Система налогов и сБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Система налогов и сБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11); при этом налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, в том числе имеют право взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы (статьи 30 и 31). Таким образом, налоговое законодательство предусматривает право и обязанность налоговых органов осуществлять выявление у налогоплательщиков недоимок по налогам и сборам, а также их принудительное взыскание."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.11 "Общие положения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, применяющее УСН, обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, которым ему предложено уменьшить расходы на оплату контрактов на сумму НДС, выделенного подрядчиком. Инспекция установила, что в актах по форме КС-2 указана сумма НДС, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.11 НК РФ, освобождающей от НДС организации, применяющие УСН. При этом сумма НДС не указывалась в актах по форме КС-3 и в платежных поручениях. Общество настаивало на допустимости и законности оплаты контрактов по согласованной цене, поскольку указание заказчиком в актах по форме КС-2 суммы, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ), а также не возлагает на участника закупки, применяющего УСН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. Суд подчеркнул, что обязанность по уплате НДС возникает только при наличии выставленного счета-фактуры (п. 5 ст. 173 НК РФ). Суд установил, что включение НДС в акты по форме КС-2 не свидетельствует о нарушении налогового законодательства, поскольку обязанность по уплате НДС не предусматривалась условиями контрактов, а подрядчик, применяющий УСН, не выставлял счета-фактуры. Суд признал требования инспекции необоснованными.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, применяющее УСН, обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, которым ему предложено уменьшить расходы на оплату контрактов на сумму НДС, выделенного подрядчиком. Инспекция установила, что в актах по форме КС-2 указана сумма НДС, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.11 НК РФ, освобождающей от НДС организации, применяющие УСН. При этом сумма НДС не указывалась в актах по форме КС-3 и в платежных поручениях. Общество настаивало на допустимости и законности оплаты контрактов по согласованной цене, поскольку указание заказчиком в актах по форме КС-2 суммы, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ), а также не возлагает на участника закупки, применяющего УСН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. Суд подчеркнул, что обязанность по уплате НДС возникает только при наличии выставленного счета-фактуры (п. 5 ст. 173 НК РФ). Суд установил, что включение НДС в акты по форме КС-2 не свидетельствует о нарушении налогового законодательства, поскольку обязанность по уплате НДС не предусматривалась условиями контрактов, а подрядчик, применяющий УСН, не выставлял счета-фактуры. Суд признал требования инспекции необоснованными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об официальном опубликовании федеральных законов, системе налоговых органов и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов.
(Письма Минфина России от 15.01.2024 N 03-02-08/2193, от 09.01.2024 N 03-02-07/264, от 25.12.2023 N 03-02-07/125540)Вопрос: Об официальном опубликовании федеральных законов, системе налоговых органов и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов.
(Письма Минфина России от 15.01.2024 N 03-02-08/2193, от 09.01.2024 N 03-02-07/264, от 25.12.2023 N 03-02-07/125540)Вопрос: Об официальном опубликовании федеральных законов, системе налоговых органов и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья: Изменения в уплате торгового сбора
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 11)Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 11)Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.
Статья: Уплата налогов и взносов в 2023 году: ЕНП или "альтернатива"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 1)С 2023 года введена новая система уплаты налогов, взносов и сборов. Организации и ИП могут переводить платежи в бюджет единым налоговым платежом (ЕНП), а по тем налогам, которые платятся до сдачи отчетности, отдельно подавать уведомления. Но доступен (на переходный период) и альтернативный вариант - платить, как раньше, отдельными платежками.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 1)С 2023 года введена новая система уплаты налогов, взносов и сборов. Организации и ИП могут переводить платежи в бюджет единым налоговым платежом (ЕНП), а по тем налогам, которые платятся до сдачи отчетности, отдельно подавать уведомления. Но доступен (на переходный период) и альтернативный вариант - платить, как раньше, отдельными платежками.
Статья: Юридическая конструкция налога в контексте взаимосвязи национального и международного права (к юбилею профессора Ильи Ильича Кучерова)
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Разработки в области юридической конструкции налоговых платежей актуальны для обеих упомянутых систем, особенно в условиях, когда существенно меняется элементный состав налогов. Так, благодаря Федеральному закону от 4 августа 2023 г. N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" система налогов и сборов пополнилась налогом на сверхприбыль, который является налогом разового характера (п. 8 ст. 12 НК РФ). В статью 17 НК РФ, закрепляющую общие условия установления налогов и сборов, было внесено уточнение <8>. И если ранее налог считался установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, то в настоящее время требование об установлении налогового периода не распространяется на разовые налоги.
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Разработки в области юридической конструкции налоговых платежей актуальны для обеих упомянутых систем, особенно в условиях, когда существенно меняется элементный состав налогов. Так, благодаря Федеральному закону от 4 августа 2023 г. N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" система налогов и сборов пополнилась налогом на сверхприбыль, который является налогом разового характера (п. 8 ст. 12 НК РФ). В статью 17 НК РФ, закрепляющую общие условия установления налогов и сборов, было внесено уточнение <8>. И если ранее налог считался установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, то в настоящее время требование об установлении налогового периода не распространяется на разовые налоги.
Статья: Тренды судебной практики за I полугодие 2025 года
(Самитов М.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)"В этой связи неисключение из обработки налоговой декларации организации-налогоплательщика, поданной помимо воли самого налогоплательщика неуполномоченными лицами, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков", - отметили в комментируемом Постановлении судьи.
(Самитов М.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)"В этой связи неисключение из обработки налоговой декларации организации-налогоплательщика, поданной помимо воли самого налогоплательщика неуполномоченными лицами, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков", - отметили в комментируемом Постановлении судьи.
Статья: Основные начала налогового права зарубежных стран: по мотивам трудов профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)- замена шедулярной системы подоходного налогообложения глобальной. Шедулярная система подоходного налогообложения предполагает обложение регулярных доходов от определенных источников и исключает обложение нерегулярных доходов, таких как прирост капитала или доход в натуральной форме. Такая система является исторически первой системой, адаптированной в Англии, где подоходный налог был впервые введен в 1799 г. Шедулярная система основана на концепции понимания облагаемого дохода как дохода, полученного из определенного источника (концепция источника). При таком подходе доходом является только то, что получено от труда, земли, капитала и прочих источников. В противовес такому подходу выработан глобальный подход, согласно которому доходом считается то, что является экономическим приростом независимо от источника, из которого он получен. Те страны, которые исторически формировались на основе шедулярной системы, в настоящее время имеют в своей системе налогов и сборов отдельные налоги, такие как налог на прирост капитала (capital gains tax - Великобритания), налог на доходы в натуральной форме (fringe benefits tax - Австралия).
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)- замена шедулярной системы подоходного налогообложения глобальной. Шедулярная система подоходного налогообложения предполагает обложение регулярных доходов от определенных источников и исключает обложение нерегулярных доходов, таких как прирост капитала или доход в натуральной форме. Такая система является исторически первой системой, адаптированной в Англии, где подоходный налог был впервые введен в 1799 г. Шедулярная система основана на концепции понимания облагаемого дохода как дохода, полученного из определенного источника (концепция источника). При таком подходе доходом является только то, что получено от труда, земли, капитала и прочих источников. В противовес такому подходу выработан глобальный подход, согласно которому доходом считается то, что является экономическим приростом независимо от источника, из которого он получен. Те страны, которые исторически формировались на основе шедулярной системы, в настоящее время имеют в своей системе налогов и сборов отдельные налоги, такие как налог на прирост капитала (capital gains tax - Великобритания), налог на доходы в натуральной форме (fringe benefits tax - Австралия).
Готовое решение: Общая система налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Общий режим налогообложения предусматривает достаточно много налогов, сборов и взносов. Однако все их можно условно разделить так:
(КонсультантПлюс, 2025)Общий режим налогообложения предусматривает достаточно много налогов, сборов и взносов. Однако все их можно условно разделить так:
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)В отличие от современного курортного сбора, согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "курортный сбор входил в систему налогов и сборов Российской Федерации на законодательном уровне, относился к местным налогам и сборам, имел налоговую природу". Четкость правового регулирования и учет платежеспособности обеспечивались и тем, что перечень курортных местностей определялся Правительством РФ, предельный размер ставки сбора привязывался к МРОТ (не более 5%) [2, с. 200]. Такая предыстория вопроса позволила Г.Г. Загайновой утверждать, что "совокупно объективная необходимость, наличие многоаспектного отечественного опыта явились основанием принятия законодательного акта, вводящего экспериментальные условия для развития курортной инфраструктуры" [4, с. 118].
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)В отличие от современного курортного сбора, согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "курортный сбор входил в систему налогов и сборов Российской Федерации на законодательном уровне, относился к местным налогам и сборам, имел налоговую природу". Четкость правового регулирования и учет платежеспособности обеспечивались и тем, что перечень курортных местностей определялся Правительством РФ, предельный размер ставки сбора привязывался к МРОТ (не более 5%) [2, с. 200]. Такая предыстория вопроса позволила Г.Г. Загайновой утверждать, что "совокупно объективная необходимость, наличие многоаспектного отечественного опыта явились основанием принятия законодательного акта, вводящего экспериментальные условия для развития курортной инфраструктуры" [4, с. 118].
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Внедренные сервисы, с одной стороны, сделали более удобным взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами, а с другой стороны, позволили налоговым органам создать автоматизированную систему сбора информации о совершаемых операциях налогоплательщиками: постановку на налоговый учет, открытие счетов, подачу деклараций.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Внедренные сервисы, с одной стороны, сделали более удобным взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами, а с другой стороны, позволили налоговым органам создать автоматизированную систему сбора информации о совершаемых операциях налогоплательщиками: постановку на налоговый учет, открытие счетов, подачу деклараций.
Статья: Духовно-нравственные причины уклонения от уплаты налогов: характеристика и направления противодействия
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)Другим аспектом духовно-нравственной причины уклонения от налогообложения физическими лицами является налоговая культура, под которой понимается "часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов" [8].
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)Другим аспектом духовно-нравственной причины уклонения от налогообложения физическими лицами является налоговая культура, под которой понимается "часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов" [8].