Штраф за продажу алкоголя без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за продажу алкоголя без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Уполномоченный орган хочет привлечь Организацию (ИП) к ответственности за нарушения при производстве (обороте) этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции
(КонсультантПлюс, 2025)суд оштрафует Организацию общепита за продажу алкоголя без вскрытия потребительской тары по ч. 1 ст. 14.17, а не по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, т.к. данное нарушение не относится к обороту алкоголя без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)суд оштрафует Организацию общепита за продажу алкоголя без вскрытия потребительской тары по ч. 1 ст. 14.17, а не по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, т.к. данное нарушение не относится к обороту алкоголя без лицензии
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.17 "Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" КоАП РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)По факту розничной продажи в кафе алкогольной продукции, не связанной с оказанием услуг общественного питания, в отсутствие соответствующей лицензии Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. Судебными актами судов первой и апелляционной инстанций общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 руб.
(Арбитражный суд Уральского округа)По факту розничной продажи в кафе алкогольной продукции, не связанной с оказанием услуг общественного питания, в отсутствие соответствующей лицензии Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. Судебными актами судов первой и апелляционной инстанций общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)За розничную продажу алкогольной продукции без лицензии предусмотрена административная ответственность. Например, юридическое лицо могут оштрафовать на сумму не более 1/5 совокупного размера выручки за определенный период, но не менее 3 000 000 руб. либо могут применить к нему административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47).
(КонсультантПлюс, 2025)За розничную продажу алкогольной продукции без лицензии предусмотрена административная ответственность. Например, юридическое лицо могут оштрафовать на сумму не более 1/5 совокупного размера выручки за определенный период, но не менее 3 000 000 руб. либо могут применить к нему административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47).
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Директор Я. была привлечена к имущественной ответственности в связи с привлечением общества к административной ответственности по факту передачи учредителем Н. с ведома директора Я. взятки сотруднику полиции с целью освобождения общества от административной ответственности и последующего штрафа по выявленному факту продажи алкогольной продукции в отсутствие лицензии. Как указал суд, несмотря на то, что передачу денежных средств директор Я. не осуществляла, однако в рассматриваемом случае разумные действия директора общества могли исключить нарушение законодательства, если бы при той степени заботливости и осмотрительности, которые следовало ожидать от руководителя, директор Я. приняла бы все необходимые меры для надлежащего исполнения возложенных на нее обязанностей как по законной реализации алкоголя, так и по несовершению административно наказуемого деяния в виде непосредственной подготовки передачи взятки <1>.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Директор Я. была привлечена к имущественной ответственности в связи с привлечением общества к административной ответственности по факту передачи учредителем Н. с ведома директора Я. взятки сотруднику полиции с целью освобождения общества от административной ответственности и последующего штрафа по выявленному факту продажи алкогольной продукции в отсутствие лицензии. Как указал суд, несмотря на то, что передачу денежных средств директор Я. не осуществляла, однако в рассматриваемом случае разумные действия директора общества могли исключить нарушение законодательства, если бы при той степени заботливости и осмотрительности, которые следовало ожидать от руководителя, директор Я. приняла бы все необходимые меры для надлежащего исполнения возложенных на нее обязанностей как по законной реализации алкоголя, так и по несовершению административно наказуемого деяния в виде непосредственной подготовки передачи взятки <1>.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Производство, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, -
(ред. от 17.11.2025)1. Производство, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, -
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -
(ред. от 04.11.2025)3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Лицензии могут выдаваться как органами исполнительной власти субъектов РФ, так и федеральными органами исполнительной власти. Так, лицензирующим органом на осуществление деятельности по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; лицензирование деятельности по хранению оружия и боеприпасов осуществляет Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют, например, лицензирование деятельности по хранению лекарственных средств (Комитет по здравоохранению г. Санкт-Петербурга), хранению лома черных и цветных металлов (Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле г. Санкт-Петербурга) и другое.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Лицензии могут выдаваться как органами исполнительной власти субъектов РФ, так и федеральными органами исполнительной власти. Так, лицензирующим органом на осуществление деятельности по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; лицензирование деятельности по хранению оружия и боеприпасов осуществляет Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют, например, лицензирование деятельности по хранению лекарственных средств (Комитет по здравоохранению г. Санкт-Петербурга), хранению лома черных и цветных металлов (Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле г. Санкт-Петербурга) и другое.
Статья: Анализ судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без лицензии
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вывод суда: при определении административного наказания судом учитывалось, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, свою вину признал, указал, что правонарушение было обусловлено отсутствием информации о необходимости получения лицензии на продажу алкогольной продукции, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение правонарушения. Суд принял во внимание, что предприниматель является субъектом малого предпринимательства, отягчающие обстоятельства, как и доказательства угрозы причинения вреда жизни и здоровью не представлены, объем выявленной алкогольной продукции оказался незначительным.
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вывод суда: при определении административного наказания судом учитывалось, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, свою вину признал, указал, что правонарушение было обусловлено отсутствием информации о необходимости получения лицензии на продажу алкогольной продукции, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение правонарушения. Суд принял во внимание, что предприниматель является субъектом малого предпринимательства, отягчающие обстоятельства, как и доказательства угрозы причинения вреда жизни и здоровью не представлены, объем выявленной алкогольной продукции оказался незначительным.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)<22> Полагаем, что данная правовая позиция применима только в отношении административных правонарушений, связанных с оборотом нелегальной алкогольной продукции (часть 2 статьи 14.16, часть 3 статьи 14.17, часть 2 статьи 14.17.1, статья 14.19 и часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ), поскольку в силу статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" презюмируется, что алкогольная продукция, реализуемая без товарно-транспортных накладных, без лицензии, без фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), без маркировки федеральными специальными марками или маркированная поддельными марками, представляет опасность для потребителей. Однако, например, за нарушение срока представления деклараций об обороте алкогольной продукции (статья 15.13 КоАП РФ) или розничную продажу алкогольной продукции в объекте общественного питания без вскрытия потребительской тары и на вынос (часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ) замена административного штрафа на предупреждение вполне допустима.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)<22> Полагаем, что данная правовая позиция применима только в отношении административных правонарушений, связанных с оборотом нелегальной алкогольной продукции (часть 2 статьи 14.16, часть 3 статьи 14.17, часть 2 статьи 14.17.1, статья 14.19 и часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ), поскольку в силу статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" презюмируется, что алкогольная продукция, реализуемая без товарно-транспортных накладных, без лицензии, без фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), без маркировки федеральными специальными марками или маркированная поддельными марками, представляет опасность для потребителей. Однако, например, за нарушение срока представления деклараций об обороте алкогольной продукции (статья 15.13 КоАП РФ) или розничную продажу алкогольной продукции в объекте общественного питания без вскрытия потребительской тары и на вынос (часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ) замена административного штрафа на предупреждение вполне допустима.