.
Статья: Соотношение товарных знаков и объектов авторского права на примере шрифтов
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)В рамках соотношения прав на средства индивидуализации установлено правило первенства, то есть на какой объект право возникло раньше, тот объект и обладает преимуществом по отношению к тождественным или сходным с ним до степени смешения более поздним объектам. Но в этом случае правообладатель более раннего исключительного права не может обратиться за законной защитой своих прав в суд за незаконное использование принадлежащего ему средства индивидуализации до тех пор, пока более поздний объект является действующим. Правообладатель раннего объекта должен воспользоваться процедурой признания недействительным более позднего объекта путем подачи возражения в Палату по патентным спорам. При этом Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ в ряде своих актов обозначали позицию, что при наличии двух объектов интеллектуальной собственности, которые сталкиваются в споре, ни один из правообладателей, использующих свой объект, не может быть признан нарушителем права на другой объект до тех пор, пока право на поздний объект действует. Отсюда следует, что использование товарного знака с наличием охраняемого шрифта другого правообладателя не может считаться нарушением права третьих лиц на другие объекты интеллектуальной собственности. Стоит также отметить, что шрифт, являясь изначально объектом авторского права, также может иметь правовую охрану и посредством патентования в качестве промышленного образца. Это в свою очередь создает определенные сложности при рассмотрении вопроса первенства по созданию объекта авторского права, патентования в качестве промышленного образца и регистрации товарного знака в шрифтовом исполнении. При этом тот же словесный товарный знак охраняется по своему словесному обозначению, а шрифт и цвет являются лишь визуальной проработкой. Зачастую суды исходят из того, что товарный знак со словесным элементом имеет охрану в части семантического значения данного слова, а не его оформления при регистрации, что также противоречит общим подходам к наличию правовой охраны исключительного права. Это подтверждается тем, что товарный знак охраняется в том виде, в каком был зарегистрирован.
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)В рамках соотношения прав на средства индивидуализации установлено правило первенства, то есть на какой объект право возникло раньше, тот объект и обладает преимуществом по отношению к тождественным или сходным с ним до степени смешения более поздним объектам. Но в этом случае правообладатель более раннего исключительного права не может обратиться за законной защитой своих прав в суд за незаконное использование принадлежащего ему средства индивидуализации до тех пор, пока более поздний объект является действующим. Правообладатель раннего объекта должен воспользоваться процедурой признания недействительным более позднего объекта путем подачи возражения в Палату по патентным спорам. При этом Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ в ряде своих актов обозначали позицию, что при наличии двух объектов интеллектуальной собственности, которые сталкиваются в споре, ни один из правообладателей, использующих свой объект, не может быть признан нарушителем права на другой объект до тех пор, пока право на поздний объект действует. Отсюда следует, что использование товарного знака с наличием охраняемого шрифта другого правообладателя не может считаться нарушением права третьих лиц на другие объекты интеллектуальной собственности. Стоит также отметить, что шрифт, являясь изначально объектом авторского права, также может иметь правовую охрану и посредством патентования в качестве промышленного образца. Это в свою очередь создает определенные сложности при рассмотрении вопроса первенства по созданию объекта авторского права, патентования в качестве промышленного образца и регистрации товарного знака в шрифтовом исполнении. При этом тот же словесный товарный знак охраняется по своему словесному обозначению, а шрифт и цвет являются лишь визуальной проработкой. Зачастую суды исходят из того, что товарный знак со словесным элементом имеет охрану в части семантического значения данного слова, а не его оформления при регистрации, что также противоречит общим подходам к наличию правовой охраны исключительного права. Это подтверждается тем, что товарный знак охраняется в том виде, в каком был зарегистрирован.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: действия комиссии заказчика правомерны. Товарный знак является обозначением, позволяющим идентифицировать товары, но не производителей таких товаров. При этом товары и услуги, обозначенные одним товарным знаком, могут быть произведены или оказаны различными производителями, действующими в различных странах, поскольку владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять разрешение на их использование другими лицами. Указав в своей заявке словесное обозначение товарного знака предлагаемого товара, но не наименование его производителя, участник закупки не исполнил требования ПП РФ N 832 о декларировании наименования производителя пищевых продуктов <102>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: действия комиссии заказчика правомерны. Товарный знак является обозначением, позволяющим идентифицировать товары, но не производителей таких товаров. При этом товары и услуги, обозначенные одним товарным знаком, могут быть произведены или оказаны различными производителями, действующими в различных странах, поскольку владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять разрешение на их использование другими лицами. Указав в своей заявке словесное обозначение товарного знака предлагаемого товара, но не наименование его производителя, участник закупки не исполнил требования ПП РФ N 832 о декларировании наименования производителя пищевых продуктов <102>.
Статья: Влияние товарных знаков на развитие потребительских рынков. Часть 2
(Разумова Г.В., Орлова Е.Д., Рожнова Д.А.)
("Юрист", 2024, N 12)Внешний вид: для того, чтобы потребитель усвоил предлагаемую информацию, он должен обратить на нее свое внимание. Для этого реклама должна быть яркой, запоминающейся (краткие, звучные словесные товарные знаки, яркие, не перегруженные элементами комбинированные товарные знаки) и привлекать взгляды максимального числа потребителей.
(Разумова Г.В., Орлова Е.Д., Рожнова Д.А.)
("Юрист", 2024, N 12)Внешний вид: для того, чтобы потребитель усвоил предлагаемую информацию, он должен обратить на нее свое внимание. Для этого реклама должна быть яркой, запоминающейся (краткие, звучные словесные товарные знаки, яркие, не перегруженные элементами комбинированные товарные знаки) и привлекать взгляды максимального числа потребителей.
Статья: Проблемы определения правомерного использования имени гражданина третьими лицами
(Мусаелян К.Т.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Касательно товарного знака в правовой науке и судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым несанкционированное использование третьими лицами чужого товарного знака возможно только в случае, если он используется не для целей индивидуализации. Во всех остальных случаях - только с согласия правообладателя. Этот подход получил свое закрепление в п. 157 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 23.04.2019, которым установлено, что употребление слов (в том числе имен нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги. Это касается и использования товарного знака третьими лицами.
(Мусаелян К.Т.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Касательно товарного знака в правовой науке и судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым несанкционированное использование третьими лицами чужого товарного знака возможно только в случае, если он используется не для целей индивидуализации. Во всех остальных случаях - только с согласия правообладателя. Этот подход получил свое закрепление в п. 157 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 23.04.2019, которым установлено, что употребление слов (в том числе имен нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги. Это касается и использования товарного знака третьими лицами.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Следующий пример злоупотребления правообладателем своими возможностями. Представитель правообладателя "Смешариков" <1> (персонажи как объекты авторского права и права средств индивидуализации, включая имена персонажей <2>, их изображения и словесно-изобразительные товарные знаки) заказал в пекарне торт с изображениями главных героев мультфильма. Затем правообладатель заявил изготовителю торта иск с требованием о выплате компенсации за незаконное использование объектов интеллектуальных прав. По этому поводу Е.Ю. Пашкова резонно удивляется: "Чего только... не предпринимают, чтобы поймать и наказать "злостных" нарушителей своих исключительных прав" <3>. Суд первой инстанции в иске отказал, апелляционная и кассационная инстанции оставили решение суда без изменений <4>. Высший Арбитражный Суд РФ Определением от 6 февраля 2013 г. N 17584/12 отказался передать дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда. В ходе разбирательства был установлен факт злоупотребления исключительными правами.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Следующий пример злоупотребления правообладателем своими возможностями. Представитель правообладателя "Смешариков" <1> (персонажи как объекты авторского права и права средств индивидуализации, включая имена персонажей <2>, их изображения и словесно-изобразительные товарные знаки) заказал в пекарне торт с изображениями главных героев мультфильма. Затем правообладатель заявил изготовителю торта иск с требованием о выплате компенсации за незаконное использование объектов интеллектуальных прав. По этому поводу Е.Ю. Пашкова резонно удивляется: "Чего только... не предпринимают, чтобы поймать и наказать "злостных" нарушителей своих исключительных прав" <3>. Суд первой инстанции в иске отказал, апелляционная и кассационная инстанции оставили решение суда без изменений <4>. Высший Арбитражный Суд РФ Определением от 6 февраля 2013 г. N 17584/12 отказался передать дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда. В ходе разбирательства был установлен факт злоупотребления исключительными правами.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Норма подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ предполагает для словесных товарных знаков, что для адресной группы потребителей слово означает что-то конкретное, определенное, указывающее, в частности, на соответствующие услуги. Если же обозначение может вызвать дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, то оно не может конкретизировать определенный товар или услугу.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Норма подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ предполагает для словесных товарных знаков, что для адресной группы потребителей слово означает что-то конкретное, определенное, указывающее, в частности, на соответствующие услуги. Если же обозначение может вызвать дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, то оно не может конкретизировать определенный товар или услугу.
Статья: Товарный знак
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для оповещения об исключительном праве на товарный знак используется знак охраны, состоящий из латинской буквы "R" (в окружности или без нее) либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" (ст. 1485 ГК РФ), также упоминаемый как "предупредительная маркировка".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для оповещения об исключительном праве на товарный знак используется знак охраны, состоящий из латинской буквы "R" (в окружности или без нее) либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" (ст. 1485 ГК РФ), также упоминаемый как "предупредительная маркировка".
Статья: Типичные ошибки в заголовках к записям в трудовых книжках и варианты их исправления
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 1)- в заголовок включают лишние сведения: ИНН, словесный товарный знак и др. Такое обычно встречается при использовании штампов с наименованием работодателя, на котором содержатся и эти сведения.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 1)- в заголовок включают лишние сведения: ИНН, словесный товарный знак и др. Такое обычно встречается при использовании штампов с наименованием работодателя, на котором содержатся и эти сведения.
Готовое решение: При каких условиях можно использовать товарный знак в рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)Также в судебной практике встречается позиция, что словесное упоминание чужого товарного знака (например, в качестве ключевых слов в контекстной рекламе), если оно не вызывает смешения, не является его использованием по смыслу ст. 1484 ГК РФ, а значит, само по себе не нарушает исключительное право на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16.08.2021 N С01-768/2020). Вместе с тем использование чужого товарного знака в контекстной рекламе в качестве ключевых слов может рассматриваться с учетом целей такого использования как акт недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
(КонсультантПлюс, 2025)Также в судебной практике встречается позиция, что словесное упоминание чужого товарного знака (например, в качестве ключевых слов в контекстной рекламе), если оно не вызывает смешения, не является его использованием по смыслу ст. 1484 ГК РФ, а значит, само по себе не нарушает исключительное право на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16.08.2021 N С01-768/2020). Вместе с тем использование чужого товарного знака в контекстной рекламе в качестве ключевых слов может рассматриваться с учетом целей такого использования как акт недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)На основании п. 1 ст. 1482 ГК РФ товарный знак - зарегистрированные словесные, изобразительные, объемные обозначения или их комбинации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)На основании п. 1 ст. 1482 ГК РФ товарный знак - зарегистрированные словесные, изобразительные, объемные обозначения или их комбинации.