Штрафы мсп
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафы мсп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025) Положения ст. 4.1.2 КоАП РФ о возможности назначения субъектам МСП административного штрафа в меньшем размере не применяются при назначении им наказания за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ)
(КонсультантПлюс, 2025) Положения ст. 4.1.2 КоАП РФ о возможности назначения субъектам МСП административного штрафа в меньшем размере не применяются при назначении им наказания за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" КоАП РФ"Как следует из положений пункта 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры по снижению налогового штрафа
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Основание для снижения штрафа:
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Основание для снижения штрафа:
Статья: 5 ошибок работодателей, которые приведут к штрафу
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 9)Есть будничные мелочи, которые до сих пор воспринимаются работодателями как формальность, но их игнорирование может привести к серьезному штрафу. Возможно, для крупных компаний эти штрафы как мелкий укус, но средним и малым предприятиям штрафные санкции могут здорово подпортить финансовое положение. В статье собрали 5 типичных ошибок (с разбором их последствий, опираясь на судебную практику, и нашими рекомендациями), о которых работодатели вроде бы знают, но все равно частенько допускают и получают штраф от надзорных органов. Спойлер: ошибки затрагивают вопросы обучения охране труда, привлечения к работе в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты - поймете, во сколько они обходятся на практике. Причем ссылки на малозначительность в подобных ситуациях в суде обычно "не прокатывают".
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 9)Есть будничные мелочи, которые до сих пор воспринимаются работодателями как формальность, но их игнорирование может привести к серьезному штрафу. Возможно, для крупных компаний эти штрафы как мелкий укус, но средним и малым предприятиям штрафные санкции могут здорово подпортить финансовое положение. В статье собрали 5 типичных ошибок (с разбором их последствий, опираясь на судебную практику, и нашими рекомендациями), о которых работодатели вроде бы знают, но все равно частенько допускают и получают штраф от надзорных органов. Спойлер: ошибки затрагивают вопросы обучения охране труда, привлечения к работе в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты - поймете, во сколько они обходятся на практике. Причем ссылки на малозначительность в подобных ситуациях в суде обычно "не прокатывают".
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Согласно части 2 данной статьи КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Согласно части 2 данной статьи КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья: Юридическая ответственность в налоговых отношениях: опыт стран ЕАЭС и вызовы для предпринимательской деятельности
(Соловьев А.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Несоразмерность административных санкций - еще одна важная проблема. В странах ЕАЭС применяются санкции, которые зачастую оказываются несоразмерными с природой нарушения, что приводит к финансовым потерям, особенно для малого и среднего бизнеса. Штрафы могут превышать размер налоговой задолженности, что нарушает принципы справедливости и правовой определенности, снижая доверие к системе налогообложения.
(Соловьев А.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Несоразмерность административных санкций - еще одна важная проблема. В странах ЕАЭС применяются санкции, которые зачастую оказываются несоразмерными с природой нарушения, что приводит к финансовым потерям, особенно для малого и среднего бизнеса. Штрафы могут превышать размер налоговой задолженности, что нарушает принципы справедливости и правовой определенности, снижая доверие к системе налогообложения.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка применения ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)Социально ориентированным некоммерческим организациям и субъектам МСП, отнесенным к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, административный штраф назначают в размере от 3/8 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 15 000 руб. Речь идет о юрлицах, включенных на момент совершения правонарушения в соответствующие реестры (ч. 2, 3 ст. 4.1.2, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Социально ориентированным некоммерческим организациям и субъектам МСП, отнесенным к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, административный штраф назначают в размере от 3/8 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 15 000 руб. Речь идет о юрлицах, включенных на момент совершения правонарушения в соответствующие реестры (ч. 2, 3 ст. 4.1.2, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Статья: Как оказаться в реестре МСП?
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 20)Для малого бизнеса есть много преференций, например в виде пониженного тарифа по страховым взносам, сниженного штрафа за административные правонарушения, льготных кредитов, субсидий. Быть в реестре МСП выгодно. Но как туда попасть и почему из него могут исключить?
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 20)Для малого бизнеса есть много преференций, например в виде пониженного тарифа по страховым взносам, сниженного штрафа за административные правонарушения, льготных кредитов, субсидий. Быть в реестре МСП выгодно. Но как туда попасть и почему из него могут исключить?
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из существенных неотъемлемых элементов содержания любой власти является принуждение <1>. Органы местного самоуправления, так же как и органы государственной власти, для того чтобы "действовать, и действовать эффективно, должны обладать (и обладают) рычагами властного влияния" <2>. Одним из таких рычагов является местный контроль. Н.Л. Пешин ставит под сомнение возможность органов местного самоуправления осуществлять властное принуждение, обосновывая это утверждение тем, что они не входят в систему органов государственной власти согласно положениям ст. 12 Конституции РФ. На примере муниципального земельного контроля ученый обосновывает вывод, что данный вид контроля "представляет собой деятельность по формальной и субъективной оценке соблюдения различными субъектами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. Иными словами, это деятельность, заключающаяся в наблюдении за использованием земельных участков, сочетающаяся с возможностью инициирования процедуры привлечения к публичной ответственности за нарушение законодательства. Но само решение о привлечении к публичной (обычно административной) ответственности принимает только и исключительно уполномоченный орган государственной власти" <3>. Судебная практика подтверждает вывод о том, что должностные лица органов муниципального контроля, в отличие от органов государственного надзора, не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания <4>. Однако, на наш взгляд, властное влияние и принуждение не обязательно должно быть связано с возможностью привлечь к ответственности, поскольку оно не является самоцелью контроля. Не случайно новое законодательство о контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольные органы прежде всего обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований. Согласно ст. 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Президент России, выступая в программе "Прямая линия с Владимиром Путиным", отмечал, что сейчас проверяющие органы настраивают на то, чтобы изменить характер проверок надзорных органов с карательного на наставнический (чтобы проверяющие не ставили в приоритет поиск проблем и оснований для назначения штрафов, а помогали развивать малый и средний бизнес и при необходимости консультировали предпринимателей) <5>. Представители административно-правовой науки, характеризуя контроль, отмечают, что "наделенные властными полномочиями контролирующие органы вправе: давать подконтрольным лицам обязательные для исполнения указания в рамках имеющихся полномочий; ставить перед компетентными инстанциями аргументированный вопрос о необходимости привлечения к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; в необходимых случаях непосредственно применять обоснованные меры государственного принуждения" <6>. Как видим, вовсе не обязательно при осуществлении административного контроля применять меры принуждения, связанные с привлечением к юридической ответственности. Более того, отдельные авторы пишут о том, что контроль включает принятие и мер поощрения <7>, что также отвечает принципам современного контрольно-надзорного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 "Меры стимулирования добросовестности" Закона N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из существенных неотъемлемых элементов содержания любой власти является принуждение <1>. Органы местного самоуправления, так же как и органы государственной власти, для того чтобы "действовать, и действовать эффективно, должны обладать (и обладают) рычагами властного влияния" <2>. Одним из таких рычагов является местный контроль. Н.Л. Пешин ставит под сомнение возможность органов местного самоуправления осуществлять властное принуждение, обосновывая это утверждение тем, что они не входят в систему органов государственной власти согласно положениям ст. 12 Конституции РФ. На примере муниципального земельного контроля ученый обосновывает вывод, что данный вид контроля "представляет собой деятельность по формальной и субъективной оценке соблюдения различными субъектами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. Иными словами, это деятельность, заключающаяся в наблюдении за использованием земельных участков, сочетающаяся с возможностью инициирования процедуры привлечения к публичной ответственности за нарушение законодательства. Но само решение о привлечении к публичной (обычно административной) ответственности принимает только и исключительно уполномоченный орган государственной власти" <3>. Судебная практика подтверждает вывод о том, что должностные лица органов муниципального контроля, в отличие от органов государственного надзора, не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания <4>. Однако, на наш взгляд, властное влияние и принуждение не обязательно должно быть связано с возможностью привлечь к ответственности, поскольку оно не является самоцелью контроля. Не случайно новое законодательство о контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольные органы прежде всего обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований. Согласно ст. 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Президент России, выступая в программе "Прямая линия с Владимиром Путиным", отмечал, что сейчас проверяющие органы настраивают на то, чтобы изменить характер проверок надзорных органов с карательного на наставнический (чтобы проверяющие не ставили в приоритет поиск проблем и оснований для назначения штрафов, а помогали развивать малый и средний бизнес и при необходимости консультировали предпринимателей) <5>. Представители административно-правовой науки, характеризуя контроль, отмечают, что "наделенные властными полномочиями контролирующие органы вправе: давать подконтрольным лицам обязательные для исполнения указания в рамках имеющихся полномочий; ставить перед компетентными инстанциями аргументированный вопрос о необходимости привлечения к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; в необходимых случаях непосредственно применять обоснованные меры государственного принуждения" <6>. Как видим, вовсе не обязательно при осуществлении административного контроля применять меры принуждения, связанные с привлечением к юридической ответственности. Более того, отдельные авторы пишут о том, что контроль включает принятие и мер поощрения <7>, что также отвечает принципам современного контрольно-надзорного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 "Меры стимулирования добросовестности" Закона N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)- штраф для субъекта малого и среднего предпринимательства должен составлять от половины минимального размера до половины максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией КоАП РФ для юридического лица (ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ), т.е. при проекции на санкцию ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ минимальный штраф в 30 тыс. руб. снижается до 15 тыс. руб.;
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)- штраф для субъекта малого и среднего предпринимательства должен составлять от половины минимального размера до половины максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией КоАП РФ для юридического лица (ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ), т.е. при проекции на санкцию ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ минимальный штраф в 30 тыс. руб. снижается до 15 тыс. руб.;
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 16)- ответственность для ИП - такая же, как для организаций (сейчас - как для должностных лиц). При этом сохраняется правило об уменьшении штрафа вдвое для МСП - малых и микропредприятий;
("Главная книга", 2025, N 16)- ответственность для ИП - такая же, как для организаций (сейчас - как для должностных лиц). При этом сохраняется правило об уменьшении штрафа вдвое для МСП - малых и микропредприятий;
Статья: ВС РФ разъяснил, как продавцам читать Закон о защите прав потребителей
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)Часто покупка товара бывает сопряжена с необходимостью, например, для получения скидки на него приобрести еще какой-то товар или услугу. С 30 октября 2023 г. начала действовать административная ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Штраф составляет для МСП 10 000 - 20 000 руб., для остальных организаций - 20 000 - 40 000 руб., а для их руководителей и ИП - 2 000 - 4 000 руб. <32>
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)Часто покупка товара бывает сопряжена с необходимостью, например, для получения скидки на него приобрести еще какой-то товар или услугу. С 30 октября 2023 г. начала действовать административная ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Штраф составляет для МСП 10 000 - 20 000 руб., для остальных организаций - 20 000 - 40 000 руб., а для их руководителей и ИП - 2 000 - 4 000 руб. <32>