Ситуации конфликта интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ситуации конфликта интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)...прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Управления образования... По результатам... проверки установлено, что начальник Управления образования... создавала условия для фиктивного трудоустройства свойственницы С.А., также являвшейся работником Управления образования, с целью получения последней дополнительного материального вознаграждения... ситуация расценивается... как конфликт интересов.
(КонсультантПлюс, 2025)...прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Управления образования... По результатам... проверки установлено, что начальник Управления образования... создавала условия для фиктивного трудоустройства свойственницы С.А., также являвшейся работником Управления образования, с целью получения последней дополнительного материального вознаграждения... ситуация расценивается... как конфликт интересов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 53.1 "Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Судебная практика исходит из презумпции недобросовестности при нарушении запрета на совершение директорами любых действий, влекущих неблагоприятные последствия для общества в ситуации конфликта интересов.
(Арбитражный суд Уральского округа)Судебная практика исходит из презумпции недобросовестности при нарушении запрета на совершение директорами любых действий, влекущих неблагоприятные последствия для общества в ситуации конфликта интересов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конфликт интересов у директора с возглавляемой им компанией
(Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 6)Ситуации, в которых проявляется конфликт интересов
(Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 6)Ситуации, в которых проявляется конфликт интересов
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Дисциплинарная коллегия согласилась с выводами квалификационной коллегии судей о совершении судьей Х. дисциплинарного проступка, поскольку Х., достоверно зная требования, предъявляемые к поведению судьи, обязывающие ее при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и достоинство судьи, допустила непроцессуальное общение с адвокатом, оказывала юридические услуги и создала ситуацию, способствовавшую возникновению конфликта интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Дисциплинарная коллегия согласилась с выводами квалификационной коллегии судей о совершении судьей Х. дисциплинарного проступка, поскольку Х., достоверно зная требования, предъявляемые к поведению судьи, обязывающие ее при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и достоинство судьи, допустила непроцессуальное общение с адвокатом, оказывала юридические услуги и создала ситуацию, способствовавшую возникновению конфликта интересов.
Статья: Конфликт интересов в деятельности членов общественных советов при исполнительных органах субъектов Российской Федерации
(Ширалиев И.С., Денисов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Таким образом, понятие "конфликт интересов" в Федеральном законе "О противодействии коррупции" шире по сравнению с тем, которое закреплено в ФЗ "Об основах общественного контроля", а значит, риск допустить ситуацию конфликта интересов существенно выше.
(Ширалиев И.С., Денисов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Таким образом, понятие "конфликт интересов" в Федеральном законе "О противодействии коррупции" шире по сравнению с тем, которое закреплено в ФЗ "Об основах общественного контроля", а значит, риск допустить ситуацию конфликта интересов существенно выше.
Статья: Конфликт интересов среди работников уголовно-исполнительной системы: анализ правоприменительной практики и передовой опыт подразделений ФСИН России
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В настоящее время стандарты антикоррупционного поведения являются неотъемлемой частью служебного поведения и служебной (профессиональной), деловой этики работника. Они являются общими правилами поведения, которые в каждой отрасли профессиональной деятельности дополняются специальными требованиями и нормами, направленными на регулирование поведения, служебных и социальных отношений в коллективе организации определенной социально-экономической сферы. Антикоррупционные стандарты находят свое отражение в нормативных правовых актах, в ведомственных нормативных документах организаций, закрепляющих принципы поведения, предписывающие работникам, служащим исключать коррупционные риски, не допускать возникновения ситуаций конфликта интересов <1>.
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В настоящее время стандарты антикоррупционного поведения являются неотъемлемой частью служебного поведения и служебной (профессиональной), деловой этики работника. Они являются общими правилами поведения, которые в каждой отрасли профессиональной деятельности дополняются специальными требованиями и нормами, направленными на регулирование поведения, служебных и социальных отношений в коллективе организации определенной социально-экономической сферы. Антикоррупционные стандарты находят свое отражение в нормативных правовых актах, в ведомственных нормативных документах организаций, закрепляющих принципы поведения, предписывающие работникам, служащим исключать коррупционные риски, не допускать возникновения ситуаций конфликта интересов <1>.
Статья: Проблема исключения конфликта интересов в контрактной системе в сфере закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Статья посвящена правовому регулированию исключения ситуаций конфликта интересов в контрактной системе в сфере закупок, анализу проекта Федерального закона N 1145363-7. Автор предлагает ввести в организациях заказчиков закупочный комплаенс.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Статья посвящена правовому регулированию исключения ситуаций конфликта интересов в контрактной системе в сфере закупок, анализу проекта Федерального закона N 1145363-7. Автор предлагает ввести в организациях заказчиков закупочный комплаенс.
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)с предупреждением конфликта интересов. Положение предусматривает систему антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов;
(КонсультантПлюс, 2025)с предупреждением конфликта интересов. Положение предусматривает систему антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов;
Статья: Правовая природа конфликта интересов
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В результате исследования автор приходит к выводу о двояком понимании явления конфликта интересов, необходимости закрепления его легальной дефиниции, а также нормативного регулирования частных ситуаций его проявления в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в частности с учетом того, что круг вопросов, подпадающих под ситуацию конфликта интересов, намного шире, чем только совершение сделок с заинтересованностью. Автором предложены рекомендации по разрешению ситуаций конфликта интересов.
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В результате исследования автор приходит к выводу о двояком понимании явления конфликта интересов, необходимости закрепления его легальной дефиниции, а также нормативного регулирования частных ситуаций его проявления в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в частности с учетом того, что круг вопросов, подпадающих под ситуацию конфликта интересов, намного шире, чем только совершение сделок с заинтересованностью. Автором предложены рекомендации по разрешению ситуаций конфликта интересов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3) необходимость исключения ситуации конфликта интересов при рассмотрении споров, возникающих из административно-организационных правоотношений, складывающихся внутри системы судебной власти;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3) необходимость исключения ситуации конфликта интересов при рассмотрении споров, возникающих из административно-организационных правоотношений, складывающихся внутри системы судебной власти;
Статья: Конкурент в составе совета директоров: вопросы конфликта интересов и защиты от недобросовестной конкуренции
(Седова Ж.И.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 4)Следует отметить, что правоведы подробно изучают тематику конфликта интересов в разных сферах деятельности и правоотношений. В частности, Венецкий М.М. рассматривает легальную дефиницию конфликта интересов и ее различное толкование правоприменителями, а также проблемы как чрезмерно широкой, так и узкой интерпретации этого правового явления, выделяя три основных элемента, составляющих ситуацию конфликта интересов: личную заинтересованность работника; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними <1>.
(Седова Ж.И.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 4)Следует отметить, что правоведы подробно изучают тематику конфликта интересов в разных сферах деятельности и правоотношений. В частности, Венецкий М.М. рассматривает легальную дефиницию конфликта интересов и ее различное толкование правоприменителями, а также проблемы как чрезмерно широкой, так и узкой интерпретации этого правового явления, выделяя три основных элемента, составляющих ситуацию конфликта интересов: личную заинтересованность работника; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними <1>.
Статья: Природа народного представительства и конфликт интересов у депутатов представительного органа муниципального образования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Комплекс правовых мер, направленных на совершенствование правовой модели определения конфликта интересов у депутатов представительного органа муниципального образования. Важно понимать, что классическая конструкция конфликта интересов у государственных и муниципальных служащих предполагает ситуативный, эпизодический характер. Конфликт интересов возникает в определенный момент, время его наступления невозможно спрогнозировать. Если же ситуация существования конфликта интересов у муниципальных депутатов носит запрограммированный, постоянный, регулярно повторяющийся характер, то, очевидно, возникновение такой ситуации должно быть пресечено правовыми средствами в принципе.
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Комплекс правовых мер, направленных на совершенствование правовой модели определения конфликта интересов у депутатов представительного органа муниципального образования. Важно понимать, что классическая конструкция конфликта интересов у государственных и муниципальных служащих предполагает ситуативный, эпизодический характер. Конфликт интересов возникает в определенный момент, время его наступления невозможно спрогнозировать. Если же ситуация существования конфликта интересов у муниципальных депутатов носит запрограммированный, постоянный, регулярно повторяющийся характер, то, очевидно, возникновение такой ситуации должно быть пресечено правовыми средствами в принципе.
Статья: Как работодателю предотвратить конфликт интересов
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Понятие конфликта интересов дано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ). Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, занимающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная заинтересованность в данном случае означает возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ):
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Понятие конфликта интересов дано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ). Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, занимающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная заинтересованность в данном случае означает возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ):
Статья: Конфликт интересов как мера противодействия коррупции
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)С практической точки зрения многие государственные служащие и работники силовых структур также отмечают, что создание и рассмотрение на комиссиях возможных или случившихся ситуаций конфликта интересов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, никак не ведет к уменьшению количества коррупционных правонарушений и преступлений. Данные ограничения легко обходятся теми лицами, которые умышленно собираются совершить коррупционное преступление или нарушить иные нормы права. Однако меры по конфликту интересов усложняют работу для тех лиц и госоргана в целом, которые исполняют свои должностные обязанности на должном уровне, не совершая коррупционных проступков, правонарушений и преступлений. На практике, к сожалению, достаточно часто возникают абсурдные ситуации, когда лица, не совершавшие и не нарушавшие норм по конфликту интересов, выносятся на комиссии и комиссия обязана с точки зрения закона обязательно рассматривать данные ситуации, вынося соответствующие решения. Часто перестраховываясь и боясь, что вдруг потенциально может возникнуть конфликт интересов, а на комиссию данная ситуация не будет вынесена, чтобы себя подстраховать, данные лица также выносятся на комиссию. Тем самым отнимается рабочее время, создаются дополнительные ненужные и никаким положительным образом не влияющие на работу препятствия для исполнения основных должностных полномочий. Излишняя бюрократизация в данном вопросе никак не способствует сокращению коррупционных проявлений. Регулярные обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, публикуемые Минтрудом, лишь доказывают несостоятельность наличия процедур конфликта интересов в части касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов и их нецелесообразность. Число выявленных фактов и ситуаций возникновения конфликта интересов год от года только растет, создавая дополнительную нагрузку на органы государственной власти и тех, кто обязан исполнять данные законодательные нормы. Все ситуации, которые представлены в обзорах, а также иные, рассмотренные на практике в комиссиях по урегулированию конфликта интересов, сводятся по данному вопросу к двум результирующим: или конфликт есть, или его нет. Если будет установлено, что конфликта интересов нет, то и комментарии здесь излишни. Однако если комиссией будет признан факт наличия конфликта интересов, то здесь также возможны два варианта: лицо или приняло меры по урегулированию конфликта интересов, или нет. Если нет, варианты могут быть уже разные, в зависимости от тяжести совершенного проступка (преступления), в любом случае, как правило, лицо должно быть уволено с формулировкой "в связи с утратой доверия", и далее материалы поступают в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшей работы. И здесь возникает вопрос: зачем необходимо совершать достаточно большое количество процедур, согласно действующим нормам законодательства, которые связаны с (не)выявлением конфликта интересов, когда в рабочем порядке или само лицо, выполняющее должностные обязанности, может напрямую уведомить, например, правоохранительные органы о склонении его к должностному преступлению (как вариант), или иное лицо может также сделать данное заявление, имея на то основания, в обход комиссий по конфликту интересов?
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)С практической точки зрения многие государственные служащие и работники силовых структур также отмечают, что создание и рассмотрение на комиссиях возможных или случившихся ситуаций конфликта интересов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, никак не ведет к уменьшению количества коррупционных правонарушений и преступлений. Данные ограничения легко обходятся теми лицами, которые умышленно собираются совершить коррупционное преступление или нарушить иные нормы права. Однако меры по конфликту интересов усложняют работу для тех лиц и госоргана в целом, которые исполняют свои должностные обязанности на должном уровне, не совершая коррупционных проступков, правонарушений и преступлений. На практике, к сожалению, достаточно часто возникают абсурдные ситуации, когда лица, не совершавшие и не нарушавшие норм по конфликту интересов, выносятся на комиссии и комиссия обязана с точки зрения закона обязательно рассматривать данные ситуации, вынося соответствующие решения. Часто перестраховываясь и боясь, что вдруг потенциально может возникнуть конфликт интересов, а на комиссию данная ситуация не будет вынесена, чтобы себя подстраховать, данные лица также выносятся на комиссию. Тем самым отнимается рабочее время, создаются дополнительные ненужные и никаким положительным образом не влияющие на работу препятствия для исполнения основных должностных полномочий. Излишняя бюрократизация в данном вопросе никак не способствует сокращению коррупционных проявлений. Регулярные обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, публикуемые Минтрудом, лишь доказывают несостоятельность наличия процедур конфликта интересов в части касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов и их нецелесообразность. Число выявленных фактов и ситуаций возникновения конфликта интересов год от года только растет, создавая дополнительную нагрузку на органы государственной власти и тех, кто обязан исполнять данные законодательные нормы. Все ситуации, которые представлены в обзорах, а также иные, рассмотренные на практике в комиссиях по урегулированию конфликта интересов, сводятся по данному вопросу к двум результирующим: или конфликт есть, или его нет. Если будет установлено, что конфликта интересов нет, то и комментарии здесь излишни. Однако если комиссией будет признан факт наличия конфликта интересов, то здесь также возможны два варианта: лицо или приняло меры по урегулированию конфликта интересов, или нет. Если нет, варианты могут быть уже разные, в зависимости от тяжести совершенного проступка (преступления), в любом случае, как правило, лицо должно быть уволено с формулировкой "в связи с утратой доверия", и далее материалы поступают в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшей работы. И здесь возникает вопрос: зачем необходимо совершать достаточно большое количество процедур, согласно действующим нормам законодательства, которые связаны с (не)выявлением конфликта интересов, когда в рабочем порядке или само лицо, выполняющее должностные обязанности, может напрямую уведомить, например, правоохранительные органы о склонении его к должностному преступлению (как вариант), или иное лицо может также сделать данное заявление, имея на то основания, в обход комиссий по конфликту интересов?