Система земельного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Система земельного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешительный характер использования некоторых видов земельных участков
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)В статье рассмотрено, как меняется система земельных прав и реализуется законодательно предусмотренная с 2015 года возможность использовать земельные участки на основании разрешений без процедуры их предоставления. При этом приведены примеры детализирующих эту возможность подзаконных актов. Особое внимание уделено применению данного института при гаражной амнистии. Сделан вывод, что его привлекательность для граждан будет определена последующими решениями региональных и местных органов власти.
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)В статье рассмотрено, как меняется система земельных прав и реализуется законодательно предусмотренная с 2015 года возможность использовать земельные участки на основании разрешений без процедуры их предоставления. При этом приведены примеры детализирующих эту возможность подзаконных актов. Особое внимание уделено применению данного института при гаражной амнистии. Сделан вывод, что его привлекательность для граждан будет определена последующими решениями региональных и местных органов власти.
Статья: Правовые средства в земельном праве
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Данное обстоятельство предполагает расширение теоретических представлений, связанных с использованием правовых средств различной отраслевой принадлежности в процессе правового регулирования земельных отношений, которые должны согласовываться с целями, ради которых они применяются, быть пропорциональными и не порождать избыточных ограничений прав и свобод граждан. В этой связи теоретико-методологические положения о функциональных свойствах правовых средств в земельном праве могут служить основанием для проектирования изменений системы земельного права, разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства и выработке государственной политики в области использования и охраны земель.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Данное обстоятельство предполагает расширение теоретических представлений, связанных с использованием правовых средств различной отраслевой принадлежности в процессе правового регулирования земельных отношений, которые должны согласовываться с целями, ради которых они применяются, быть пропорциональными и не порождать избыточных ограничений прав и свобод граждан. В этой связи теоретико-методологические положения о функциональных свойствах правовых средств в земельном праве могут служить основанием для проектирования изменений системы земельного права, разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства и выработке государственной политики в области использования и охраны земель.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Правовой режим земельных участков в границах ООПТ был предметом исследования Е.В. Луневой, которая приходит к выводу о том, что правовой режим земельных участков в ООПТ представляет собой особый порядок правового регулирования, состоящий из системного единства гражданско-правовых (цивилистическая составляющая) и публично-правовых (публично-правовая составляющая) средств, которые создают такое правовое состояние, когда использование земельных участков в ООПТ, а также их имущественный оборот сопряжены с сохранением редких и уникальных экологических систем. При этом цивилистическая составляющая правового режима земельных участков в ООПТ имеет сложную иерархическую структуру, в рамках которой гражданско-правовые средства, группируясь по функциональному критерию, формируют ее взаимосвязанные между собой подразделения, где действуют свои ограничения при проявлении форм межотраслевых связей гражданского и природоресурсного (земельного, экологического) права по элементам механизма правового регулирования. В свою очередь, система ограничений прав на земельные участки в ООПТ образует публично-правовую составляющую его правового режима <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Правовой режим земельных участков в границах ООПТ был предметом исследования Е.В. Луневой, которая приходит к выводу о том, что правовой режим земельных участков в ООПТ представляет собой особый порядок правового регулирования, состоящий из системного единства гражданско-правовых (цивилистическая составляющая) и публично-правовых (публично-правовая составляющая) средств, которые создают такое правовое состояние, когда использование земельных участков в ООПТ, а также их имущественный оборот сопряжены с сохранением редких и уникальных экологических систем. При этом цивилистическая составляющая правового режима земельных участков в ООПТ имеет сложную иерархическую структуру, в рамках которой гражданско-правовые средства, группируясь по функциональному критерию, формируют ее взаимосвязанные между собой подразделения, где действуют свои ограничения при проявлении форм межотраслевых связей гражданского и природоресурсного (земельного, экологического) права по элементам механизма правового регулирования. В свою очередь, система ограничений прав на земельные участки в ООПТ образует публично-правовую составляющую его правового режима <1>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Емелькина И.А. Система ограниченных вещных прав на земельный участок: монография. М.: Волтерс Клувер, 2011.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Емелькина И.А. Система ограниченных вещных прав на земельный участок: монография. М.: Волтерс Клувер, 2011.
Статья: Продажа сельскохозяйственным предприятием доли участия в уставном капитале ООО
(Герасимова Н.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Судьи также полагают, что расчет процентной доли доходов в целях определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя осуществляется от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (см. Постановление АС СКО от 27.05.2020 N Ф08-1952/2020 по делу N А53-19855/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 05.08.2020 N 308-ЭС20-10296). Но важный момент - решение было принято не в пользу налогоплательщика с учетом того, что договоры о передаче прав аренды земельных участков носят системный характер и фактически направлены на вывод активов, которые используются в производстве сельхозпродукции.
(Герасимова Н.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Судьи также полагают, что расчет процентной доли доходов в целях определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя осуществляется от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (см. Постановление АС СКО от 27.05.2020 N Ф08-1952/2020 по делу N А53-19855/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 05.08.2020 N 308-ЭС20-10296). Но важный момент - решение было принято не в пользу налогоплательщика с учетом того, что договоры о передаче прав аренды земельных участков носят системный характер и фактически направлены на вывод активов, которые используются в производстве сельхозпродукции.
Статья: Влияние принципа деления земель по целевому назначению на категории на развитие судебной практики в России
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В Российской Федерации принцип деления земель по целевому назначению на категории, закрепленный в земельном законодательстве, является одним из базовых, системообразующих принципов отрасли земельного права. Поскольку основным содержанием данного принципа является определение правового режима земель, исходя из принадлежности земель к определенной категории, то и система земельного права базируется на установлении правового режима земель каждой из семи категорий, закрепленных в Земельном кодексе РФ. Сама идея категориальности, т.е. деления земель на категории, исходя из их целевого назначения, является неновой для российского законодательства. Так, например, в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. (ЗК РСФСР) имеются указания на земли сельскохозяйственного назначения, среди которых выделяются луговые и пахотные земли, усадебные земли; городские земли; земли специального назначения, "занятые горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр."; земли, "находящиеся под лесами" <1>. Надо отметить, что в указанном нормативном правовом акте законодатель также исходит из учета категории земли, определяя особенности использования земельных участков и угодий, особенности владения, управления и распоряжения ими. Например, при разделе луговых земель учитывалась необходимость сохранения их целостности и значимость для ведения сельского хозяйства: "Распределение луговых угодий, находящихся в пользовании земельных обществ, производится на тех же основаниях и по таким же разверсточным единицам, как и распределение пахотных земель, причем установление разных разверсточных единиц в одном и том же обществе для переделов пашни и лугов (например, передел пашни по едокам, а лугов по числу голов скота) не допускается" <2>.
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В Российской Федерации принцип деления земель по целевому назначению на категории, закрепленный в земельном законодательстве, является одним из базовых, системообразующих принципов отрасли земельного права. Поскольку основным содержанием данного принципа является определение правового режима земель, исходя из принадлежности земель к определенной категории, то и система земельного права базируется на установлении правового режима земель каждой из семи категорий, закрепленных в Земельном кодексе РФ. Сама идея категориальности, т.е. деления земель на категории, исходя из их целевого назначения, является неновой для российского законодательства. Так, например, в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. (ЗК РСФСР) имеются указания на земли сельскохозяйственного назначения, среди которых выделяются луговые и пахотные земли, усадебные земли; городские земли; земли специального назначения, "занятые горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр."; земли, "находящиеся под лесами" <1>. Надо отметить, что в указанном нормативном правовом акте законодатель также исходит из учета категории земли, определяя особенности использования земельных участков и угодий, особенности владения, управления и распоряжения ими. Например, при разделе луговых земель учитывалась необходимость сохранения их целостности и значимость для ведения сельского хозяйства: "Распределение луговых угодий, находящихся в пользовании земельных обществ, производится на тех же основаниях и по таким же разверсточным единицам, как и распределение пахотных земель, причем установление разных разверсточных единиц в одном и том же обществе для переделов пашни и лугов (например, передел пашни по едокам, а лугов по числу голов скота) не допускается" <2>.
Статья: Особенности разрешительного типа правового регулирования земельных отношений
(Гряда Э.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Вопросы внутренней системной дифференциации норм земельного права в науке представлены в общем виде, при этом зачастую в качестве критериев выделения его институтов указывается разновидность (специфика) земельного правоотношения, определяемая не только логическим, но и законодательным обособлением группы правовых норм. Однако в идеале система земельного законодательства является отражением системы земельного права, поэтому придавать значение правового института отдельной совокупности норм земельного права, даже формально выраженных в отдельных главах акта кодификации лишь по предметному критерию, не представляется целесообразным. Более того, нормы земельного права могут содержаться в нормативных правовых актах, являющихся основными источниками других отраслей.
(Гряда Э.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Вопросы внутренней системной дифференциации норм земельного права в науке представлены в общем виде, при этом зачастую в качестве критериев выделения его институтов указывается разновидность (специфика) земельного правоотношения, определяемая не только логическим, но и законодательным обособлением группы правовых норм. Однако в идеале система земельного законодательства является отражением системы земельного права, поэтому придавать значение правового института отдельной совокупности норм земельного права, даже формально выраженных в отдельных главах акта кодификации лишь по предметному критерию, не представляется целесообразным. Более того, нормы земельного права могут содержаться в нормативных правовых актах, являющихся основными источниками других отраслей.
Статья: К вопросу отказа от ограниченных вещных прав на земельные участки
(Шереметьева Н.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<6> Минаева А.А. Изменение системы прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками, в проекте изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
(Шереметьева Н.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<6> Минаева А.А. Изменение системы прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками, в проекте изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Само по себе временное пользование недвижимой вещью следует считать ее арендой (обязательственным правом), но относительно "права временного владения и пользования", прямо упоминаемого теперь законом наряду с правом временного пользования, имеются основания считать, что законодатель имел в виду особое вещное право (в пользу этого вывода говорит и заголовок гл. 17.1 ГК РФ, посвященной "праву собственности и другим вещным правам" на недвижимые вещи, ибо ни о каких иных правах, кроме названных здесь, в ее нормах не говорится). Данная ситуация вновь подтверждает необходимость четкой законодательной системы ограниченных вещных прав на земельные участки, отсутствующей в современном отечественном правопорядке.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Само по себе временное пользование недвижимой вещью следует считать ее арендой (обязательственным правом), но относительно "права временного владения и пользования", прямо упоминаемого теперь законом наряду с правом временного пользования, имеются основания считать, что законодатель имел в виду особое вещное право (в пользу этого вывода говорит и заголовок гл. 17.1 ГК РФ, посвященной "праву собственности и другим вещным правам" на недвижимые вещи, ибо ни о каких иных правах, кроме названных здесь, в ее нормах не говорится). Данная ситуация вновь подтверждает необходимость четкой законодательной системы ограниченных вещных прав на земельные участки, отсутствующей в современном отечественном правопорядке.
Статья: Юридическая техника закрепления принципов земельного права в законодательстве государств постсоветского пространства
(Демичев А.А., Илюхина В.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Достоинством данной классификации является то, что она позволяет определить место каждого принципа в системе принципов земельного права и его роль в системе правового регулирования в целом; позволяет выявить характер, достоинства и недостатки способов закрепления принципов в текстах нормативных правовых актов, унифицировать и оптимизировать эти способы.
(Демичев А.А., Илюхина В.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Достоинством данной классификации является то, что она позволяет определить место каждого принципа в системе принципов земельного права и его роль в системе правового регулирования в целом; позволяет выявить характер, достоинства и недостатки способов закрепления принципов в текстах нормативных правовых актов, унифицировать и оптимизировать эти способы.