Сириус Сочи
Подборка наиболее важных документов по запросу Сириус Сочи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 2025 года право ввести туристический налог есть у региональных властей Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и органов управления федеральной территории "Сириус" в Сочи.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 2025 года право ввести туристический налог есть у региональных властей Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и органов управления федеральной территории "Сириус" в Сочи.
Статья: Комментарий к статье 1 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(Ершова Е.С.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 14)С 2025 года право вести туристический налог есть у региональных властей Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и органов управления на федеральной территории "Сириус" в Сочи.
(Ершова Е.С.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 14)С 2025 года право вести туристический налог есть у региональных властей Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и органов управления на федеральной территории "Сириус" в Сочи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"Статья 4. Действие федерального законодательства, законодательства Краснодарского края, муниципальных правовых актов муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в федеральной территории "Сириус"
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"Статья 4. Действие федерального законодательства, законодательства Краснодарского края, муниципальных правовых актов муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в федеральной территории "Сириус"
Федеральный закон от 29.12.2020 N 466-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
"О территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.04.2023)76) Сочинского гарнизонного военного суда - на территориях городского округа город-курорт Сочи, городского округа Сириус и Туапсинского района Краснодарского края;
(ред. от 03.04.2023)
"О территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.04.2023)76) Сочинского гарнизонного военного суда - на территориях городского округа город-курорт Сочи, городского округа Сириус и Туапсинского района Краснодарского края;
Статья: Федеральные территории в территориальном устройстве России: проблемы конституционного статуирования
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В-четвертых, уникальной особенностью правового регулирования на территории ФТ "Сириус" являются соглашения о передаче полномочий, заключаемые администрацией ФТ "Сириус" и отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления. И более того, все контрольные полномочия за использованием финансовых средств переданы именно органам власти ФТ "Сириус", а не специализированным федеральным органам <46>. А в рамках соглашений (почти 20!) между администрацией ФТ "Сириус" и администрацией городского округа Сочи практически все полномочия по решению вопросов местного значения (от благоустройства до библиотечного обслуживания) переданы для реализации муниципалитету г. Сочи <47>.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В-четвертых, уникальной особенностью правового регулирования на территории ФТ "Сириус" являются соглашения о передаче полномочий, заключаемые администрацией ФТ "Сириус" и отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления. И более того, все контрольные полномочия за использованием финансовых средств переданы именно органам власти ФТ "Сириус", а не специализированным федеральным органам <46>. А в рамках соглашений (почти 20!) между администрацией ФТ "Сириус" и администрацией городского округа Сочи практически все полномочия по решению вопросов местного значения (от благоустройства до библиотечного обслуживания) переданы для реализации муниципалитету г. Сочи <47>.
Интервью: Слово "власть" не должно пугать
("Закон", 2020, N 12)И еще один момент, по поводу которого я хотел бы отдельно высказаться, - это наше федеративное устройство. В результате конституционной реформы отношения центра и субъектов Федерации, надеюсь, останутся прочными. И тем не менее у нас появилось такое новое понятие, как "федеральная территория" в рамках единого "территориального пространства". Понятие это пока не раскрыто. Конституция отсылает нас к законодательству. По идее, к таким территориям можно было бы отнести космодромы, о. Шпицберген, курортные территории на Северном Кавказе. Сейчас уже появился первый законопроект о федеральной территории "Сириус" в г. Сочи, созданной для обучения одаренных детей. Такие исключения были и до реформы - вспомните хотя бы статус закрытых административно-территориальных образований или "Сколково", которое вообще управляется некоей управляющей компанией. Но тогда получается, что мы выводим часть территории из состава субъекта РФ без его согласия, - а как это сочетать с правилом, что границы субъектов РФ могут быть изменены только при их согласии? Полагаю, что перед конкретными шагами стоило бы сначала принять нормативный акт общего характера, четко в нем определив цели создания федеральных территорий, гарантии внимания при этом к интересам и России в целом, и субъекта РФ, которого этот конкретный шаг коснется.
("Закон", 2020, N 12)И еще один момент, по поводу которого я хотел бы отдельно высказаться, - это наше федеративное устройство. В результате конституционной реформы отношения центра и субъектов Федерации, надеюсь, останутся прочными. И тем не менее у нас появилось такое новое понятие, как "федеральная территория" в рамках единого "территориального пространства". Понятие это пока не раскрыто. Конституция отсылает нас к законодательству. По идее, к таким территориям можно было бы отнести космодромы, о. Шпицберген, курортные территории на Северном Кавказе. Сейчас уже появился первый законопроект о федеральной территории "Сириус" в г. Сочи, созданной для обучения одаренных детей. Такие исключения были и до реформы - вспомните хотя бы статус закрытых административно-территориальных образований или "Сколково", которое вообще управляется некоей управляющей компанией. Но тогда получается, что мы выводим часть территории из состава субъекта РФ без его согласия, - а как это сочетать с правилом, что границы субъектов РФ могут быть изменены только при их согласии? Полагаю, что перед конкретными шагами стоило бы сначала принять нормативный акт общего характера, четко в нем определив цели создания федеральных территорий, гарантии внимания при этом к интересам и России в целом, и субъекта РФ, которого этот конкретный шаг коснется.
Статья: Территориальная организация публичной власти в границах федеральных территорий
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Далее, ч. 2 ст. 2 Закона N 437-ФЗ говорит о том, что местное самоуправление в федеральной территории "Сириус" осуществляется проживающими на ее территории гражданами непосредственно в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также через органы публичной власти федеральной территории "Сириус", осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа). В этих запутанных формулировках содержится целый клубок противоречий. Во-первых, указание на то, что местное самоуправление осуществляется через органы публичной власти ФТ, прямо противоречит ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление осуществляется гражданами: либо 1) путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, либо 2) через выборные и другие органы местного самоуправления. Никаких иных вариантов нет. Органы публичной власти ФТ - это особые органы, осуществляющие полномочия органов местного самоуправления, но ими не являющиеся. Следовательно, местное самоуправление не может осуществляться через систему органов публичной власти. Единственное исключение из этого правила - ограничение прав граждан на местное самоуправление федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но Закон N 437-ФЗ не декларирует ни указанных целей, ни возможностей какого-либо ограничения прав граждан на местное самоуправление. Следующий момент: согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации: в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Как видно, осуществление местного самоуправления на территории ФТ не предусмотрено специальным федеральным законом. Это еще одно противоречие. Наконец, та же ч. 2 ст. 2 Закона N 437-ФЗ допускает возможность делегирования полномочий органов публичной власти ФТ органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Здесь возникает целый ряд вопросов: следует ли из данных норм, что территория ФТ является одновременно территорией городского округа города-курорта Сочи? Если нет (а логика федерального закона, безусловно, в том, что муниципальное образование Сочи и ФТ Сириус - это два разных территориальных образования), то каковы основания для передачи полномочий? Разве органы местного самоуправления муниципального образования могут обладать какими-либо публичными полномочиями на иной территории (не подпадающей под их юрисдикцию)? Является ли такая передача (следует особо оговориться, что Закон N 437-ФЗ использует именно формулировку "передача", а не, к примеру, "делегирование") наделением государственными полномочиями? Этот вопрос имеет и более широкую трактовку: передача полномочий между органами публичной власти ФТ и органами местного самоуправления муниципального образования - это "одноуровневая" ("горизонтальная") передача полномочий или "вертикальная" ("разноуровневая", "сверху вниз", например)? К сожалению, ни на один из этих вопросов Закон N 437-ФЗ не предлагает какого-либо ответа.
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Далее, ч. 2 ст. 2 Закона N 437-ФЗ говорит о том, что местное самоуправление в федеральной территории "Сириус" осуществляется проживающими на ее территории гражданами непосредственно в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также через органы публичной власти федеральной территории "Сириус", осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа). В этих запутанных формулировках содержится целый клубок противоречий. Во-первых, указание на то, что местное самоуправление осуществляется через органы публичной власти ФТ, прямо противоречит ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление осуществляется гражданами: либо 1) путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, либо 2) через выборные и другие органы местного самоуправления. Никаких иных вариантов нет. Органы публичной власти ФТ - это особые органы, осуществляющие полномочия органов местного самоуправления, но ими не являющиеся. Следовательно, местное самоуправление не может осуществляться через систему органов публичной власти. Единственное исключение из этого правила - ограничение прав граждан на местное самоуправление федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но Закон N 437-ФЗ не декларирует ни указанных целей, ни возможностей какого-либо ограничения прав граждан на местное самоуправление. Следующий момент: согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации: в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Как видно, осуществление местного самоуправления на территории ФТ не предусмотрено специальным федеральным законом. Это еще одно противоречие. Наконец, та же ч. 2 ст. 2 Закона N 437-ФЗ допускает возможность делегирования полномочий органов публичной власти ФТ органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Здесь возникает целый ряд вопросов: следует ли из данных норм, что территория ФТ является одновременно территорией городского округа города-курорта Сочи? Если нет (а логика федерального закона, безусловно, в том, что муниципальное образование Сочи и ФТ Сириус - это два разных территориальных образования), то каковы основания для передачи полномочий? Разве органы местного самоуправления муниципального образования могут обладать какими-либо публичными полномочиями на иной территории (не подпадающей под их юрисдикцию)? Является ли такая передача (следует особо оговориться, что Закон N 437-ФЗ использует именно формулировку "передача", а не, к примеру, "делегирование") наделением государственными полномочиями? Этот вопрос имеет и более широкую трактовку: передача полномочий между органами публичной власти ФТ и органами местного самоуправления муниципального образования - это "одноуровневая" ("горизонтальная") передача полномочий или "вертикальная" ("разноуровневая", "сверху вниз", например)? К сожалению, ни на один из этих вопросов Закон N 437-ФЗ не предлагает какого-либо ответа.