Система управления гражданской оБороной
Подборка наиболее важных документов по запросу Система управления гражданской оБороной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за невыполнение специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой спецтехники и имущества гражданской обороны
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за невыполнение специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой спецтехники и имущества гражданской обороны
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод системы гражданской обороны с мирного на военное время: организация управления и основные мероприятия
(Строев Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 5)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 5
(Строев Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 5)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 5
Статья: Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны -
(ред. от 04.11.2025)1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны -
"Программа подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования"
(одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 31.10.2023 N 9)Тема 4. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.
(одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 31.10.2023 N 9)Тема 4. Место и роль единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в системе органов управления РСЧС и гражданской обороны.
Статья: О повышении устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
(Шеншин В.М., Силуянова Н.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)Постановлением Администрации города Мурманска от 26 апреля 2022 г. N 1049 определены назначение, задачи и требования к системам оповещения населения муниципального образования город Мурманск, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности. Система оповещения населения муниципального образования город Мурманск включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и представляет собой комбинацию взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации. В состав системы оповещения населения муниципального образования город Мурманск входят: на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения муниципального образования город Мурманск; на объектовом уровне - локальная система оповещения <4>.
(Шеншин В.М., Силуянова Н.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)Постановлением Администрации города Мурманска от 26 апреля 2022 г. N 1049 определены назначение, задачи и требования к системам оповещения населения муниципального образования город Мурманск, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности. Система оповещения населения муниципального образования город Мурманск включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и представляет собой комбинацию взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации. В состав системы оповещения населения муниципального образования город Мурманск входят: на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения муниципального образования город Мурманск; на объектовом уровне - локальная система оповещения <4>.
Статья: Уголовная ответственность за преступления в сфере гражданской обороны
(Шеншин В.М., Погадаева Я.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 11)Заострим внимание на ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
(Шеншин В.М., Погадаева Я.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 11)Заострим внимание на ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Статья: Субъекты публичной администрации, уполномоченные в области обеспечения национальной безопасности России
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)В области обороны Правительство РФ реализует меры по ее обеспечению и ответственно в рамках своих функций за состояние и оснащение Вооруженных Сил РФ, иных войск, воинских формирований и органов, руководит деятельностью подведомственных органов исполнительной власти, утверждает организацию, определяет задачи и реализует общее планирование гражданской обороны и др. В целях обеспечения общественной безопасности создана Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, сформированы система управления гражданской обороной и группировка ее сил. Определены функции Правительства РФ и по обеспечению экологической, транспортной, энергетической, промышленной безопасности.
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)В области обороны Правительство РФ реализует меры по ее обеспечению и ответственно в рамках своих функций за состояние и оснащение Вооруженных Сил РФ, иных войск, воинских формирований и органов, руководит деятельностью подведомственных органов исполнительной власти, утверждает организацию, определяет задачи и реализует общее планирование гражданской обороны и др. В целях обеспечения общественной безопасности создана Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, сформированы система управления гражданской обороной и группировка ее сил. Определены функции Правительства РФ и по обеспечению экологической, транспортной, энергетической, промышленной безопасности.
Статья: Об участии территориального общественного самоуправления в осуществлении органами местного самоуправления полномочий в сфере гражданской обороны
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Применительно к рассматриваемой проблематике участия органов ТОС в организации мероприятий по гражданской и территориальной обороне необходимо отметить, что ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" <10> (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) предусматривает полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерацией создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, защитные сооружения.
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Применительно к рассматриваемой проблематике участия органов ТОС в организации мероприятий по гражданской и территориальной обороне необходимо отметить, что ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" <10> (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) предусматривает полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерацией создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, защитные сооружения.
Статья: Организация гражданской обороны на муниципальном (районном, городском) уровне
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 4)- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 4)- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования и мероприятия в области гражданской обороны. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия. Субъектами правонарушений, как правило, являются должностные лица, нарушающие правила эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правила использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны <35>.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования и мероприятия в области гражданской обороны. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия. Субъектами правонарушений, как правило, являются должностные лица, нарушающие правила эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правила использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны <35>.
Статья: Термины и определения основных понятий гражданской обороны
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11)Система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области ГО и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление ГО, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление ГО.
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11)Система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области ГО и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление ГО, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление ГО.
Статья: Организация связи в целях выполнения задач гражданской обороны на объектовом уровне
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 7)Система управления гражданской обороны - это составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной [1].
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 7)Система управления гражданской обороны - это составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной [1].
Статья: Подготовка к ведению гражданской обороны: планирование, организация, основные мероприятия
(Строев Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 4)- развитие системы управления гражданской обороны, создание системы пунктов управления и технических средств связи;
(Строев Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 4)- развитие системы управления гражданской обороны, создание системы пунктов управления и технических средств связи;
Статья: Организация и ведение гражданской обороны в государственных и муниципальных органах исполнительной власти и подведомственных им организациях
(Ефремов Н.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 9)- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности техническую систему управления гражданской обороны и систему оповещения работников ОИВ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
(Ефремов Н.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 9)- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности техническую систему управления гражданской обороны и систему оповещения работников ОИВ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;