Штрафные санкции за ккт
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафные санкции за ккт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за неприменение ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налоговый орган не доказал размер наличных денег, полученных без применения ККТ (штраф снижен до минимального размера санкции), и др.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налоговый орган не доказал размер наличных денег, полученных без применения ККТ (штраф снижен до минимального размера санкции), и др.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Сеть ювелирных магазинов для привлечения и поощрения в рамках клиентских дней дарит покупателям, совершившим покупки, шампанское. Можно ли учесть расходы на шампанское в целях НДС и налога на прибыль? Возможны ли штрафные санкции за то, что шампанское проводится по чеку ККТ как реализация за 0,01 руб.?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Сеть ювелирных магазинов для привлечения и поощрения в рамках клиентских дней дарит покупателям, совершившим покупки, шампанское. Можно ли учесть расходы на шампанское в целях НДС и налога на прибыль? Возможны ли штрафные санкции за то, что шампанское проводится по чеку ККТ как реализация за 0,01 руб.?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Сеть ювелирных магазинов для привлечения и поощрения в рамках клиентских дней дарит покупателям, совершившим покупки, шампанское. Можно ли учесть расходы на шампанское в целях НДС и налога на прибыль? Возможны ли штрафные санкции за то, что шампанское проводится по чеку ККТ как реализация за 0,01 руб.?
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Второй вариант представляется более лаконичным, и он связан с вышеприведенной ч. 4 ст. 4.1.2 КоАП РФ о неприменении положения данной статьи, если штрафные санкции для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридического лица тождественны. С учетом данной нормы уравнивание штрафных санкций за нарушение в виде неприменения ККТ позволит вывести рассматриваемый состав правонарушения из-под действия положений ст. 4.1.2 КоАП РФ (без изменения самой общей нормы), а также решить поднятый вопрос об учете инфляции при назначении штрафа. В связи с этим предлагаем изложить ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в следующей редакции:
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Второй вариант представляется более лаконичным, и он связан с вышеприведенной ч. 4 ст. 4.1.2 КоАП РФ о неприменении положения данной статьи, если штрафные санкции для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридического лица тождественны. С учетом данной нормы уравнивание штрафных санкций за нарушение в виде неприменения ККТ позволит вывести рассматриваемый состав правонарушения из-под действия положений ст. 4.1.2 КоАП РФ (без изменения самой общей нормы), а также решить поднятый вопрос об учете инфляции при назначении штрафа. В связи с этим предлагаем изложить ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в следующей редакции:
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О
"По жалобам граждан А.И. Байдиной, В.Н. Басова, Н.С. Богатиковой и др. на нарушение их конституционных прав положениями абзацев третьего и пятого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"1. Положения, содержащиеся в абзацах третьем и пятом части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", по существу, являются разновидностями такого же положения, как и положение абзаца второго части первой данной статьи, которое ранее было непосредственным предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и по которому вынесено Постановление, сохраняющее свою силу. Конституционные критерии допустимых размеров штрафных санкций за использование неисправной контрольно - кассовой машины (абзац третий части первой статьи 7) и за невывешивание ценника (абзац пятый части первой статьи 7) выявлены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", сохраняющем свою силу, чем обеспечивается конституционное истолкование содержания абзацев третьего и пятого части первой статьи 7 Закона с учетом их места в системе действующих правовых норм, предусматривающих ответственность за неприменение или ненадлежащее применение контрольно - кассовой машины.
"По жалобам граждан А.И. Байдиной, В.Н. Басова, Н.С. Богатиковой и др. на нарушение их конституционных прав положениями абзацев третьего и пятого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"1. Положения, содержащиеся в абзацах третьем и пятом части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", по существу, являются разновидностями такого же положения, как и положение абзаца второго части первой данной статьи, которое ранее было непосредственным предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и по которому вынесено Постановление, сохраняющее свою силу. Конституционные критерии допустимых размеров штрафных санкций за использование неисправной контрольно - кассовой машины (абзац третий части первой статьи 7) и за невывешивание ценника (абзац пятый части первой статьи 7) выявлены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", сохраняющем свою силу, чем обеспечивается конституционное истолкование содержания абзацев третьего и пятого части первой статьи 7 Закона с учетом их места в системе действующих правовых норм, предусматривающих ответственность за неприменение или ненадлежащее применение контрольно - кассовой машины.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан"9. В части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" за нарушение требований этого Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением помимо штрафа за неприменение контрольно - кассовой машины предусмотрены и другие штрафные санкции: 200 минимальных размеров оплаты труда - за использование неисправной контрольно - кассовой машины (абзац третий); 700 - за осуществление предприятием торговых операций или оказание услуг после приостановления его деятельности при повторном совершении деяний, предусмотренных данной статьей (абзац четвертый); 100 - за отсутствие ценника на продаваемый товар или прейскуранта на оказываемую услугу (абзац пятый); 10 - за невыдачу чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной (абзац шестой).
"По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан"9. В части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" за нарушение требований этого Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением помимо штрафа за неприменение контрольно - кассовой машины предусмотрены и другие штрафные санкции: 200 минимальных размеров оплаты труда - за использование неисправной контрольно - кассовой машины (абзац третий); 700 - за осуществление предприятием торговых операций или оказание услуг после приостановления его деятельности при повторном совершении деяний, предусмотренных данной статьей (абзац четвертый); 100 - за отсутствие ценника на продаваемый товар или прейскуранта на оказываемую услугу (абзац пятый); 10 - за невыдачу чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной (абзац шестой).
Статья: DDoS-атаки и представление отчетности в налоговые органы
(Рябинин В.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Блокировка оператором фискальных данных IP-адреса ККТ
(Рябинин В.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Блокировка оператором фискальных данных IP-адреса ККТ
Статья: Уведомление Роспотребнадзора о начале бизнеса поможет избежать штрафов
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 22)Принятые изменения позволят проверяющим своевременно узнавать о таких объектах и при необходимости проводить их проверку. И избежать штрафных санкций за непредставление/представление недостоверных сведений в Роспотребнадзор теперь не получится.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 22)Принятые изменения позволят проверяющим своевременно узнавать о таких объектах и при необходимости проводить их проверку. И избежать штрафных санкций за непредставление/представление недостоверных сведений в Роспотребнадзор теперь не получится.
Вопрос: ККТ, зарегистрированная на ИП, выдавала кассовые чеки без реквизита "Мера количества предмета расчета". Это нарушение выявлено налоговым органом. Какие санкции могут быть применены в отношении ИП, учитывая, что нарушение является первичным?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: За нарушение, выразившееся в неуказании обязательного реквизита кассового чека, пользователь ККТ может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения, если соответствующее правонарушение является первичным. При этом не исключено наложение административного штрафа.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: За нарушение, выразившееся в неуказании обязательного реквизита кассового чека, пользователь ККТ может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения, если соответствующее правонарушение является первичным. При этом не исключено наложение административного штрафа.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)При этом стоит отметить, что в случаях неприменения ККТ размер штрафа определяется на основании общей суммы ущерба, причиненного в результате каждого события (см. Письмо ФНС России от 09.09.2022 N АБ-4-20/11978@).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)При этом стоит отметить, что в случаях неприменения ККТ размер штрафа определяется на основании общей суммы ущерба, причиненного в результате каждого события (см. Письмо ФНС России от 09.09.2022 N АБ-4-20/11978@).
Вопрос: О применении ККТ при расчетах между организациями и (или) ИП путем перевода денежных средств с использованием СБП.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 30-01-15/60743)Кроме того, на практике фиксируют низкий уровень осведомленности предпринимателей о необходимости использования ККТ в случае использования В2В СБП. Кредитные организации не несут ответственности за применение ККТ их клиентами и фактически не обладают соответствующими инструментами контроля. При этом в интересах клиента проводят просветительскую и консультационную работу, чтобы снизить риск возможных санкций и штрафов со стороны ФНС России.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 30-01-15/60743)Кроме того, на практике фиксируют низкий уровень осведомленности предпринимателей о необходимости использования ККТ в случае использования В2В СБП. Кредитные организации не несут ответственности за применение ККТ их клиентами и фактически не обладают соответствующими инструментами контроля. При этом в интересах клиента проводят просветительскую и консультационную работу, чтобы снизить риск возможных санкций и штрафов со стороны ФНС России.
Статья: Проблемы закрепления и реализации административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники
(Никитина А.В., Каленов С.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)На наш взгляд, стоит исключить из ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ норму о трехкратном максимальном пороге штрафа применительно к составу, предусмотренному ч. 2 ст. 14.5, поскольку выполнить ее требование невозможно, не нарушив иное требование, определенное Особенной частью Кодекса. Кроме того, если правоприменитель будет ориентироваться на трехкратный максимальный размер расчета при ничтожно малых суммах этого расчета, применение к должностным и юридическим лицам штрафов в несколько сотен или тысяч рублей вряд ли будет способствовать достижению цели административной ответственности. Представляется, что стоимостные "пороги" административного штрафа за неприменение ККТ, определенные санкцией ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, вполне адекватны степени опасности правонарушения, обеспечивают защиту прав должностных лиц и организаций, подвергающихся ответственности, позволяют справедливо и обоснованно дифференцировать наказание.
(Никитина А.В., Каленов С.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)На наш взгляд, стоит исключить из ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ норму о трехкратном максимальном пороге штрафа применительно к составу, предусмотренному ч. 2 ст. 14.5, поскольку выполнить ее требование невозможно, не нарушив иное требование, определенное Особенной частью Кодекса. Кроме того, если правоприменитель будет ориентироваться на трехкратный максимальный размер расчета при ничтожно малых суммах этого расчета, применение к должностным и юридическим лицам штрафов в несколько сотен или тысяч рублей вряд ли будет способствовать достижению цели административной ответственности. Представляется, что стоимостные "пороги" административного штрафа за неприменение ККТ, определенные санкцией ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, вполне адекватны степени опасности правонарушения, обеспечивают защиту прав должностных лиц и организаций, подвергающихся ответственности, позволяют справедливо и обоснованно дифференцировать наказание.
Вопрос: К какой ответственности может быть привлечена организация, если в течение месяца в организации не формировались чеки при получении безналичной оплаты от физлиц, не являющихся ИП (сумма поступлений более 1 млн руб.)? Является ли правонарушение длящимся?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Статьей 4.1.2 КоАП РФ установлены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа, в частности, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Статьей 4.1.2 КоАП РФ установлены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа, в частности, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Вопрос: О применении ККТ при расчетах между юрлицами и (или) ИП путем перевода денежных средств с использованием СБП.
(Письмо Банка России от 23.06.2025 N 03-45/6038)Кроме того, возможные санкции и штрафы со стороны ФНС России в отношении предпринимателей, принявших платеж с помощью В2В СБП без ККТ, создают риск получения негативного опыта от использования СБП, что будет снижать ее привлекательность как способа приема платежа в целом. При этом кредитные организации не несут ответственности за применение ККТ их клиентами и фактически не обладают соответствующими инструментами контроля.
(Письмо Банка России от 23.06.2025 N 03-45/6038)Кроме того, возможные санкции и штрафы со стороны ФНС России в отношении предпринимателей, принявших платеж с помощью В2В СБП без ККТ, создают риск получения негативного опыта от использования СБП, что будет снижать ее привлекательность как способа приема платежа в целом. При этом кредитные организации не несут ответственности за применение ККТ их клиентами и фактически не обладают соответствующими инструментами контроля.