Штраф за отсутствие аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за отсутствие аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.09.2024 N 88-28156/2024 (УИД 91RS0022-01-2023-003675-04)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: По мнению истца, он незаконно был привлечен к дисциплинарной ответственности, поскольку в приказе не указана дата совершения поступка, а также не указано, в чем выразилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; также истец считает, что был нарушен срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, взыскание не соответствует тяжести допущенного нарушения и степени его вины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.Также судом апелляционной инстанции правомерно указано, что довод ответчика о том, что о наличии дисциплинарного проступка, вменяемого истцу, руководителю ответчика стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ в результате аудиторской проверки, несостоятельны, поскольку отсутствие надлежащего контроля в части вопросов, касающихся взыскания неоплаченных штрафов, как со стороны руководства Крымского управления Ростехнадзора, так и должностного лица, вынесшего постановление N-Ю-1 от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о правомерности действий ответчика, в том числе, относительно соблюдения сроков применения дисциплинарного взыскания к истцу.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: По мнению истца, он незаконно был привлечен к дисциплинарной ответственности, поскольку в приказе не указана дата совершения поступка, а также не указано, в чем выразилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; также истец считает, что был нарушен срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, взыскание не соответствует тяжести допущенного нарушения и степени его вины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.Также судом апелляционной инстанции правомерно указано, что довод ответчика о том, что о наличии дисциплинарного проступка, вменяемого истцу, руководителю ответчика стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ в результате аудиторской проверки, несостоятельны, поскольку отсутствие надлежащего контроля в части вопросов, касающихся взыскания неоплаченных штрафов, как со стороны руководства Крымского управления Ростехнадзора, так и должностного лица, вынесшего постановление N-Ю-1 от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о правомерности действий ответчика, в том числе, относительно соблюдения сроков применения дисциплинарного взыскания к истцу.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 23.04.2024 N 33-4371/2024 (УИД 91RS0022-01-2023-003675-04)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: По мнению истца, он незаконно был привлечен к дисциплинарной ответственности, поскольку в приказе не указана дата совершения поступка, а также не указано, в чем выразилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; также истец считает, что был нарушен срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, взыскание не соответствует тяжести допущенного нарушения и степени его вины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.При этом, довод ответчика о том, что о наличии дисциплинарного проступка, вменяемого истцу, руководителю Крымского управления Ростехнадзора стало известно только лишь ДД.ММ.ГГГГ в результате аудиторской проверки, несостоятельны, поскольку отсутствие надлежащего контроля в части вопросов, касающихся взыскания неоплаченных штрафов, как со стороны руководства Управления, так и должностного лица, вынесшего постановление от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о правомерности действий ответчика, в том числе, относительно соблюдения сроков применения дисциплинарного взыскания.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: По мнению истца, он незаконно был привлечен к дисциплинарной ответственности, поскольку в приказе не указана дата совершения поступка, а также не указано, в чем выразилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; также истец считает, что был нарушен срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, взыскание не соответствует тяжести допущенного нарушения и степени его вины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.При этом, довод ответчика о том, что о наличии дисциплинарного проступка, вменяемого истцу, руководителю Крымского управления Ростехнадзора стало известно только лишь ДД.ММ.ГГГГ в результате аудиторской проверки, несостоятельны, поскольку отсутствие надлежащего контроля в части вопросов, касающихся взыскания неоплаченных штрафов, как со стороны руководства Управления, так и должностного лица, вынесшего постановление от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о правомерности действий ответчика, в том числе, относительно соблюдения сроков применения дисциплинарного взыскания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аудиторское заключение получено. Что дальше?
(Торба А.В.)
("Главная книга", 2023, N 4)Также важно не забывать, что отсутствие аудиторского заключения (если аудит обязателен) является грубым нарушением требований к бухучету. Штраф за это от 5000 до 10 000 руб. - на должностных лиц <14>. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет.
(Торба А.В.)
("Главная книга", 2023, N 4)Также важно не забывать, что отсутствие аудиторского заключения (если аудит обязателен) является грубым нарушением требований к бухучету. Штраф за это от 5000 до 10 000 руб. - на должностных лиц <14>. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет.
Статья: Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)К примеру, среди критериев добросовестности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора <5> определены: наличие (отсутствие) действующего предписания, содержащего сведения о неустраненных нарушениях, наличие положительного заключения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), наличие (отсутствие) на территории не соответствующих функциональному назначению здания объектов, сведения о штрафных санкциях, о количестве пожаров, о мониторинге систем противопожарной защиты.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)К примеру, среди критериев добросовестности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора <5> определены: наличие (отсутствие) действующего предписания, содержащего сведения о неустраненных нарушениях, наличие положительного заключения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), наличие (отсутствие) на территории не соответствующих функциональному назначению здания объектов, сведения о штрафных санкциях, о количестве пожаров, о мониторинге систем противопожарной защиты.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
(ред. от 04.11.2025)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 880
(ред. от 28.03.2024)
"О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и на направление уведомления о такой сделке"
(вместе с "Правилами определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект")з) сведения о последней аудиторской проверке и аудиторском заключении за год, предшествующий году обращения с заявлением (в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту);
(ред. от 28.03.2024)
"О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и на направление уведомления о такой сделке"
(вместе с "Правилами определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект")з) сведения о последней аудиторской проверке и аудиторском заключении за год, предшествующий году обращения с заявлением (в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту);
Типовая ситуация: Чем грозит грубое нарушение правил бухучета (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского (бюджетного) учета, и (или) бюджетной либо бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита обязательно) в течение установленных сроков их хранения (пп. 7 п. 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского (бюджетного) учета, и (или) бюджетной либо бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита обязательно) в течение установленных сроков их хранения (пп. 7 п. 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Вопрос: Можно ли удерживать из заработной платы работников расходы на питание, которое работодатель напрямую оплачивает исполнителю услуг? Как оформить заявление работников об удержании из заработной платы?
(Консультация эксперта, 2025)Конкретную сумму возмещения стоимости питания, подлежащую удержанию, прошу рассчитывать ежемесячно по факту оказания услуг питания согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг, подписанному исполнителем и заказчиком, из расчета на одного работника исходя из количества рабочих дней в каждом календарном месяце соответствующего финансового года (без учета дней нахождения в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемых отпусках, в учебном отпуске, в отпуске по беременности и родам, в служебной командировке, на больничном вследствие временной нетрудоспособности или по уходу за ребенком, а также дней отсутствия работника на работе по иным обстоятельствам).
(Консультация эксперта, 2025)Конкретную сумму возмещения стоимости питания, подлежащую удержанию, прошу рассчитывать ежемесячно по факту оказания услуг питания согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг, подписанному исполнителем и заказчиком, из расчета на одного работника исходя из количества рабочих дней в каждом календарном месяце соответствующего финансового года (без учета дней нахождения в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемых отпусках, в учебном отпуске, в отпуске по беременности и родам, в служебной командировке, на больничном вследствие временной нетрудоспособности или по уходу за ребенком, а также дней отсутствия работника на работе по иным обстоятельствам).
Статья: Определение степени искажения показателей отчетности
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Также следует учитывать: отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, в течение установленных сроков его хранения признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. При повторении правонарушения штраф варьируется от 10 000 до 20 000 руб. (его могут заменить дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Также следует учитывать: отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, в течение установленных сроков его хранения признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. При повторении правонарушения штраф варьируется от 10 000 до 20 000 руб. (его могут заменить дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет).
Статья: Особенности методики и организации налогового аудита
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)- отсутствие подтверждающих документов для части расходов.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)- отсутствие подтверждающих документов для части расходов.
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, при включении рассматриваемого правила о сокращении межбюджетной субсидии в содержание правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий его реализация в счет погашения штрафных средств будет противоречить вышеуказанным нормам БК РФ.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, при включении рассматриваемого правила о сокращении межбюджетной субсидии в содержание правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий его реализация в счет погашения штрафных средств будет противоречить вышеуказанным нормам БК РФ.